Глава 6. Откуда в мире появилось зло?
Поэт не в силах объяснить способ появления в его воображении поэмы, созданной лишь вдохновением и словом, и Бог, как Величайший поэт, художник, скульптор и музыкант, сотворил наш мир из ничего: божественная энергия преобразована Творцом в материю одушевленную и неодушевленную, каждую по-своему прекрасную, в природу земли, в которой нет ничего безобразного. Премудрость Божия воплощена во все живое и неживое, в каждую клетку, в каждый атом. Бог не имел необходимости творить наш мир, Он самодостаточен, и пребывает в неизменном счастье. Он бесконечно мудр, потому что бесстрастен, Его нельзя вынудить злиться, или тем более мстить. Он никого не мучает и никому не желает наказания. Господь благ ко всем живым существам, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» - говорит Христос (Мат.5,45). Бог создал мир от избытка Своей любви, дабы и мы могли радоваться свету, красоте природы, добру и гармонии. Одним словом, Бог создал мир, чтобы поделиться Своим счастьем с нами.
Но откуда тогда появился ад, где мучаются души людей? Откуда взялся дьявол, и почему столько зла и ненависти в людях? Обо всем по порядку.
«В начале сотворил Бог небо и землю» - так начинается первая глава Библии. Под словом «небо» подразумевается не атмосфера земли (о ней сказано ниже), а ангельский мир. По окончании акта творения всей природы на земле, сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт.2,1). Ангелов всегда называли «воинством Небесным». Из отрывков Библии и из Священного Предания Церкви складывается более полный рассказ об ангелах.
Каждый ангел это личность, наделенная изначально всей полнотой свободы. Без свободы не может быть личности, иначе это рабское, или зависимое существо. Только в условиях свободы могут полноценно развиваться личностные качества, главное из которых это способность любить. Именно сила любви делает живое разумное существо совершенным, счастливым, богоподобным.
Первым ангелом был создан Денница. Он был самым прекрасным из ангелов, обладающим по всей видимости, огромным потенциалом и творческими возможностями. Однажды, он залюбовался собой и возжелал быть равным Богу, требуя, чтобы другие ангелы поклонились ему. Но это невозможно, т.к. только Бог является источником жизни, полноценного бытия и счастья. Отпадение от Бога неизбежно ведет к болезни, к извращению своей природы, к мучению и смерти. Упрямо настаивая на своем выборе, Денница тем самым допустил возникновение в себе самом неудовлетворенной зависти к Богу, а та в свою очередь породила ненависть. Ни у кого из ангелов не было никакой склонности к злу, это был выбор свободной личности Денницы. Свобода есть только тогда, когда есть выбор, возможность выбирать: любить Бога и других, или любить себя. Для современного читателя это может показаться странным, но именно так жестко сформулирован главный закон нашего бытия: любить Бога и других больше себя, или любить больше и сильнее себя самого. Люди, например, сегодня реально ничего не могут сказать о своей любви к Богу, и даже друг к другу – мы все в разной степени поражены эгоцентризмом, а потому страдаем, болеем и умираем (но об этом позже).
Денница не мог стать равным Богу, а значит зависть к своему Творцу сменилась ненавистью: он стал ненавидеть Бога и все, что Им создано с такой силой, с какой он мог бы любить и подлинно раскрыть в себе качества настоящей личности. Ненависть же извращает природу живого разумного существа, делает его мучимым в себе самом, помрачает ум, травмирует психику, естественные потребности в нем превращает в ненасытные страсти, и как итог, он становится несчастнейшим существом. Денница перестал быть ангелом света, и стал дьяволом (противник Бога), он же и сатана.
Сразу же возникает важный вопрос: если Бог знает будущее, тогда зачем Он сотворил Денницу, зная, что с ним произойдет? И других ангелов, занявших сторону Денницы и ставших бесами, почему Господь сотворил? Попробуем ответить на этот вопрос.
Большинство ангелов остались преданными Богу и давно уже настолько укрепились в добре, что они уже никогда не падут. Представим себе такую ситуацию: учительница в школе рассказывает на уроке ученикам о правилах дорожного движения. В наше время её урок будет неполным, если в конце своего объяснения она не приведет пугающие цифры статистики, сколько детей гибнет на дорогах ежегодно, а то и еще добавит какой-нибудь конкретный местный случай. А теперь, представьте, что еще никто и никогда не погибал при переходе улицы, и учителю нечем дополнить свои предупреждения, кроме одного, что человек может погибнуть, если не будет соблюдать правила дорожного движения. Что будет в этом случае? Нет сомнений, что пострадало бы еще больше детей, чем обычно за небольшой период времени. Увы, при всей своей разумности, мы ведем себя крайне неразумно, даже в простой ситуации. Среди взрослых регулярно находятся люди, готовые пренебречь элементарными правилами безопасности, и только их несчастные случаи служат лучшим предупреждением для остальных. К сожалению, нужен трагический опыт одних, чтобы убедить не повторять его других.
Если бы Бог не сотворил Денницу, тогда первым пал бы какой-нибудь другой ангел. Остальные ангелы потому и укрепились в послушании Богу и в добре, т.к. ужаснулись, видя то, что стало с другими – с дьяволом и бесами. Нет никаких сомнений, что Господь предупреждал ангелов об опасности непослушания и произвола также, как потом были предупреждены первые люди – Адам и Ева. Но увы! Только печальный опыт одних служит лучшим уроком для других.
Нередко можно услышать еще такой вопрос: почему же Бог сотворил живые существа такими несовершенными? Разве Бог не мог создать их такими, чтобы они точно никогда бы не пали? Ответ очевиден: конечно мог! Но кем они тогда бы являлись? Либо полуроботами, либо полуживотными с вложенной в них программой, с установкой на добро. Без свободы нет личности и не может быть счастья и совершенства, которое достигается только путем личного, самостоятельного выбора и личных усилий, при единении с Богом – таковы неумолимые законы бытия.