Глава 5. Нарада дает Вьясадеве наставления по Шримад-Бхагаватам

Шримад-Бхагаватам

Структурный обзор

Песнь Первая: Творение

Структура Первой Песни

(с точки зрения вопросов и ответов)

А. – Ответы на вопросы о самом главном. Суть философии ШБ (гл.1-3).

Шесть вопросов – 6 ответов: (первые 5 – прамейа, последний – прамАНа).

1: сАдхйа (В чём высшее, окончательное, абсолютное благо для человека?)

2: сАдхана (Какова суть всех предписаний всех шастр? Какова дхарма, очень сильно просветляющая разум?)

3-5: самбандха: (Вопрос о Кришне и Его аватарах à Каков объект бхакти во многообразии его проявлений?)

6: прамАНа: (Вопрос, наводящий на описание верховной славы ШБ).

Б. – Ответы на три серии вопросов о ШБ (гл. 4-19):

О составлении ШБ (гл. 4-7);

О его слушателе, Парикшите (гл. 7-18);

предыстория рождения (7-11),

рождение (12),

предыстория деяний (13-15),

деяния (16-17),

история проклятия [от чего он решил поститься до смерти] (18).

О встрече слушателя с рассказчиком, Шукадевой, и о начале ШБ (гл. 19).

Структура Первой Песни

(с точки зрения пракаран (тем))

Пракарана I. Главы 1-3 «Беседа мудрецов с Сутой»

Введение, краткий пересказ и методология ШБ. Мудрецы задают шесть вопросов и Сута Госвами отвечает на них во второй и третьей главах.

Глава 1. Вопросы мудрецов

Первые три вступительные стиха являются важнейшими, они cодержат мангалачаран и анубандха-чатуштайу.

Мудрецы Наимишаранйи, потеряв интерес к карма-канде и смешанному преданному служению, наконец решают задать Суте Госвами вопросы о Высшей Истине и чистом преданном служении. Поэтому, приветствуя Суту, они, предвкушая его ответ, прославляют те его качества, которые необходимы для ответа именно на эти самые важные вопросы. Они спрашивают о высочайшей для всех людей садхйе и садхане е ней приводящей. Три вопроса о самбандхе: о причине явления Кришны, о Его лилах и лилах Его аватар. Шестой вопрос касается праманы, источника этих истин и прибежища этих высших духовных прринципов. Они избирают Суту главой собрания и капитаном их путешествия в высшую духовную реальность.

Глава 2. Божественность и божественное служение.(Ступени бхакти)

Задумавшись над вопросами мудрецов, Сута понял что ответом на них должен явится ШБ. Поэтому прежде он возносит молитвы Шукадеве Госвами, а также Вьясе, Господу и другим.

Отвечая на первые два вопроса, он утверждает что высшей целью и благом для всех людей является према-бхакти, а средством её достижения все писания провозглашают садхана-бхакти. Далее он описывает весь путь бхакти и затем доказывает, что высший и единственный её объект это Шри Кришна.

В конце главы Сута объясняет трансцендентную природу Господа, функцию, которую Он выполняет в облике Параматмы, а также истинную цель Его прихода в виде аватар – даровать всем ж.с возможность обрести прему. Тем самым Сута начинает ответ на третий вопрос.

Глава 3. Кришна - источник всех воплощений.(Перечень воплощений)

Продолжая, он отвечает на 3, 4, 5 и 6 вопросы. Сначала описываются пурушаватары, затем лилаватары и Шри Кришну как ВЛБ. Далее приводится философское объяснение того как слушание и прославление деяний Шри Кришны и Его аватар приводят к освобождению от материального самоотождествления и обретению премы. Затем Сута Госвами рассказывает, что средоточием описаний этих лил является неведомое доселе мудрецам писание – Шримад-Бхагаватам. Сута горит желанием пересказать его мудрецам Наимишаранйи. Он объясняет, что это писание содержит совершенные ответы на все их вопросы, упоминает как он был составлен Вьясадевой, передан Шукадеве Госвами, а от Шукадевы Госвами отрёкшемуся Махарадже Парикшиту, постившимуся на берегу Ямуны (Ганги).

Пракарана II. Главы 4-7(ч1) «Составление ШБ»

Вопросы о ШБ и ответ на вопрос о составлении ШБ, как самого лучшего, высшего и совершенного творения самого совершенного мудреца, автора Брахма-сутры – Вьясадевы.

Глава 4. Явление Шри Нарады.(Дополнительные вопросы и начало ответа)

Мудрецы очень воодушевились, услышав о Шримад-Бхагаватам, они загорелись желанием услышать его, но прежде они хотят знать подробности событий связанных с его появлением. Как и почему он был составлен Вьясадевой, передан Шукадеве Госвами, как Шукадева Госвами поведал его Парикшиту и почему Парикшит отрекся от мира.

Сута Госвами начинает рассказ с описания того как Вьясадева исполнив свою миссию, записав все Веды и Пураны, тем не менее остался неудовлетворен. Как раз в этот момент к нему приблизился его духовный учитель Шрила Нарада Муни.

Глава 5. Нарада дает Вьясадеве наставления по Шримад-Бхагаватам

Нарада Муни, зная истинную причину, иронично спрашивает Вьясу почему же он так несчастен, несмотря на то что он достиг совершенства в своем искусстве: записал все Веды, Махабхарату и Веданта-сутру. Вьясадева просит Нараду объяснить это и Нарада дает Вьясадеве наставления, вдохновляя составить амала-пурану, состоящую исключительно из чистых повествований о Господе.

В подтверждение могущества Кришна-катхи он рассказывает как сам он достиг высшего совершенства, према-бхакти, слушая такие повествования. И какое совершенное положение способно даровать каждому преданное служение.

Глава 6. Беседа Нарады с Вьясадевой.(Нарада достигает высшего совершенства)

Вьясадева, проявляя желание следовать по стопам гуру, интересуется дальнейшими событиями жизни Нарады, которая привела его к совершенному положению вечного спутника Господа. И Нарада рассказывает о том как он отрекся, посвятив себя постижению Господа, отправился в лес, получил даршан Господа и услышал Его голос, а в конце жизни обрел вечное духовное тело. Так, объяснив высшее совершенство кришна-катхи и дав Вьясадеве инструкции он удалился.

Наши рекомендации