Следует избегать сбрасывания шлюпки с высоты более 3 м
Если обстоятельства требуют освобождения шлюпки на весу, то об этом необходимо предупредить людей в шлюпке.
Освобождение фалиней
Если при спуске шлюпки для ее удержания от раскачивания использовались фалини, и на борту остались люди, то фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка оказалась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна на шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае - перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.
Если позволяют обстоятельства, то нужно стремиться сохранить фалини. Они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег и т.п.
3.1.7 Эвакуация людей с использованием спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением
Посадка людей в шлюпку, спускаемую свободным падением, производится на месте ее установки.
Пассажиры шлюпки должны всегда занимать одни и те же места, т.к. ремни безопасности должны быть заранее индивидуально плотно подогнаны.
Перед спуском проверить, чтобы окружающее пространство было свободно от плавающих объектов.
Спускать шлюпку на воду следует с включённым двигателем.
Последовательность действий можно представить в следующем виде:
Все направляются к месту посадки в спасательную шлюпку. Необходимо надеть тёплую одежду. Спасательные жилеты следует взять с собой, но не надевать. |
Внимание! Не надевать спасательные жилеты до спуска шлюпки на воду. Нарушение этого правила может привести к серьёзным травмам или смерти во время спуска. |
1) Освободить найтовы (строп, стягивающий захваты) 2) Отсоединить зарядное устройство 3) Подняться на борт спасательной шлюпки |
Внимание! Закрепить все свободные предметы и пристегнуть ремни безопасности. |
3. | 1) Закрыть носовой люк и вентиляционное отверстие 2) Закрыть посадочный люк |
4. Сразу пристегнуть ремни безопасности. | |
5. | РАЗОБЩЕНИЕ: 1. Закрыть винтовой клапан (поз. 1) 2. Запустить гидравлический насос (поз. 2). Примерно после 20 тактов удерживающее устройство разъединится, и шлюпка будет свободна. ВНИМАНИЕ: Перед возвращением шлюпки на спусковую платформу гидравлический поршень должен быть переведен в исходное положение. |
АВАРИЙНОЕ РАЗОБЩЕНИЕ: Применять только в случае повреждения основного разобщающего устройства. 1. Закрыть винтовой клапан (поз. 3) 2. Применить аварийный насос (поз. 4) Примерно после 30 тактов удерживающее устройство разъединится, и шлюпка будет свободна. ВНИМАНИЕ: Перед возвращением шлюпки на спусковую платформу гидравлический поршень должен быть переведен в исходное положение. |
Спуск на лопарях
Спуск спасательной шлюпки на лопарях применяется, когда невозможен спуск свободным падением. Такие условия могут возникнуть на мелководье (при посадке на мель, например), или при наличии плавающих под бортом предметов (лёд, оказавшийся за бортом груз и т.п.).
В зависимости от особенностей конкретной конструкции могут быть некоторые отличия, но в общем может применяться описанная ниже последовательность действий:
1. Подсоединить лопари шлюпбалки к стропам подвеса. 2. Поднимать шлюпбалку до тех пор, пока тросы не натянутся в вертикальном положении. 3. Освободить найтовы (строп, стягивающий захваты) 4. Пассажирам спасательной шлюпки занять свои места и пристёгнуть привязные ремни | |
5. Запустить гидравлическую систему разобщения | |
6. Вывалить шлюпбалку за борт, после чего производится спуск шлюпки на воду. |
Поднятие на борт шлюпки производится в обратной последовательности спуска на лопарях. В процессе поднятия на шлюпке должна быть только команда управления (3-4 человека).
3.1.8 Подъем спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях, и установка её на место
Требования к эксплуатационной готовности спасательных шлюпок, предусматривают их периодическое спускание на воду. В связи с этим после проверки возникает задача возвращения шлюпки на штатное место хранения. При этом процедура установки шлюпки требует квалифицированных и слаженных действий команды управления.
Установка гаков и устройства разобщения
Для установки гаков и устройства разобщения требуется, по меньшей мере, три человека (по одному на носовом и кормовом гаках и один на механизме управления разобщением). Порядок действий при подготовке гаков к подъему можно представить в виде последовательности:
№ | Руководство | Схема |
Поднять носовой и кормовой гаки и удерживать их в закрытом состоянии. Может потребоваться значительное усилие чтобы поднять гак и привести в зацепление внутренний элемент замка. | ||
Одновременно на обоих гаках повернуть вниз одним непрерывным движением рукоятки установки до касания стопора. Рукоятка устройства разобщения автоматически возвратится в закрытое (заблокированное) положение, как только рукоятки установки будут повернуты вниз. | ||
Убедиться, что носовой и кормовой гаки находятся в нормальном положении установки. Убедиться, что рукоятки установки находятся в контакте со стопором. | ||
Убедиться, что рукоятка разобщения находится в закрытом (заблокированном) положении, и предохранительная чека вставлена. Если рукоятка разобщения находится в незакрытом положении, то невозможно вставить предохранительную чеку. |
Схема взаимодействия элементов гака при его установке в исходное положение может быть представлена следующим рисунком:
Взаимодействие элементов устройства: 1) гак поднимается до упора; 2) упираясь в верхнюю часть стопора, гак поднимает стопор; 3) рукоятка установки, жестко соединенная с запирающим эксцентриком, проворачивается; 4) провернутый до упора эксцентрик, запирает замок гака и вытягивает трос, соединенный с рукояткой разобщения, что переводит рукоятку в закрытое положение.
Подсоединение звена подвеса
Процедуру подсоединения подвеса следует выполнять согласно ниже описанной последовательности только после полной установки в исходное положение устройства разобщения.
Порядок действий при подсоединении звеньев подвеса к гакам можно представить в виде последовательности: