Общие сведения о проблеме
Знакомство с критериями проверки блока С.
Методика подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Композиция и содержание сочинения-рассуждения. Формулировка проблемы и авторской позиции.
Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. Композиция— это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей. Сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёх-частной схеме: вступление — основнаячасть — заключение.
Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргументировать его (см. критерии К2, КЗ, К4).
Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:
1. Проблема
2. Комментарий к проблеме
3. Позиция автора
4. Собственное мнение
Аргумент 1
Аргумент 2
5. Вывод
Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.
Основные средства связи между предложениями в тексте
Название средства | Пример | ||
1. | Слова-заместители: • местоимения • наречия • синонимы • различные оценочные обозначения родовидовые слова • имя собственное — имя нарицательное |
| |
2. | Лексические повторы | Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша). | |
3. | Соответствие видовременных глагольных форм | Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. | |
4. | Предлоги | Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер). | |
5. | Анафора (единоначалие) и эпифора (концовка) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. | |
6. | Параллелизм | ...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). | |
7. | Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов). | |
8. | Вопросительные предложения | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. | |
9. | Союзы | 1 . Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин). 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин). | |
10. | Порядок слов в предложении (прямой, обратный) | Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев) | |
11. | Последовательность в изложении мыслей | встал, умылся, позавтракал | |
12. | Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. | |
13. | Вводные слова, организующие порядок высказывания | итак, наконец, в заключение разговора | |
Типичные ошибки:
Ø нарушена последовательность изложения мыслей;
Ø нарушена смысловая цельность и связность;
Ø не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;
Ø отсутствуют связки между абзацами.
На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.
Проблема | |
Комментарий | |
Позиция автора | |
Моя позиция | |
Аргумент 1 | |
Аргумент 2 | |
Заключение |
Виды и формы вступления
Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
Виды и формывступления:
- проблемный вопрос;
- общие сведения о проблеме;
- ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме;
- создание определенногоэмоционального настроя;
- описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста;
- цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой;
- обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Проблемный вопрос
Самый простой и часто используемый способ зачина.
1. Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.
2. Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Общие сведения о проблеме
Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, можно оттолкнуться от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется.
Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.