Этика – наука о морали
В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» – то, что данной наукой изучается.
Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).
Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика, – это значит и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?
Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль – это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.
Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель. Он характеризовал этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В. С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в развитии предмета этики. Кант обосновывал специфику нравственных проблем, исходя из самой морали. Он полагал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью иных проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Однако человек по своей природе несовершенен. Он не всегда в своих действиях следует требованиям, заложенным в нравственном законе. Предмет этики формируется иначе чем предмет других наук. Этика не является знанием о том, «что было и есть» в сфере нравственных отношений между людьми. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном.
Мораль является важной составляющей в функционировании общества, социальной группы, жизнедеятельности человека. Она пронизывает не только сферу разума человека, но и сферу чувств. В осуществлении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Являясь сложным образованием, мораль исследуется не только этикой, но и другими науками. В частности, важная роль в изучении нравственных чувств принадлежит психологии. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т. д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.
Структура морали
Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.
Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.
Мораль, в отличие от права, политики, экономики, обладает способностью проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.
Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.
Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и моральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.
Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет собой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-чувственном и рациональном. На эмоционально-чувственном уровне морального сознания проявляются отношения человека к другим людям, к самому себе, к обществу. Моральные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.), к самому себе (достоинство, самолюбие и т. д.), к обществу (патриотизм, чувство общественного долга и т. д.) характеризуют моральный облик человека и культуру его нравственных чувств.
Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали.
Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.
Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необходима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.).
Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.
Мораль существует не только на уровне сознания. Нравственные чувства, понятия и убеждения проявляют себя в разнообразных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (производственной, политической, бытовой и др.).
Моральное сознание и моральный поступок взаимосвязаны. Моральная деятельность (поступок) является реализацией ценностей морального сознания (добра, справедливости, долга и т. д.). Однако в реальной действительности не всегда легко оценить то или иное действие как моральное или аморальное. Анализ того или иного действия и отнесение его к разряду поступка (действия, имеющего положительную нравственную значимость) или проступка (действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов:прежде всего необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию – это также оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.
Контрольные вопросы
1. «Наукой люди называют либо ту самую важную на свете науку, по которой человек узнаёт, как ему надо жить на свете, либо всё то, что лестно знать человеку и что может или иногда и не может пригодиться ему. Первое знание – великое дело, второе – большей частью пустое занятие» (Л. Н. Толстой). Какую науку Л. Н. Толстой называл самой важной? Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Почему этику называют практической философией?
3. Аристотель писал, что юноши – самые неподходящие слушатели лекций по этике. (При этом он отмечал, что основной признак юноши – не возраст, а незрелость характера.) Семена же этики упадут только на благодатную почву, коей являются умение владеть страстями, желание направить их на прекрасные цели. Как вы считаете, какие требования должен предъявить к себе всякий человек, приступивший к изучению этики?
4. Существуют ли в обществе отношения, которые были бы нейтральными по отношению к нравственности?
5. Почему необходимо соблюдать нормы морали?
6. Какие нормы морали необходимо соблюдать всем?
7. Каким нормам морали трудно следовать? Как вы считаете, можно ли их отменить?
8. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»?
9. Какие из приведённых ниже утверждений выражают обычаи, а какие – нравственные нормы? По каким критериям вы их разделяете?
Не кради.
Женить надо вначале старшего сына.
Не лги.
Око за око, зуб за зуб.
Родителей мужа надо называть отцом и матерью.
Старших надо уважать.
Не убивай.
Не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему.
10. Сравните высказывания:
«Надо жить в мире – таков первый естественный закон человека» (Монтескьё).
«Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать» (Спиноза).
«Не делай другому того, чего не желаешь себе сам» (золотое правило нравственности).
«И так во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (золотое правило нравственности. Матфей. Святое Благовествование).
«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Матфея. Святое Благовествование).
11. Какое обобщающее определение можно дать морали?