Глава 5. Нарада дает Вьясадеве наставления по Шримад-Бхагаватам
Шримад-Бхагаватам
Структурный обзор
Песнь Первая: Творение
Структура Первой Песни
(с точки зрения вопросов и ответов)
А. – Ответы на вопросы о самом главном. Суть философии ШБ (гл.1-3).
Шесть вопросов – 6 ответов: (первые 5 – прамейа, последний – прамАНа).
1: сАдхйа (В чём высшее, окончательное, абсолютное благо для человека?)
2: сАдхана (Какова суть всех предписаний всех шастр? Какова дхарма, очень сильно просветляющая разум?)
3-5: самбандха: (Вопрос о Кришне и Его аватарах à Каков объект бхакти во многообразии его проявлений?)
6: прамАНа: (Вопрос, наводящий на описание верховной славы ШБ).
Б. – Ответы на три серии вопросов о ШБ (гл. 4-19):
О составлении ШБ (гл. 4-7);
О его слушателе, Парикшите (гл. 7-18);
предыстория рождения (7-11),
рождение (12),
предыстория деяний (13-15),
деяния (16-17),
история проклятия [от чего он решил поститься до смерти] (18).
О встрече слушателя с рассказчиком, Шукадевой, и о начале ШБ (гл. 19).
Структура Первой Песни
(с точки зрения пракаран (тем))
Пракарана I. Главы 1-3 «Беседа мудрецов с Сутой»
Введение, краткий пересказ и методология ШБ. Мудрецы задают шесть вопросов и Сута Госвами отвечает на них во второй и третьей главах.
Глава 1. Вопросы мудрецов
Первые три вступительные стиха являются важнейшими, они cодержат мангалачаран и анубандха-чатуштайу.
Мудрецы Наимишаранйи, потеряв интерес к карма-канде и смешанному преданному служению, наконец решают задать Суте Госвами вопросы о Высшей Истине и чистом преданном служении. Поэтому, приветствуя Суту, они, предвкушая его ответ, прославляют те его качества, которые необходимы для ответа именно на эти самые важные вопросы. Они спрашивают о высочайшей для всех людей садхйе и садхане е ней приводящей. Три вопроса о самбандхе: о причине явления Кришны, о Его лилах и лилах Его аватар. Шестой вопрос касается праманы, источника этих истин и прибежища этих высших духовных прринципов. Они избирают Суту главой собрания и капитаном их путешествия в высшую духовную реальность.
Глава 2. Божественность и божественное служение.(Ступени бхакти)
Задумавшись над вопросами мудрецов, Сута понял что ответом на них должен явится ШБ. Поэтому прежде он возносит молитвы Шукадеве Госвами, а также Вьясе, Господу и другим.
Отвечая на первые два вопроса, он утверждает что высшей целью и благом для всех людей является према-бхакти, а средством её достижения все писания провозглашают садхана-бхакти. Далее он описывает весь путь бхакти и затем доказывает, что высший и единственный её объект это Шри Кришна.
В конце главы Сута объясняет трансцендентную природу Господа, функцию, которую Он выполняет в облике Параматмы, а также истинную цель Его прихода в виде аватар – даровать всем ж.с возможность обрести прему. Тем самым Сута начинает ответ на третий вопрос.
Глава 3. Кришна - источник всех воплощений.(Перечень воплощений)
Продолжая, он отвечает на 3, 4, 5 и 6 вопросы. Сначала описываются пурушаватары, затем лилаватары и Шри Кришну как ВЛБ. Далее приводится философское объяснение того как слушание и прославление деяний Шри Кришны и Его аватар приводят к освобождению от материального самоотождествления и обретению премы. Затем Сута Госвами рассказывает, что средоточием описаний этих лил является неведомое доселе мудрецам писание – Шримад-Бхагаватам. Сута горит желанием пересказать его мудрецам Наимишаранйи. Он объясняет, что это писание содержит совершенные ответы на все их вопросы, упоминает как он был составлен Вьясадевой, передан Шукадеве Госвами, а от Шукадевы Госвами отрёкшемуся Махарадже Парикшиту, постившимуся на берегу Ямуны (Ганги).
Пракарана II. Главы 4-7(ч1) «Составление ШБ»
Вопросы о ШБ и ответ на вопрос о составлении ШБ, как самого лучшего, высшего и совершенного творения самого совершенного мудреца, автора Брахма-сутры – Вьясадевы.
Глава 4. Явление Шри Нарады.(Дополнительные вопросы и начало ответа)
Мудрецы очень воодушевились, услышав о Шримад-Бхагаватам, они загорелись желанием услышать его, но прежде они хотят знать подробности событий связанных с его появлением. Как и почему он был составлен Вьясадевой, передан Шукадеве Госвами, как Шукадева Госвами поведал его Парикшиту и почему Парикшит отрекся от мира.
Сута Госвами начинает рассказ с описания того как Вьясадева исполнив свою миссию, записав все Веды и Пураны, тем не менее остался неудовлетворен. Как раз в этот момент к нему приблизился его духовный учитель Шрила Нарада Муни.
Глава 5. Нарада дает Вьясадеве наставления по Шримад-Бхагаватам
Нарада Муни, зная истинную причину, иронично спрашивает Вьясу почему же он так несчастен, несмотря на то что он достиг совершенства в своем искусстве: записал все Веды, Махабхарату и Веданта-сутру. Вьясадева просит Нараду объяснить это и Нарада дает Вьясадеве наставления, вдохновляя составить амала-пурану, состоящую исключительно из чистых повествований о Господе.
В подтверждение могущества Кришна-катхи он рассказывает как сам он достиг высшего совершенства, према-бхакти, слушая такие повествования. И какое совершенное положение способно даровать каждому преданное служение.
Глава 6. Беседа Нарады с Вьясадевой.(Нарада достигает высшего совершенства)
Вьясадева, проявляя желание следовать по стопам гуру, интересуется дальнейшими событиями жизни Нарады, которая привела его к совершенному положению вечного спутника Господа. И Нарада рассказывает о том как он отрекся, посвятив себя постижению Господа, отправился в лес, получил даршан Господа и услышал Его голос, а в конце жизни обрел вечное духовное тело. Так, объяснив высшее совершенство кришна-катхи и дав Вьясадеве инструкции он удалился.