Мы должны стараться улучшить себя, а не других

Потому что реальный факт состоит в том, что если у меня есть трудности с другими, то это из-за того, что недостаток сознания Кришны испытываю я, а не они. Понятно?(ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)

Тем не менее в нашем обществе могут быть люди, которые не являются преданными, но являются членами ради материальных благ – таких необходимо избегать; в случае конфликта мы можем обратиться к наставнику или административно старшему преданному, если это принесет кому-то благо или избавит кого-то от потенциального вреда.

Точно так же, как во Вриндаване живут свиньи и собаки, так и множество мошенников, прикидывающихся вайшнавами, живут там. Берегись их. (ПШП Ниранджане, 21 ноября 1972)

- Каковы последствия оскорблений преданных?

(Можно задать вопрос подопечным. Затем добавить свои варианты. Например: теряем веру, вкус и энтузиазм; теряем уважение к тому, кого оскорбили; развиваем в себе тенденцию к оскорбительному отношению; огорчаем Кришну, Шрилу Прабхупаду и гуру; останавливаем свой рост в сознании Кришны и возвращаемся к материальной деятельности)

Итак, если Сознание Кришны покрыто материальными грехами, освободиться от них можно просто повторяя мантру Харе Кришна, но тот, кто осквернил свое сознание Кришны, оскорбив брахмана или вайшнава, не сможет восстановить его, пока не искупит свой грех, то есть не заслужит прощение оскорбленного им вайшнава или брахмана . Так пришлось поступить Дурвасе Муни, который в конце концов сдался на милость Махараджи Амбариши. Искупить вайшнава-апарадху можно, только вымолив у оскорбленного вайшнава прощение, и никак иначе. (Шримад Бхагаватам 4.26.24, комментарий)

Наша истинная преданность и искренность в служении духовному учителю доказывается взаимным духом сотрудничества в развитии этого Движения, а не разделением на фракции и отклонениями.

(Шрила Прабхупада, письмо Бабру, 9 декабря 1973)

- Что такое оскорбление?

Мин.

(Можно лекцией с примерами)

1. Находить недостатки в вайшнаве из-за его явного низкого происхождения.

2. Поносить его за ранее совершенные ошибки.

3. Поносить его за случайное падение.

4. Поносить его за ошибки, которые почти исправлены.

(Шри Харинама Чинтамани)

- Что делать, если Вы совершили вайшнава апарадху? И как ее избежать?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем поделиться своим мнением)

Просить прощения

Если, находясь под влиянием материальных гун, человек совершит оскорбление или нанесет обиду преданному, ему следует искренне раскаяться и умолять о милости и прощении у стоп такого преданного. Преданный, милостивый по природе, простит обидчика. (Шри Харинама Чинтамани)

Прославлять преданных

Теперь, когда сегодня ты пришел ко мне в дом, я достиг славы и моя жизнь полностью увенчалась успехом. Возможность видеть вайшнава так же редка, как и возможность видеть Шри Хари. Должно быть я обрел огромное благочестие, такое же большое как и гора Меру. Вот почему я вижу такого великого вайшнава как ты". (Хари Бхакти Виласа)

- Домашнее задание:

Прочитать цитаты к данному уроку.

Попросить прощения у трех людей (желательно преданных), которых мы в прошлом обидели или с которыми вели себя недружелюбно.

Проанализировать свою жизнь и подумать как Вы могли бы проявлять свое уважение и заботу о преданных в Вашей жизни. Записать идеи.

Занятие 36. Уважение к преданным: критика.

(При подготовке к данному занятию необходимо прочитать статью от Комитета по Защите Сиддханты при Национальном Совете: «Прививка против лжи»)

- Что такое критика?

Мин.

(Можно лекцией)

Просто критиковать и ничего не делать — это занятие недостойных людей. (ПШП Нитьянанде, 25 ноября 1972)

- На чем основано критическое настроение и как его избежать?

8 мин.

(Продолжение лекции)

На непонимании положения преданных: что это возвышенные личности, но они все еще могут быть несовершенны

Не сгущай краски. Нельзя сказать, что если в наших духовных братьях или сестрах есть недостатки, если допускаются ошибки в руководстве или не хватает духа сотрудничества, то это оттого, что все имперсоналисты, нет. Такова природа живущих: у них всегда есть недостатки. Даже в духовном мире есть недостатки и зависть — иногда гопи ссорятся из-за благосклонности Кришны, а однажды Кришна так увлекся Радхой, что пытался по ошибке подоить быка вместо коровы. Иногда гопи так торопились на встречу с Кришной, что путали кум-кум и тушь для ресниц, а их одежды и украшения выглядели так, как будто маленькие дети пытались одеться самостоятельно, и у них не очень получилось. Таких примеров множество.

Это не то же самое, что материальные недостатки или материальная зависть, все это духовно, потому что вращается вокруг Кришны. Иногда, когда одна из гопи служит Кришне особенно хорошо, другие говорят: «О! Она хорошо поработала. Дай-ка я сделаю лучше, чтобы Кришна был доволен». Это зависть, но она духовна, лишена злобы. Мы не должны рассчитывать на то, что где-то существует какая-то утопия. Вот где имперсонализм. Люди не должны ждать от Общества сознания Кришны утопии. Поскольку преданные — это личности, недостатки будут всегда. Разница состоит в том, что их недостатки — поскольку они пожертвовали всем ради служения Кришне: деньгами, работой, репутацией, имуществом, образованием, всем — их недостатки стали духовными, ибо, что бы они ни делали, их главное желание состоит в том, чтобы служить Кришне. «Даже если преданный совершает отвратительные поступки, его следует считать святым, ибо он на правильном пути».

Преданные Кришны — самые возвышенные личности на этой планете, лучше королей, каждый из них. Поэтому мы должны постоянно помнить об этом и, подобно шмелям, искать лишь нектара, то есть, лучших качеств в каждой личности. Не уподобляться утопистам, которые, как мухи, летят на открытые язвы, ищут недостатков в личности. И, не найдя никакой утопии, не найдя ни одного человека, лишенного недостатков, они желают пустоты, желают раствориться, стремятся в ничто — они думают, это утопия, избавиться от личности. Так что если порой между преданными возникают некоторые разногласия, это не из-за имперсонализма, а из-за того, что они — личности, и эти разногласия не следует принимать слишком всерьез. Преданный всегда настроен по отношению к материальному миру пессимистично, но духовная жизнь встеляет в него оптимизм. Поэтому ты должен понять, что каждый, кто занят в преданном служении, прекрасный человек. Я очень рад, что ты так хорошо помогаешь своим духовным братьям. Да, это и есть наше истинное положение: слуга слуги слуги. Своим спокойным и смиренным настроением ты подаешь пример вайшнава, и многие смогут научиться этому у тебя, так что скоро их напыщенность исчезнет, и они придут и будут советоваться с тобой по разным вопросам. (ПШП Атрея-Риши, 4 февраля 1972)

- К каким негативным последствиям она приводит?

Мин.

(Попросить преданных набросать идеи. Добавить свои. Например: разрушение веры, энтузиазма, укрепление критического настроения)

- Может ли критика применяться, и если да, то в каких случаях?

Мин.

(Можно лекцией, на основе «Прививка против лжи»: критиковать может лишь тот, в чью обязанность это входит по служению, при этом критика должна быть не оскорбительной (отделяющей «грех от грешника»), с желанием улучшить положение дел, и говориться в глаза преданному, которого она касается, с желанием помочь ему. Остальная критика приведет лишь к отрицательным результатам.)

- Можно ли «критиковать по делу»?

Мин.

(Можно задать вопрос, обсудить. Затем дать свой ответ. Предлагаемый ответ: если преданный действительно совершает что-то неправильно, необходимо обратиться к своему наставнику или к преданному, несущему административную ответственность по данной сфере.)

- Как отсутствие критики отличается от бездействия?

Мин.

(Можно задать вопрос и дать свой ответ. Предлагаемый ответ: не критиковать не значит ничего не делать. Можно обратиться к тому лицу, которое может исправить положение дел. Но создавать критическую атмосферу нельзя.)

- Каковы могут быть неправильные реакции на неправильное поведение? Приведите примеры.

Мин.

(Можно лекцию, затем попросить привести примеры)

В нашем Обществе ИСККОН супружество означает, что обе стороны полностью заняты в сознании Кришны. Я принял к сведению твои жалобы на преданных, но было бы лучше тебе самой подавать пример, чем критиковать недостатки преданных. Нужно всегда помнить, что мы привлекаем новых членов из среды обычных людей. Не следует надеяться, что каждый новый человек мгновенно достигнет стандартной квалификации. Для тебя лучше всего будет подавать пример своим личным поведением и постараться забыть все эти неприятные происшествия и поддерживать дружеские отношения друг с другом. Так что я надеюсь, что ты немедленно вернешься к своему мужу, забудешь все несогласия и будешь в полной мере сотрудничать с другими в развитии берлинского центра. (ПШП Вриндадеви, 14 октября 1971)

- Какова правильная реакция не неправильное поведение?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свое понимание)

Наши рекомендации