Заповеди вожатого-мастера

· Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

· Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

· Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

· Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив — лучший воспитатель личности ребенка.

· Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

· Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

· Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

· Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

· Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

· Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

· Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

· Высказывая свое мнение, спрашивай: «Как вы думаете?» (каждый ребенок имеет право на собственное мнение).

· Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

· Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

· Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

· Не забывай народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай.

· Будь с ребятами вместе, рядом и чуть-чуть впереди.

НАПАРНИК – это твой МАМАПАПАБРАТСЕСТРА!

1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.

2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.

3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.

4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.

5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.

6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.

7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.

8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.

9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.

10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!

Юридическая сторона вопроса или «Ох, и не легкая это работа….»

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Воспитатель

1. Планирует и организует жизнедеятельность детей в соответствии со всеми требованиями к условиям проживания, охраны здоровья и жизни детей, а также правилами внутреннего распорядка.

2. Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе и старшему вожатому.

3. Обязан:

• Осуществлять контроль и нести ответственность за питание де­тей;

• Следить за санитарно-гигиеническими условиями проживания;

• Следить за здоровьем детей совместно с медицинским персона­лом;

• Осуществляет контроль за распорядком дня, жизни в лагере и дисциплиной;

• Принимать участие в культурно-творческих делах отряда;

• Участвовать в педагогическом совете лагеря.

Вожатый

1. Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, раз­вивающих, развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

2. Обязан руководствоваться принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном от­дыхе детей, с учетом психологического и психического развитии.

3. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

4. ТВОРЧЕСКИ подходит к разработке и проведению отрядных и об­щелагерных дел, используя ранее разработанные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

5. Вместе с воспитателем осуществляет контроль внутрилагерного распорядка жизни детей, активно сотрудничает для установления дисциплины.

6. ВЕЗДЕ И ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТ ДЕТЕЙ НА ВСЕ МЕРОПРИЯ­ТИЯ И В СТОЛОВУЮ.

7. Следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания детей извещает администрацию о несчастных случа­ях.

8. Участвует в педагогическом совете лагеря, аккуратно ведет всю документацию отряда.

9. Своевременно сообщает о недостатке средств в работе.

10. Старается оптимизировать свою деятельность и общение с детьми, организовать само управление в коллективе воспитанников.

11. Проходит периодические медицинские обследования.

ПРАВА

Вожатый имеет право:

• Участвовать в управлении лагерем;

• На защиту профессиональной чести и достоинства;

• Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

• Защищать свои интересы самостоятельно и/или через предста­вителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушени­ем педагогом норм профессиональной этики;

• На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рассле­дования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

• Свободно выбирать и использовать методики воспитания, мето­дические пособия и материалы;

• Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящие­ся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дис­циплинарной ответственности.

ЗАПРЕЩЕНО

• Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ла­геря, законных распоряжений директора лагеря и иных локаль ных нормативных актов.

• Применение методов воспитания, связанных с физическим и/ил психическим насилием над личностью воспитанника, а также со вершение иного аморального проступка.

• Употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом со стоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а так же допущение распития алкоголя и курения со стороны детей.

• Пропуск без уважительной причины планерки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников.

Наши рекомендации