Функционирование земельных систем и земельных отношений в некоторых обществах Черной Африки
Общественное усложнение и увеличение числа земельных систем.Исследования, предпринятые начиная с 1969 г. Э. Ле Руа и различными членами Парижской лаборатории юридической антропологии, позволили идентифицировать три уровня земельных отношений, соотношение между которыми зависит от степени усложнения самого рассматриваемого общества: чем более сложно общество, тем более сложны уровни, на которых оно строит свои земельные отношения. Свидетельством тому нижеприведенная таблица[51]:
Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 123
Тип структуры | Установленные отношения | Идентифицированные системы | Логика общества | Источник права |
Элементарная | внутренние | эксплуатация | общинная | миф |
Полуэлементарная | внутренние, внутренне-внешние | эксплуатация и распределение | то же | миф и обычай |
Полусложная | внутренние, внутренне-внешние, внешние | эксплуатация, распределение, раздача | то же | миф, обычай, судебное решение |
Сложная | частные/ общественные | земельные/ аграрные/ торговые | индивидуалистическая | государственный закон |
Согласно этой типологии, имеет место связь между усложнением общественной структуры и постепенной организацией специализированной политической власти, появлением государства, характеризующего сложные общества, в которых преобладает индивидуалистическая логика. Другими словами, здесь мы видим в действии принцип накопления: в зависимости от типа общества (причем без обязательной хронологической последовательности, на которой настаивает эволюционистская однолинейная интерпретация), типы отношений внутри этого общества более или менее многочисленны. Источникам права известен также плюрализм, увеличивающийся в соответствии с типом рассматриваемого общества. Тот же принцип применяется и к земельным системам. У любого общества имеется своя система эксплуатации земли, но не у каждого общества обязательно имеется также и система распределения или раздела. Следовательно, нам предстоит теперь более четко определить эти три типа земельных систем.
Система эксплуатации земель.Система эксплуатации земель включает в себя совокупность правил, призванных обеспечить использование пространств, а также обработку земли самими членами группы, которой эта земля принадлежит. Это определение влечет за собой множество последствий.
Эксплуатация ограничивается использованием земли в определенных целях, каковое использование предопределено общественным статусом лица, эксплуатирующего эту землю. Если индивидуум занимает одно из низших мест в общественной иерархии, он эксплуатирует землю исключительно в целях выживания. Если он эксплуатирует землю в качестве зависимого родственника или вместе с другими индивидуумами, имеющими такое же социальное
Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 124
положение, то речь идет уже о совместной эксплуатации. Он может также эксплуатировать землю через посредство ее предыдущего владельца или даже опосредованно, через право на владение, которое ему предоставляет непосредственно глава группы.
Эксплуатация определяется методом обработки. В этой связи можно выделить несколько типов производства:
1) производство как повинность, когда обработка земли обязательна или должным образом предписана (политической властью);
2) производство как проявление солидарной ответственности, когда обработка земли обязательна, а санкции за отказ незначительны (семейное производство или обработка надела по месту жительства);
3) производство по договоренности, когда обработка земли осуществляется по добровольной договоренности, а отказ от обработки влечет за собой довольно существенные санкции (такое производство обычно имеет место в рамках контракта, предусматривающего обязанности сторон и санкции, применимые в случае незаконного разрыва договорных отношений);
4) кооперативное производство, когда обработка земли осуществляется на добровольных началах, а санкции за отказ незначительны (оно особенно распространено среди жителей одной местности, например, как кооперация жителей одной деревни).
Производственная деятельность находится под защитой так называемых плодоносных союзов, в которых значительную роль играет отношение человек–бог. Такой союз может быть изначальным, когда предполагается, что предок–основатель рода заключил договор с невидимыми могущественными божествами. Он может также выражаться в виде периодических жертвоприношений. При такой системе права на землю легко переходят от одного индивидуума к другому, поскольку земля все-таки остается собственностью родовой группы, из которой эти индивидуумы не могут выйти.
Некоторые группы, например охотники и собиратели, понимают совокупность своих отношений как дело исключительно внутреннее и применяют лишь одну-единственную систему эксплуатации земли. Однако многие другие общества связывают группы между собой посредством более сложных отношений, в результате чего появляется система распределения продуктов обработки земли, которая может быть дополнена системой распределения самой земли.
Системы распределение продуктов обработки земли и распределения самой земли.Система распределения продуктов обработки земли устанавливает отношения между группами и между индивидуумами путем распределения этих продуктов. Она предусматривает совокупность операций, в результате которых происходит распределение продуктов обработки земли, рассматриваемых в этом случае как достояние группы, либо внутри одной группы, либо между группами. Критерии такого распределения
Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 125
обусловлены социальной межгрупповой иерархией, уровнем включения индивидуума в соответствующую социальную группу (группы) и ролью, которую данный индивидуум играет в экономической деятельности, в результате которой образуется это достояние.
Система распределения земель касается внешних отношений групп, т.е. отношений, которые группы поддерживают между собой. Обычно такие отношения имеют место в оседлых обществах, обладающих специализированным политико-юридическим аппаратом {в виде племенного территориального образования или королевства). Она выражается совокупностью решений в области распределения земель между группами и приводит к иерархизации или присвоению прав на землю. В отличие от системы эксплуатации земли в системе распределения земли земля остается неотчуждаемой: будучи однажды распределена, она не выходит более за пределы владеющей ею группы. С другой стороны, земля может передаваться внутри данной группы: в связи со смертью владельца или между живыми индивидуумами в зависимости от их потребностей и их общественного положения.
Многие облеченные властью лица имеют право вмешиваться в операции по распределению земли и распределению ее даров. Среди этих лиц наиболее важную роль играют управляющий землей и глава рода.
§ 3. Земельное управление
Раздел 3. Договорные отношения
§ 1. Общественное положение и договор: теоретическая эволюция
§ 2. Договорные отношения в традиционных обществах
А. Общие положения
Б. Процедуры заключения договоров
В. Повинности по договору
Г. Исполнение договора
Земельное управление
Управляющий Землей.Функции управляющего Землей были хорошо изучены Р. Вердье[52]. Управляющий Землей является представителем наиболее древнего рода, который унаследовал от Предка-основателя рода права и обязанности, полученные этим Предком в результате союза, заключенного им с Землей. Его функции не являются политическими: управляющий Землей имеет власть над людьми, поскольку он имеет власть над землей, тогда как политический вождь имеет власть над землей, поскольку он имеет власть над людьми. Управляющий Землей обязан своей властью самой земле, а политический вождь обязан своей властью людям, поскольку он получает ее по наследству или в результате выборов.
Власть управляющего Землей обычно более священна, чем власть политического вождя, о чем свидетельствует, например, пословица племени луунда: «Избранный вождь – это пепел, который уносит ветер; управляющий Землей – это уголь, который остается». Это различие функций может сопровождаться различием между лицами, их отправляющими: либо одно и то же лицо являет-
Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 126
ся одновременно и управляющим Землей, и политическим вождем, либо власть над землей четко отделена от политической власти, либо, наконец, нет другой власти кроме власти управляющего Землей. Двойственность власти возникает обычно либо в результате наследственной иммиграции, либо в результате наслоения друг на друга двух этнических групп. Вновь прибывшие стремятся обычно не присвоить себе права, принадлежащие коренным жителям (что может навлечь на них гнев духов Земли), а заключить с этими коренными жителями союз В этом случае к управляющему Землей присоединяется политический вождь, выбираемый из иммигрантов, который берет на себя функцию защиты нового сообщества.
В отличие от власти политического вождя власть управляющего Землей является прежде всего культовой. Она может дополняться властью на уровне земельных отношений Когда лицо, облеченное этой властью, отправляет культовые обряды, его именуют «Жрецом Земли» оно следит за соблюдением литургического календаря при осуществлении сельскохозяйственных работ, должно не допустить или исправить последствия какого-либо действия, угрожающего жизни сообщества и т. п. Любой управляющий Землей отправляет культовые функции в этом смысле управляющий Землей всегда является жрецом. Земли. Однако жрец Земли не всегда является управляющим Землей, поскольку его функции могут оставаться чисто культовыми.
Глава рода.Любой род обладает правами на социально-юридическое образование, которое мы будем именовать «родовым поместьем». Это пространство не является чисто территориальным понятием площадь родового поместья не обязательно четко определена, поскольку эти земли образуют обычно довольно разнородный и даже подвижный комплекс, который может изменяться в результате отторжения какой-либо его части или в результате ухода какого-либо члена рода на поиски новых земель. Глава рода должен следить за тем, чтобы земля распределялась между членами рода так, чтобы обеспечить существование каждого из них Но главным образом он является гарантом преемственности рода. В этом смысле он должен обеспечить сохранение земли в собственности рода (принцип передаваемости родовых земель только внутри рода, исключение женщин из числа лиц, могущих наследовать землю женщины не могут наследовать землю, но могут в системе родства по материнской линии передавать права, принадлежащие их братьям, их собственным сыновьям). В случае разделения рода, он должен обеспечить целостность земельного достояния если размеры родовых земель остаются неизменными, а численность рода возрастает, глава рода пересматривает соответствующим образом земельные права и перераспределяет земли, если члены рода осваивают новые земли, он применяет правила, в соответствии с которыми эти новые земли присоединяются к ро-
Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 127
довому поместью (главным образом в случае, когда лица, освоившие эти земли, не вступили во владение ими при их жизни или передали права на них одному из членов рода).
Из вышеизложенного видно, что земельные отношения основываются на принципе множественности власти, столь любимом африканскими обществами политический вождь, жрец Земли, управляющий Землей, глава рода (а внутри рода индивидуумы, классифицируемые в соответствии с их социальным положением) участвуют в той или иной степени в управлении земельным достоянием на принципах, обусловленных способами легитимации, свойственными каждой из этих властей священная связь с Землей для управляющего Землей, наследственная связь для главы рода, функция защиты для политического вождя.