Знакомство детей с лагерем
Шмойлова И.С.
Методическое пособие для вожатых
По работе в лагере
Самара, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Качества вожатого. Каким должен быть вожатый? ----------------------------------------------------3
Разговариваем с детьми о правилах ------------------------------------------------------------------------3
Знакомство детей с лагерем ----------------------------------------------------------------------------------4
Придумываем название отряда-------------------------------------------------------------------------------6
Законы. Легенды-------------------------------------------------------------------------------------------------6
Первая доврачебная помощь----------------------------------------------------------------------------------8
Отрядный уголок-----------------------------------------------------------------------------------------------13
Дневник отряда-------------------------------------------------------------------------------------------------14
Методика подготовки и проведения вечерней свечи---------------------------------------------------15
Игры на знакомство-------------------------------------------------------------------------------------------17
Игры у костра---------------------------------------------------------------------------------------------------19
Игры в помещении--------------------------------------------------------------------------------------------23
Игры на сплочение--------------------------------------------------------------------------------------------30
Игры на выявление лидера-----------------------------------------------------------------------------------34
Подвижные игры на свежем воздухе----------------------------------------------------------------------35
Речевки. Кричалки---------------------------------------------------------------------------------------------38
Сценарные разработки----------------------------------------------------------------------------------------40
Школа детективов------------------------------------------------------------------------------------40
Музыкальная шкатулка------------------------------------------------------------------------------42
Один за всех и все за одного------------------------------------------------------------------------42
День Малинника--------------------------------------------------------------------------------------45
Примерные названия отрядов и девизы ------------------------------------------------------------------45
Психологические тесты --------------------------------------------------------------------------------------48
Рекомендуемая литература ----------------------------------------------------------------------------------51
КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ?
Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд.
1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
7. Разносторонняя образованность
8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
9. Знание практической психологии, этики
10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
12. Творческое отношение к деятельности в лагере
13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
14. Сознательность, вежливость, аккуратность
15. Эмоциональная устойчивость
16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
17. Инициативность, самостоятельность
18. Соблюдение демократических принципов
19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ
В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.
Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:
§ Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?
§ Как зовут всех вожатых?
§ Какого цвета у них глаза?
§ Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?
§ Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.
Выглядеть это может так:
1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?
2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
3. Умеет ли плавать шеф-повар?
4. Как зовут старшую вожатую?
5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?
6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?
7. Какого цвета скамейка возле медпункта?
8. Любимый цвет начальника лагеря.
9. Сколько окон в спортивном зале?
10. Сколько ступенек при входе в лагерь?
11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря?
12. Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?
13. Сколько дверей в музыкальном зале?
14. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?
15. Какие цветы любит медработник?
А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны...
Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.
Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.
Младший возраст
§ Со старичком– лесовиком (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);
§ С гантелькиным (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);
§ С доктором градусником (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);
§ С забавой – затейницей (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);
§ С поваром сладкоежкиным (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);
§ С домовенком Кузей (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).
Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.
Средний возраст
Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.
Старший возраст
Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!