Прочитайте текст и отрывки сочинений по тексту. Правильно ли авторы сочинений прокомментировали проблему этого текста? Если нет, в чем их ошибки?
Занятие 2
Комментарий к проблеме
Слушайте, я вам в подробности это все растолкую - весь проект!
(Ф.Достоевский «Преступление и наказание»)
· Насколько актуально то, о чём пишет автор? В чем значимость проблемы? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Традиционна ли данная проблема или нова?Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу? Если нова, то что стало причиной её появления?
Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации.
· Как эта проблема раскрыта в тексте?
На каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Как выражено отношение автора к изображаемому? Как характеризует своего героя? К каким выводам автор подводит читателя?
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде.
«Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой…), автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит факты; на примере из жизни великого учёного показывает, что…, приводит высказывания такого-то, размышляет над …, пытается найти причины… , говорит с тревогой о …, иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествует о событиях и героях, открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …)
Отличать комментарий от пересказа:пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя - о том, что делает автор.
Типичные ошибки при написании комментария:
· Подробный пересказ исходного текста и/или обширное цитирование,
· Констатация актуальности проблемы и/или характеристика её как социальной/нравственной/философской - в одном предложении.
· Комментарий не соответствует ранее сформулированной проблеме (сформулирована одна проблема, а прокомментирована другая)
Прочитайте текст и отрывки сочинений по тексту. Правильно ли авторы сочинений прокомментировали проблему этого текста? Если нет, в чем их ошибки?
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели ли они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончиласьМир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. (по Ю.Лотману)
1) В тексте поднимается актуальная проблема — это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.
2) В тексте Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны?
3) Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом.
4) Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови».
5) Текст Ю. Лотмана посвящен проблеме национальной розни. Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир — это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину.
6) Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» проявления расовой вражды, разжигание национальной розни Лотман убеждён в том, чтообщечеловеческие ценности превышевсего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должныпоступать в отношении друг друга в духе равенства и братства,и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман»национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей.Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелкихконфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
Определите проблему и прокомментируйте ее.
Текст 1. Фарадей был одним из героев моего детства. Я прочел книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами, которые приносили переплетать заказчики. Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и науки. Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и бедности. Я тоже хотел стать великим ученым. Тем более что у Фарадея все выглядело как нельзя более просто. Лишь потом я начал кое-что понимать в простой, с виду монотонной жизни этого человека.
В 31 год Фарадей записал в своей книжке: «Превратить магнетизм в электричество». Так записывают себе задания в календаре. В карман сюртука он положил медную спираль и железный брусок. Брусок был магнитом, спираль – проводником. С тех пор он носил их постоянно, то и дело принимаясь по-всякому вертеть в руках. Куда бы он ни шел, что бы ни делал, всегда с ним были спираль и брусок.
Другие физики вскоре отступились от этой задачи, решив, что ток посредством магнита получить невозможно. Фарадей упорно продолжал вертеть в руках свою спиральку и брусок.
Среди поучительных, анекдотических, хрестоматийных историй великих открытий открытие Фарадея антилегендарно. Не падало яблоко, не прыгала крышка чайника. Случай не приходил на помощь. Десять лет он отбирал вариант за вариантом. Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. Так Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай, оружие!».
Фарадея не занимали практические результаты: революция в энергетике, электростанции, генераторы – все, к чему приведет его открытие. Он хотел разгадать один из секретов природы.
Шли годы, усилия его ни к чему не приводили. А впрочем, неверно, он постоянно получал результаты, неважно, что отрицательные, важно, что он что-то узнавал, – это процесс познания, счастливый уже сам по себе.
Спустя 10 лет он получил и тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь светом славы. (По Д.Гранину)
Текст 2 «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании». Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.
Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.
Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. Не только у него – цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше. (По Д.Гранину)