Разделение человеческого рода на два пола, его назначение

Катихизис.

Лекция № 6.

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ.

Природа человека

Согласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Св. отцы подчеркивают, что человек – единственное творение, которое соединяет в себе и видимое, и невидимое: его природа включает в себя как материальное тело, так и нематериальную составляющую – душу, по которой человек сродни ангельскому, духовному миру. Сотворив тело человека, Бог одновременно "вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт. 2, 7), под которым обычно понимается душа. По учению Церкви, душа и тело в человеке возникают в один и тот же момент. Это относится не только к Адаму, но и ко всем последующим людям.

Однако существует и другой вариант толкования данного библейского отрывка, согласно которому «дыхание жизни» - это дар божественной благодати, которым Бог «помазал» человека в момент его сотворения. Например, так понимал данный отрывок свт. Афанасий Александрийский. Свт. Григорий Богослов говорит о "струе неведомого Божества", о "свете... божественном и неугасимом" в человеке. В. Н. Лосский пишет: "Нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать — это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого". Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил.

Итак, человеческая природа, по замыслу Творца, изначально в особой степени причастна Богу, заключает в себе Божественную благодать. Поэтому для человека «естественно» пребывать в облагодатствованном состоянии и, напротив, состояние безблагодатное для него противоестественно.

Состав человеческой природы

В христианской традиции существует два основных подхода к решению вопроса о составе человеческой природы. Согласно одной трактовке, человек состоит из двух «начал» - души и тела (эта позиция называется дихотомией), согласно другой – из трех: духа, души и тела (трихотомия). О трехсоставности природы человека неоднократно говорится в апостольских посланиях, этой точки зрения придерживались большинство св. отцов. Однако, они называют духом не особую субстанцию в человеке, но либо благодать Божию, присутствующую в нем, либо особое состояние души, образовавшееся в человеке под действием благодати. Соответственно, под духовной жизнью подразумевается все, что относится к высшим проявлениям жизни души в ее обращенности к Богу.

Ключевыми свойствами человеческой души являются разумность, свобода и бессмертие. Бессмертие души означает, что личность каждого человека, по воле Божией, не прекращает своего индивидуального сознательного существования ни после телесной смерти, ни после всеобщего воскресения мертвых. Разумность и свобода означают, что человек не является рабом инстинктов и рефлексов (подобно животному), но способен обдумывать причины своих действий, сознательно избирать цели и направлять волю к их достижению.

Следует особо отметить, что в христианском учении тело человека никогда не воспринималось как «темница» души, оковы, от которых разумная душа призвана избавиться. Тем более, оно не рассматривается как греховное начало или источник зла. Человек был создан Богом целостным – душевно-телесным, и таким он войдет в вечность, после всеобщего воскресения. Согласно учению Церкви, тело является материальным носителем и «орудием» души, и вместе с душой способно обожиться, вместить в себя благодать Божью. В этом смысле ап. Павел называет тело человека «храмом Духа Святого» (1 Кор. 6:19).

Разделение человеческого рода на два пола, его назначение.

Священное Писание говорит, что собственно сотворением духовно-телесной природы творение человека не ограничивается. В Быт. 1, 26 сказано: "И сотворил Бог человека (ед. число), мужчину и женщину сотворил их (мн. число)". Во второй главе книги Бытия это событие рассматривается более подробно.

Не следует полагать, что бытописатель, описывая создание Евы из ребра Адама, пытался объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Прежде всего, это духовно-символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества. Согласно Св.Писанию, человек изначально представлял собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы.

Все творение Божие "весьма хорошо". Но после того, как Бог создает высшее существо, венец творения – человека, Он говорит о «недостаточности» его единичного существования: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2, 18). Таким образом, разделение людей на два пола совершается не только с целью обеспечить продолжение человеческого рода, но и для того, чтобы удовлетворить потребность человека в общении.

Следует отметить, что слово "помощник" недостаточно точно передает смысл древнееврейского текста Библии. Буквально он означает: "сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним". Проф. С. В. Троицкий пишет: "Здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego, второе «я»". Тем самым библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены.

Мужчина и женщина призваны в Богом благословенном браке (Быт. 1, 28) явить единство жизни по образу Лиц Пресвятой Троицы. Свт. Григорий Богослов пишет: «Соединяющиеся по плоти суть одна душа, во взаимной любви они заостряют жало веры, ибо брак не удаляет от Бога, а приближает к нему, поскольку именно Бог утвердил его для нас». Таким образом, разделение людей на два пола и обусловленный этим разделением институт брака входят в замысел Божий о человеке и являются средством достижения людьми заповеданного Богом совершенства.

Однако, существует иной, по сравнению с браком, путь в Царствие Божие – монашество, в котором естественное самоотречение во взаимной любви, которое является духовным стержнем христианского брака, заменяется более радикальным, «вышеестественным» самоотречением через послушание и аскезу. Св. отцы традиционно относят к монашескому пути спасения слова Христа: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19,11).

Священное Писание не оставляет сомнения в том, что весь человеческий род происходит от Адама и Евы. Так, непосредственно перед описанием создания Адама говорится, что "Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли" (Быт. 2, 5). Следовательно, до Адама людей на земле не было. Праматерь Ева прямо названа "матерью всех живущих" (Быт. 3, 20). Ап. Павел говорит, что Бог "от одной крови произвел весь род человеческий..." (Деян. 17 , 26).

Истина происхождения всего человеческого рода от единой четы имеет в христианстве особое догматическое значение, поскольку на ней основывается учение о первородном грехе и об Искуплении.

Наши рекомендации