О разумном пении богу. объяснение трех церковных песней

Христос воскресе!

Сестры о Господе и матери!

Усердно и благожелательно поздравив вас со всерадостным праздником Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, по обычаю своему, предлагаю вам на рассмотрение, ради всерадостного торжества и в честь Святой Троицы, три церковные песни, смысл которых не для всех ясен.

1) "Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свете языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче" (глас 1-й, песнь 4).

Начальные слова песни этой, думаю, для всех удобопонятны. Поэтому объясним, что значат последующие слова: "сияние блистания Твоего во свете языков изыдет". Слова сии означают, что Светлое Воскресение Христово озарило светом веры языческие народы к принятию христианства. "И возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче". Не бездна слова сии возглашала, когда Воскресший Господь сошел во ад и сиянием Божества озарил заклепы вечные, но в бездне содержимые души, и из нее изводимые, благодарно и радостно взывали: "силе Твоей слава, Человеколюбче". Так и святой Иоанн Дамаскин возглашает в Пасхальных песнях: "Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную" (Пасхальный канон, песнь 5). Может быть, при сем кто-либо из неведущих спросит: "Все ли души, содержимые во аде, Воскресший Господь извел в рай?" В Синаксаре Пасхи сказано, что не все изведены Им, а только уверовавшие в пришествие Его.

2) "Елицы древних изрешихомся сетей, брашен львов сотренных членовными, радуимся и расширим уста, слово плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждается дарований" (глас 2-й, песнь 3).

Смысл этой не совсем понятной церковной песни следующий: мы, разрешенные и избавленные от древних сетей, чтобы более не быть снедью или брашном мысленных львов, которым теперь сокрушены зубы, радуемся и расширим уста, возглашая Богу Слову песнь от словес сладкопения, которое Ему от нас приятнее даров.

3) "Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и Мати силу, елико есть произволение, даждь" (глас 1-й, песнь 9).

То есть нам, немощным и скудоумным, полезнее бы любить молчание, как непричастное страху, чтобы в чем-либо не погрешить, да и неудобно для нас, Дево, по любви и усердию к Тебе составлять пространные песнопения; но подай нам к сему, Матерь Божия, хотя столько силы, сколько у нас есть произволения.

Предложил вам аз, грешный, объяснение сих песнопений, побуждаемый к сему псаломскими словами: Пойте Богу нашему... пойте разумно (Пс. 46: 7-8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем рассеянно, или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое безстрашие явно обличает нас Господь через пророка Исаию: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя (Ис. 29: 13).

Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и вообще исправная жизнь. Но ради всерадостного праздника умолчим о сем, последуя примеру святителя Иоанна Златоустого, который в Слове на праздник Пасхи говорит так: "Богатии и убозии друг с другом ликуйте; воздержницы и ленивии день почтите; постившиися и не постившиися возвеселитеся днесь". Аминь.

ОБЪЯСНЕНИЯ ПСАЛМА 22

Сестры о Господе и матери!

Вот и еще милосердием и долготерпением Божиим сподобились мы дожить до всерадостного праздника Рождества Христова, с которым всех вас благожелательно поздравляю. Сердечно желаю вам встретить и провести оный во взаимном мире и утешении духовном.

По обычаю своему хочу вам предложить на рассмотрение, для пользы душевной, 22-й псалом, который всегда читается на правиле ко Святому Причащению. Псалом этот для многих довольно понятен, но не для всех. Вот мне и пришло желание написать некоторое объяснение оного для тех, которые не вполне его понимают.

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (ст. 1-2).

Сам Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к нашему спасению. Безсловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах, обильных для питания травами. И Господь пасет словесных овец Своих — вообще православных христиан — в оградах Единой Святой Соборной Своей Церкви, а монашествующих — в оградах монастырских, и обильно питает всех нас учением Божественных словес. Под "водой покойной" должно разуметь воду Святого Крещения, которою мы, будучи крещаемы в младенчестве, омываемся от прародительского греха, а если крестятся взрослые, то им прощаются и собственные их грехи.

Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего (ст. 3)

С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельскими заповедями на путь добродетели, правды и истины имене ради Своего, то есть делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но по единому Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое имя Его.

Аще бо и пойду посреде сети смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecu: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (ст. 4)

Жезл означает Крест Христов, а палица — призывание имени Христова со знамением крестным. Если христианин, по силе заботящийся об исполнении заповедей Христовых, с верой и упованием всегда ограждает себя молитвой Иисусовой и крестным знамением, то безбоязненно и безопасно проходит не только бедственные опасные случаи в сей жизни, но по смерти и самые мытарства, как пишет о сем преподобный Иоанн Карпафийский: ратуя и поношая, с дерзостью находит враг на душу, изшедшую от тела, клеветник быв горек же и страшен о согрешенных. Но возможно есть видети тогда боголюбивую и вернейшую душу, аще и множицею уязвлена бысть грехами, неужасающуюся онаго стремлений же и прещений; но паче укрепляему о Господе, и воскриляему радостию, и дерзотвориму наставляющими ее Святыми Ангелами, и осеняему светом веры, и противоглаголющу со многим дерзновением лукавому диаволу: "Что тебе до нас, чуждый Бога? Что тебе до нас, бежателю небесных и рабе лукавый? Не имаши ты власти над нами: Христос бо Сын Божий над нами же и над всеми власть имать: Тому согрешихом, Тому и ответствовати будем, обручение имуще еже к нам милосердия и спасения, Крест Сего честный. Ты же бежи далече от нас, губителю, ничтоже тебе и рабом Христовым" ("Добротолюбие", часть 4, гл. 25). Святые отцы под палицею разумеют также псалмопение и всякую другую молитву.

Уготовал ecu предо мною трапезу сопротив стужающым мне... и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (ст. 5).

Слова сии прямо указывают на Таинство Святого Причащения. Ежели мы с верой неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

Умастил ecu елеом главу мою (ст. 5).

Под "елеем" должно разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под "главой" — ум наш, который вначале получает духовное утверждение через Таинство Миропомазания.

И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний (ст. 6).

Милость Божия окружает и хранит христианина, по силе заботящегося об исполнении заповедей Христовых и о покаянии, не только во все дни земной жизни его, но и в самом переходе его в жизнь будущую, для водворения в небесном дому Господнем на веки вечные и нескончаемые. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием во убогом вертепе Рождшагося от Пресвятыя Девы Сына Божия, и в скотиих яслех Возлежавшаго, да избавит нас, грешных, от скотянаго и безсловеснаго жития и нрава. Аминь.

О ЗАВИСТИ

Сестры о Господе и матери!

Христос воскресе! Христос воскресе!

Поздравляю вас со Светлым Праздником Воскресения Христова и сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и радовании и утешении духовном, если кому не помешает несвойственная немощь. Вы спросите, какая же это немощь? Может быть, подумаете, что под этим разумеется неисправное проведение поста Святой Четыредесятницы. Но святой Златоуст снисходит нам в этом, говоря: "Постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь, воздержницы и ленивии день почтите". Также, может быть подумаете, что это относится к памяти прежних согрешений, которая препятствует радости. Но и об этом он же говорит: "Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия". Итак, спросите, какая же это немощь?.. Та, несвойственная немощь, которая побудила Каина убить незлобивого Авеля, а иудеев побудила распять Христа Спасителя и Избавителя мира. Сами можете понять, что говорю вам о страсти зависти, которая, по Писанию, не весть предпочитати полезная. Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: "Просите у меня, каждый из вас, что ему угодно; только знайте, что второй получит вдвое от того, что попросит первый". Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желал каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению, и говорит царю: "Государь! Прикажи мне выколоть глаз". Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал: "Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза".

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (или рабу Твою) (Пс. 18: 14). Также со смирением должно исповедовать немощь эту перед духовным отцом. А третье средство — всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем, с помощью Божией, хотя и не скоро, исцелиться от завистливой немощи.

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить, и убил праведного Авеля. Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием. Кто с помощью Божией возможет истребить в себе страсть зависти, тот может надеяться победить и другие страсти, и тогда не только в Светлый Праздник Воскресения Христова и в другие христианские праздники он может радоваться радостию неизглаголанною, но и в простые дни, когда будет находиться в благом расположении духа и в благом устроении. Аминь.

А меня простите за непраздничное поздравление. Хотел я в праздник сказать вам нечто и полезное, а полезное редко сходится с приятным. Кому не понравится это поздравление, пусть оное прочтет на Фоминой неделе, и да заметит, что зависть вначале обнаруживается неуместной ревностью и соперничеством, а затем рвением с досадой и порицанием того, кому завидуем. Итак, да будем благоразумны и осторожны при первом появлении завистливого чувства, стараясь отвергать оное, прося всесильной помощи нас ради Распеншагося и в третий день Воскресшаго Христа Господа. Аминь! Аминь!

22. ОБЪЯСНЕНИЕ ИРМОСА: "ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ.."

Сестры о Господе и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим паки сподобляемся встретить праздник Рождества Христова. Поздравляю всех вас со всерадостным сим христианским торжеством.

По обычаю своему желаю предложить на общее рассмотрение Рождественский ирмос: "Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися". Все мы поем ирмос сей, но думаю, что не все из простейших хорошо понимают смысл оного. Для них-то и желаю написать некое объяснение.

Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, Которого древние называли Мессией и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиной лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: "Христос раждается, славите". А что значит: "Христос с небес, срящите"? Христами, то есть помазанниками Божиими, древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой Христос, а Христос с небес, то есть Бог и Человек, как сказано в псалмах: Бог Господь, и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117: 27, 26). "Христос на земли, возноситеся", то есть торжествуйте внутренно и внешне. "Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися". Как прославился? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства Небесная в полуночи, ввиду бдящих пастырей, прославляет Его: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2: 14). И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Рождшемуся Христу, и принесли Ему дары — злато, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе, и в пеленах положен был в скотиих яслях, будучи Единородным Сыном Божим и Богом всех.

Созерцая все это, Святая Церковь воспевает: "Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы, во убозем вертепе высокими умы, вернии придите, насладимся, воплотившееся Слово неизреченно уведевше, Егоже величаем". Творец видимого и невидимого мира на земле явился страннником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестной смертью, и питает верных безсмертной трапезой в Таинстве Святого Причащения. Все это мы должны созерцать мыслью умов наших, возвышенной от всего земного; и тогда только достодолжно можем наслаждаться Таинствами веры и достодолжно встречать Христа и достодолжно прославлять Его. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощию Рождшагося Христа Господа. Аминь.

Наши рекомендации