Как преданного; наше общение с супругом будет вдохновлять нас на служение, а не на желание наслаждаться материальной жизнью
С духовной точки зрения мы должны чувствовать, что наш партнер нечто большее, чем мой муж или моя жена. Муж должен чувствовать, что его жена – возлюбленная дочь Бога, которую Он передал под его заботу. Как ты к ней относишься, так Бог отнесётся к тебе. Всё важно - как ты с ней разговариваешь, как к ней относишься, как оберегаешь. Говориться, что забота проявляется на трех уровнях – физическом, эмоциональном и духовном. Твой духовный прогресс проявляется в том, как ты защищаешь, как прощаешь и как уважаешь своего(ю) супруга(у), как собственность Бога, дар Бога. И жена должна чувствовать, что ее партнер не просто ее муж, но возлюбленный сын
Бога, доверенный ей для заботы, верности и поддержки. Если вы так относитесь друг другу, тогда семейные узы становятся настоящей йогой. И вы достигните великих духовных успехов. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)
- Какое положение жена занимает к мужу. Почему?
Мин.
(Можно лекцией. Для женщин лучше сделать акцент на их подчиненном положении. Для мужчин лучше сильного акцента не делать, т.к. может привести к серьезным проблемам)
По поводу твоего вопроса о том, как муж становится духовным учителем жены: с каждым, кто способен давать наставления в духовной жизни, следует обращаться как с духовным учителем. Есть два вида духовных учителей: инициирующий и наставляющий. Так вот муж может помогать жене как наставник. (ПШП Химавати, 24 января 1969)
На самом деле система такова, что муж является духовным учителем для жены, но если жена способна привести своего мужа к духовной практике, то не будет ничего дурного в том, чтобы мужу принять свою жену в качестве духовного учителя. (ПШП Шилавати, 14 июня 1969)
Такими должны быть отношения между мужем и женой. Великие люди, подобные Чьяване Муни, всегда стремятся занимать главенствующее положение. Они не склонны никому подчиняться. Вот почему Чьявана Муни был так гневлив. Но его жена Суканья понимала характер мужа и вела себя соответствующим образом. Если женщина хочет быть счастливой в семейной жизни, она должна понять характер своего мужа и стараться доставлять ему удовольствие. В этом – победа женщины. (Шримад Бхагаватам 9.3.10)
Для женщины муж – главный из богов. Верховная Личность Бога, Господь Васудева, супруг богини процветания, пребывает в сердце каждого. Люди, привязанные к плодам своего труда, поклоняются Ему в образе различных полубогов и их имен. Точно также и женщина оказывает почтение Господу, поклоняясь своему мужу. (Шримад Бхагаватам 6.18.33-34)
- Как муж должен относиться к своей жене и к женщинам в принципе?
Мин.
(Можно лекцией, здесь наоборот сделать акцент для подопечных мужчин, а не для женщин)
С уважением и благодарностью
Таким образом, муж и жена являются благодетелями друг для друга. (ПШП Балаи, 21 июля 1969)
Согласно ведической мудрости, хорошая жена весьма способствует и материальному, и духовному процветанию. (ПШП Дженису Дэмбергсу, 10 декабря 1966)
На самом деле женщина является энергией мужчины. История свидетельствует, что за каждым великим мужчиной стояла либо мать, либо жена. Жизнь семейного человека будет очень счастливой, если у него есть и хорошая жена, и мать. Тогда домашние дела и вся обстановка в доме будут приносить человеку радость. (Шримад Бхагаватам 4.26.15)
В духе сотрудничества
Так муж и жена должны в духе сотрудничества исполнять практику сознания Кришны. Я пришел ради этого. В вашей стране практически никто не ведет семейную жизнь. Движение сознания Кришны способно дать людям семейную жизнь и шанс жить в мире и согласии с женой и семьей. (ПШП Гаурасундаре, 16 января 1969)
Ко всем другим женщинам – как к матерям
Ко всем женщинам царь будет относиться с тем же уважением, с каким относился бы к собственной матери, а жену будет считать половиной своего тела. Он будет заботиться о своих подданных как любящий отец, и всегда считать себя смиренным слугой преданных, которые без устали проповедуют славу Господа. … Просвещенный человек к любой женщине, кроме своей жены, относится как к матери. … Это определение просвещенного человека, данное Чанакьей Пандитом. Человек, обладающий этими качествами, должен считаться эталоном просвещенности. (Шримад Бхагаватам 4.16.17)
Я потерял мать, когда мне было всего четырнадцать лет. Поэтому в детстве мне досталось не так уж много материнской ласки и любви. Но в старости Кришна послал мне множество молодых матерей, которые заботятся обо мне. Еще одна мать, Говинда даси, живет на Гавайях; она постоянно просит меня приехать, так что я собираюсь отправиться туда в этом месяце. (ПШП Ямуне, Малати, Джанаки, 20 февраля 1969 г.)
- Приведите примеры: правильного и неправильного поведений мужа, правильного и неправильного поведений жены, связанных с положением, что жена занимает подчиненное мужу положение.
Мин.
(Можно сделать обсуждение. Примеры могут быть связаны с: мужу следует заботиться о жене, а не господствовать над ней; жене следует принять ценности мужа и помогать ему, а не подавлять свою собственную природу, желая показаться идеальной женой. Муж чувствует свою ответственность перед женой, а не навязывает жене свое «возвышенное» положение. Это очень частая проблема, поэтому уделите ей достаточно внимания)
Брахманандана: На самом деле они чувствуют разочарование, потому что женщина эксплуатируется мужчиной и это факт. Поэтому теперь они хотят противостоять этому.
Прабхупада: Нет, мы не говорим, что муж должен эксплуатировать женщину. Мы говорим, что мужчина должен принять ответственность и дать защиту женщине. (Беседа со ШП, 9 июля 1975)
- В чем заключаются обязанности мужа?
5-10 мин.
(Можно лекцией, для мужчин – 10 мин., для женщин – 5 мин.)