Нет, наоборот мы должны быть крайне уважительны
Что касается твоего второго вопроса о приветствии карми, если карми является другом, просто поприветвуй его словами «Харе Кришна» и приложи сложенные руки ко лбу. Если карми – старший родственник, поприветствуй егословами «Харе Кришна» и поклоном до земли. Таким должен быть этикет общения в нашем Обществе. Если у тебя появятся вопросы, спроси мужа или спроси меня. Тебе следует иметь глубокие знания о Сознании Кришны. Но, поскольку ты очень привязана к повторению Святых Имен, трудности для тебя не будет. (ПШП Арудхати, 16 июня 1969 года).
По поводу твоего вопроса о том, как оказывать почтение санньяси: любому санньяси, даже если это санньяси-майявади, надо оказывать почтение — вреда не будет. Как ты заметил, мы следуем наставлению Господа Чайтаньи, который говорит, что нужно оказывать почтение другим в соответствии с их положением, но нет необходимости постоянно общаться с каждым из них. Даже если человек вайшнав, но у него дурной характер, мы можем оказать ему почтение, как подобает, однако общаться с ним не следует. (ПШП Джаяпатаке, 30 апреля 1970)
Даже проповедуя непреданным, никогда не следует считать себя лучше, выше этой личности. Это не вайшнавское настроение. Вайшнав никогда не думает, что он лучше кого бы то ни было, даже если он уже двадцать пять лет повторяет ежедневно шестнадцать кругов и следует всем — даже четвертому — регулирующим принципам и проповедует кому-то, кто с гамбургером и пивом выходит из казино в обнимку с подружкой. Если вы считаете себя лучше этого человека — вы падший. Мы должны думать, что мы чрезвычайно удачливы, потому что получили милость гуру и вайшнавов, и делиться этой удачей. Велики не мы, а то знание о Кришне, которое мы можем дать, и предназначено оно для других людей так же, как и для нас. И мы знаем, что без милости Кришны, гуру и вайшнавов мы были бы не лучше. Поэтому Прабхупада в своей удивительной молитве «Маркине бхагавата-дхарма» говорит: «О мой Господь, у меня нет ни преданности, ни знания. Но меня назвали Бхактиведанта — „знание о преданности“. И теперь только от Тебя зависит, оправдается ли мое имя. Если Ты того хочешь, мой Господь, Ты можешь дать мне слова, которые дойдут до сердец людей. Ты — кукловод, а я — Твоя марионетка. Заставь меня танцевать, как Ты хочешь». В таком настроении пребывает великая душа. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)
- Каковы проявления фанатизма в данном вопросе?
Мин.
(Можно попросить привести примеры, после чего дать свои пояснения)
Агрессия и неуважение
Вы жалуетесь, что встретив двух моих молодых учеников в Калифорнии, нашли, что они «неподобающим образом вели себя по отношению к людям, с которым встречались». Конечно, я не знаю, что именно там происходило, каковы были обстоятельства, но прошу вас милостиво простить моих любимых учеников, извинить их, если с их стороны имели место какая-то злость или неучтивость. В конце концов, полностью посвятить свою жизнь служению Богу не так уж легко. И майя, материальная энергия иллюзии, она особенно старается отбить и снова закабалить тех, кто оставил служение ей ради того, чтобы стать преданным. Так что порой на начальной стадии преданного служения, чтобы выдержать атаки майи и остаться сильными во всех обстоятельствах и испытаниях, молодые, неопытные преданные настраивают себя против тех вещей или людей, которые могут быть потенциально опасны для их нежной лианы бхакти. Они могут даже чрезмерно погружаться в это настроение, просто чтобы защитить себя, а тогда некоторым непреданным, которые, возможно, сами еще в высшей степени увлечены материальной энергией майи, они кажутся плохими или безнадежными. … Как вы говорите, «человеку свойственно обшибаться», поэтому от неофита всегда можно ожидать каких-то отклонений. Пожалуйста, рассмотрите ситуацию в этом свете и простите им их небольшие ошибки. Важно то, что они посвятили свою жизнь, все, что у них есть, Кришне — это ни в коем случае не ошибка. (ПШП Линни Людвиг, 27 ноября 1973)
В этом стихе Махараджа Парикшит объясняет, что преданный Господа - единственное совершенное живое существо. Преданный Господа ни к кому не относится враждебно, хотя многие могут считать его своим врагом. Преданному Господа не по душе общаться с непреданными, хотя он и не относится к ним враждебно. Он жаждет общения с преданными Господа. Это совершенно естественно, поскольку птицы одного полета держатся вместе. (Шримад Бхагаватам 1.19.16)
Мы видим, что люди сейчас живут демонической жизнью. Они создают мощнейшие бомбы и тратят на это огромные деньги. ... Трудно любить таких людей, но мы должны ненавидеть болезнь, а не тех, кто болен. Люди губят свои жизни потому, что их чистое сознание покрыто, затуманено невежеством и иллюзией … Господь находится в сердце всех живых существ. Но подобно тому, как темные тучи застилают солнце, тучи невежества—главного корня болезни, который вызывает все симптомы виде нежелательных поступков, нежелательных мыслей и вообще всего нежелательного в этом мире, -скрывают чистый свет души. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)
- Домашнее задание:
Прочитать цитаты к данному уроку
Написать эссе на тему: «как уважительно общаться с непреданными, при этом не вступая в асат-сангу?»