Предопределение в протестантизме и католицизме
Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Это - один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения Христианской Церкви. Согласно этому догмату, Всезнающий БОГ уже заранее предопределил одних людей к добру, а других - к ЗЛУ; одних -- к вечному блаженству, а других - к вечному осуждению. Отсюда, спасутся только те, кого Бог избрал "прежде создания мира", все же остальные люди погибнут.
Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко УШЛО от фатализма, утверждающего, что все предназначенное судьбой неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, бессильны и беспомощны изменять свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть непременно будет; а то, чему не суждено, никогда и не случится. Фатализм, детерминизм и "лредопределенчество" сходны именно своей идеей безысходности и обреченности.
Учение о предопределении, как ни странно, было впервые разработано Августином Блаженным (354-439). Этот отец Церкви и христианский философ учил, что Божье решение: кого спасти и кого погубить, - не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, так как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения человек утратил не только "образ Божий и подобие", но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной Церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио, в 529 году.
Такое решение Собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке Британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божией. На Карфагенском Соборе 418 года были приняты 8 правил "против ереси Пелагия и Целестия" (правила 123-130 в "Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец"), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. Окончательно ересь Пелагия была осуждена Церковью на Третьем Вселенском соборе в Ефесе (431 г.).
В своем учении о благодати Августин говорил, что спасение человека возможно только с воздействием на его природу особой божественной энергии - благодати, которая является фактором, позволяющим человеку реализовать свои стремления к Свету. Свобода воли человека выражается лишь способностью стремится к чему-либо и спасение человека без благодати невозможно. Эта спасающая сила подается Богом каждому человеку, но не все могут принять её в силу способностей воли каждого отдельно взятого человека, поэтому не все люди спасутся. Господь своей благодатью и пробуждает в человеке желание и стремление к Истине. Он Сам решает кому и когда её подать.
То есть обращение человека полностью зависит от Воли Бога, как и его добрые дела. Господь указывает человеку на возможность совершения доброго дела, дает силы и создает такие обстоятельства, при которых совершение представляется возможным. Свободная воля была у человека до грехопадения, после же склонность человека ко греху извратила природу человека настолько, что он уже не может свободно выбрать между светом и тьмой, что его постоянно тянут в пучину греха собственные страсти. Августин проводит грань между благой и злой волей. Поврежденная злая воля может совратить и вставших на путь добра. Значит не все, принявшие благодать, сохраняют постоянство в добре.
В монастыре, под влиянием творении Августина, Лютер все более убеждается в правоте суждения блаженного, что оправдание человека происходит Божией благодатью через веру без участия благих дел самого человека. Еще Мартина очень мучает то, что даже в монастыре он не может победить греховных привычек. Бог представляется ему в образе строгого отца, который жаждет наказать его за грехи. Молодой монах копается в себе, находя все больше и больше пагубных душевных страстей, и впадает в отчаяние. Его духовник Иоганн Штаубец советует Лютеру почитать творения мистиков в надежде, что Мартину поможет чувство осознания, что Бог есть Абсолютная Любовь, но Лютер понимает, что он не может в совершенстве любить Бога, хотя чтение и выводит его из состояния безнадежного отчаяния. В 1507 году Лютер был рукоположен в священника и отправлен Штаубецем в Виттенбергский университет преподавателем богословских наук. Здесь он получает степень доктора богословия и назначается проповедником соборной церкви. Учение об оправдании продолжает развиваться в сознании Лютера. В 1510 году Лютер разочарован посещением Рима из-за неблагоговейности римского духовенства. Посещение Рима - событие, морально разграничившее жизнь Лютера на две разные половины. С этого времени он все меньше благоговел перед престолом римского папы, и позже это чувство переросло в пренебрежение и ненависть к папскому деспотизму.
Лютеранское исповедание веры говорит о том, что человек спасается только верой, по благодати Бога. Христос своею крестною смертью искупил человечество, значит, по мнению Лютера, полностью освободил верующих в Него от необходимости самоискупления благочестивыми поступками. «…ни один человек не может знать, сколько ему следует воздавать (совершить искупительных деяний) за какой-то один грех, не говоря уже обо всех»
Бог, по лютеранскому учению оправдывает человека «даром», отсекает грех от человека. Тот, кто поверил, объявляется чистым и спасенным в силу своей веры. Это учение о пронунциации - невменении человеку грехов после акта уверования. После крещения человек будет спасен однозначно.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения.
Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге "Наставлений в христианской вере" (главы 21-24). В своих логических рассуждениях Кальвин идет к раскрытию учения о предопределении от учений о благодати и оправдания верой, в которых говорит, что предназначение человека - быть «сосудом Воли Божией», а после совершения первородного греха человек теряет образ Божий, перестает быть отражением Его Воли в мире.
Вопрос о том, почему Бог одних осуждает, а других спасает, является тайной, как учит Кальвин. Пытаться объяснить это - значит признавать, что над Богом довлеет какой-то закон, но это не так, и сохраняется в тайне, потому что воля Бога является мерилом и законом существующих концепций нравственности. Это суждение перекликается с исламским учением о воле Аллаха. Нам не дано знать, почему Господь выбирает одних и осуждает других, Его свобода выбора безусловно определяется понятием Его Божественной сущности.
Бог спасает того, кого хочет, и его решения показывают Его справедливость и мудрость. Кальвин пишет, что Бог движет как благой волей человека, которого спасает, так и злой волей человека, которого осуждает, и это не является злом, потому как понятия греха и зла существуют только для твари. Грехопадение Адама было предрешено и произошло не по свободной воле Адама, а потому, что Бог Сам пожелал падения человека Ж.Кальвин. Наставления в христианской вере. Электронная версия книги в формате djvu
Бог подает избранным своим всесильную благодать, противиться которой они не могут, поэтому существует понятие «непреодолимой благодати» в кальвинизме. Так и грешники, предопределенные к осуждению, не могут противиться божественной воле, осуждающей их на погибель.
Таким образом, человек нисколько не участвует в деле своего спасения, и судьба его предрешена еще до его рождения. Кальвин рассуждает, что все было предопределено еще до сотворения мира, когда Бог замыслил творение, Он естественно уже знал как всё произойдет, до самых мелочей, а так как мысль, слово и воля в Боге неразделимы, идея создания мира и мир в действительности также неразделимы. Значит Бог знал, что грешники будут осуждены и всё следует Божественному замыслу, плану.
Кальвинистское учение о безусловном предопределении неизбежно напоминает древнеязыческую веру в рок, судьбу или фатум. В своих «Наставлениях в христианской вере» Кальвин несколько раз говорит о философской системе стоиков, а в частности об их учении о судьбе
Если у Лютера предопределение сочеталось с утешительным учением об оправдании, то у Кальвина оно является грозным, жестким и действительно страшным. Последователи Кальвина даже пытались смягчить его учение, говоря о том, что предопределение появилось после падения человека и отрицали его довременность.
Билета нет. . Христология святителя Кирилла Александрийского. Критический разбор ересей монофизитов и монофелитов. Учение о воипостасности человеческой природы Христа. Определения Церкви Христовой. Библейские образы Церкви. Представления о границах Церкви в святоотеческом богословии.
Билет №6.