Глава 15: О том, что чтение Писания верующему необходимо и какую превеликую пользу он получает от этого
Из Отечника
Старец сказал: «Пророки написали книги. Потом появились святые отцы, которые истолковали их. А монахи, которые были после них, выучили их наизусть. Нынешнее же поколение переписало эти книги и оставило их лежать на полках без дела».
2. Брат спросил:
- Хорошо ли учить наизусть божественные писания?
- Пастырь, - ответил старец, - водит овец на доброе пастбище, где они щиплют траву, а в пустыне им приходится питаться, чем попало. Если тернии обожгут овце язык, она начинает пережевывать траву, которая ласкает рот и смягчает терпкую горечь терниев. То же самое происходит и с человеком, для него весьма полезно изучать божественные писания, чтобы противостоять нападениям бесов».
3. Сказал старец: «Чистое животное - то, у которого раздвоено копыто и которое жует жвачку. Наша вера правая, потому что мы принимаем два Завета, но при этом должны пережевывать добрую пищу, а лживую - отвергать. Полезная для пережевывания пища - это благие помыслы, взятые из предания святых учителей и почерпнутые из чтения Писания. Боголюбивая душа должна все время размышлять о них. А лукавая пища - это нечистые помыслы, которые внушают нам бесы - их нужно сразу же отметать, не задерживаясь на них.
4. Один прозорливый старец сказал: «Я видел, как брат читает в келье. В это время бес не может даже войти к нему. Но как только он закрывает книгу, лукавый входит и начинает терзать его».
Из святого Ефрема
Брат, внимай всем сердцем чтению Божественного Писания и всей душой впитывай нектар его слов, как младенец молоко матери. Из Писания ты узнаешь, какая награда дается за добродетели, и твое сердце преисполнится радости и ликования.
2. Если миряне усердно изучают сочинения мнимой мудрости мира сего, хотя эта мудрость <i>есть безумие перед Богом</i> (1 Кор 3,19), то насколько же важнее для нас читать и запоминать Божье слово для спасения своей души. И Дух Святой говорит: <i>Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его</i> (Пс 118, 2).
3. Нет ничего подлее, чем иметь воду и не напоить жаждущую душу. Нет ничего отвратительнее, чем держать у себя полезную книгу и не дать ее брату для укрепления его души. Найдется ли кто-либо ленивее жаждущего, сидящего у источника и не желающего даже руки протянуть, чтобы почерпнуть воды и утолить жажду. Есть ли кто-либо равнодушнее человека, который имеет или взял книгу, но не читает ее.
4. Брат, потрудись научить грамоте брата, который никогда не учился, чтобы он прочел о чудесах Божиих и благословил великолепое имя Его, - и Бог вознаградит тебя.
-
Из аввы Марка
Призови Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения.
Из святого Исаака
Читай часто и с жадностью книги наших наставников, говорящие о промысле Божием, потому что они направляют ум к тому, чтобы он видел порядок творений Божиих, узнал дела Господни и благодаря этому стал сильнее, постепенно усвоил светоносное ведение и от тонкости смыслов с чистым разумом перешел к познанию Божьих творений.
2. Читай книги, когда нет никого поблизости. Будь в это время свободен от всяких телесных попечений, не вспоминай о суетных делах, и тогда твоя душа станет вкушать сладчайшие яства разумения, проникнется чувством и будет радоваться, постигая суть вещей.
3. Не считай слова опытных мужей надуманными и не имеющими отношения к слову Божию, иначе пребудешь во тьме до конца жизни и лишишься всякой награды.
4. Проводи время за чтением Писания, потому что оно показывает тебе путь тончайшего умосозерцания. Пусть сначала ты даже не почувствуешь сладости чтения, ведь твой ум еще не очистился и не отошел от всего материального.
5. А когда встанешь на молитву, начнешь читать правило, не думай о мирском, о том, что видел и что слышал, но погружайся в размышления о прочитанном в Писании. Тогда забудешь о мирских заботах, и твой ум узнает, что такое очищаться. Об этом и сказано, что душе, стоящей на молитве, помогает чтение Писания, и, напротив, молитва просвещает это чтение. Ведь чтение, как уже было сказано, вытесняя внешние смятения, становится исходным для установления способа молитвы.
6. Пока человек не воспримет Духа Утешителя, он нуждается в чтении божественного Писания, чтобы память о духовных благах запечатлелась в его сердце, и от непрестанного чтения в самом человеке обновилось стремление к благу. Писание сохраняет его душу от неожиданных согрешений, ибо он еще не стяжал ту силу Духа, которая совершенно изгоняет из ума забвение. Пока забвение изглаживает его душеполезные воспоминания и заставляет ум рассеиваться и блуждать.
7. Когда сила Духа наложится на силу души, действующую с Его помощью, тогда, вместо закона Писания, в сердце укоренятся заповеди Духа, и оно станет сокровенно получать знания всего от Духа, и уже не будет нуждаться в чувственном подспорье, пока сердце еще изучает все из вещественных смыслов. Это означает, что такое знание сопровождается заблуждением и забвением. А когда наставляет Дух, то память сохраняется в целостности.
Глава 16: О том, что следует претворять в дело то, о чем мы читаем, ибо спасение не в словах, а делах; одно знание не приносит никакой пользы; и о том, что духовному человеку не следует останавливаться на букве, но совершать подвиг, возносящий к Духу
Из аввы Исаии
Если ты купил сосуд для своих нужд, но когда он понадобился, не можешь его найти, тогда зачем ты его покупал?
2. Вот так и тот, кто говорил: «Боюсь Бога и знаю Писание», а когда потребовалось применить эти знания, у человека не оказалось страха Божия. И потому он то впадает в гнев, то в дерзость, то учит других тому, чего сам не знает, то угождает человекам, то его обуревает другая какая-нибудь страсть.
3. Если в такой момент он не обретает страх Божий, напрасно убеждать его в необходимости знать божественное Писание.
Из аввы Марка
Смиренномудрый человек, занимающийся духовным трудом, читая божественное Писание, все примеряет на себя, а не на другого. Сказанное в Писании нужно не только понимать, но и претворять в дела.
2. Некоторые считают, что в Писании «просто мысли», поэтому покупают книги, выясняют, что означает то или иное высказывание, но ничего не применяют на деле. Они кичатся знанием изречений и рассуждают о смысле тех или иных выражений. Пусть несведущие в божественном любомудрии называют их великими, но они даже не слышали о том, что такое трудолюбие и как применить знания в дело.
3. Они презираемы и Богом и трудолюбивыми благочестивыми мужами, потому что, приобретя первоначальное знание Писания, эти люди используют его не на дело, но только напоказ. И потому лишились действительного ведения Святого Духа, ибо кичились не сердечным, но внешним знанием Писания. В сущности Писание их отвергло, сказав им: <i>Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой</i> (Притч 3, 5).
4. Не кичись в сердце знанием мыслей Писания, а то впадешь умом в хулу на Духа (Святого). Читая Писания, думай о сокровенном, ибо все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Рим 15, 4). Чтобы понять высказывания Писания, нужно применять их на деле, а не сочинять о них длинные речи, надмеваясь пониманием смысла слов.
5. Кто оставляет в стороне дело и опирается только на одно понимание, берет рукой не обоюдоострый меч Писания, а ветку тростника, который в час битвы, по слову Писания, <i>войдет ему в руку и проколет ее</i> (4 Цар 19,32), отравив кровь своим ядом еще до столкновения с врагами.
6. Кто, ссылаясь на свои подвиги, превозносится над нерадивыми, тот надеется оправдаться хотя бы Телесными делами. А вот кто кичится пустым знанием и унижает невежд, тот оказывается гораздо неразумнее первых.
7. Знание не надежно без дел, за ним следующих, ибо всякая мысль подтверждается только делом. Часто бывает, что от пренебрежения к делам помрачается и знание. У сбившихся с пути на деле отчасти исчезают и воспоминания.
8. Премудрость не только в том, чтобы знать истину, как она представлена в природе, но и в том, чтобы терпеть лукавство неправедных как собственное. Кто остановился лишь на первом, тот много возомнил о себе. А кто достиг второго, стяжал смиренномудрие.
Из Отечника
Сказал старец: «Некоторые тратят свои дни в небрежении; хотя и ищут спасения на словах и в помыслах, а на деле ничего не выполняют. Они читают жития святых, но не подражают их смирению и нестяжательству, воздержанию и бдению, молитве и коленопреклонению, сну на земле и безмолвию и прочим подвигам. Своей надменностью и небрежением они оболгали жития святых - ведь они как бы сказали: «Человек не способен ничего из этого выдержать». Они не подумали о том, что вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. (см. 4 Цар. 18, 21).
Если Бог поселяется в человеке по благодати Крещения и от делания заповедей, он получает сверхъестественные дары и совершает сверхъестественные деяния.
Их святого Максима
Благодать Нового Завета сокровенно заложена в основу Ветхого Завета. Поэтому апостол и говорит, что закон духовен. Закон буквой устарел и по ветхости упразднен, но духом он обновляется и действителен всегда. Ибо благодать не иссякнет никогда.
Священное Писание, можно сказать, делится на тело и дух. Изречения Писания - тело, а смысл - дух, или душа Писания. Не согрешит пред истиной, но покажет себя мудрым тот, кто оставит тленное и отдаст всего себя нетленному.
Усерднейшие исследователи божественного Писания говорили, что слово Господа проявлено в двух ипостасях. Одна доступная каждому, общая для всех, многие, как говорилось, видели Его, <i>и не было в Нем ни вида, ни величия</i> (Ис 53,2) Друга ипостась - сокровенная и мало кому доступная, в которой Господь во время Преображения явился святым апостолам Петру, Иакову и Иоанну во всей славе, потрясающий человеческие чувства, <i>прекраснее сынов человеческих</i> (Пс 44, 3).
Первая принадлежит начинающим, вторая - совершенным, насколько доступно, своим ведением.
Первая - образ первого пришествия Господа, когда и была явлена Благая весть, страданиями очищающая тех, кто предался деланиям.
А вторая - предвозвестница второго славного пришествия, когда будет познан Дух и мудрость способных преображаться во время созерцания. Тогда явленный во время Преображения Лик Бога Слова придет во всей Своей Божественной славе.
Итак, когда Бог Слово станет в нас светлым и блистательным, и лик Слова воссияет, как солнце, тогда и одежды Его явятся белыми, то есть изречения Святого Евангелия окажутся ясными и понятными, и в них не останется ничего сокровенного, но рядом с ними будут стоять Моисей и Илия: самый духовный законодатель и самый духовный пророк.
Из Отечника
Старцы говорили, что Бог требует от христиан повиноваться божественному Писанию и стараться подтверждать прочитанное делами, а также подчиняться игуменам и духовникам.
2. Авва Аммун Раифский сказал авве Сисою:
- Когда я читаю Писание, помысел советует мне составить искусную речь, которой бы я ответил задающему вопрос по этому месту Писания.
- В этом нет нужды, - заметил авва. - Лучше совершай подвиг ради того, чтобы в чистоте ума стяжать для себя и дар непопечительности и дар духовного совета.
6. Из святого Ефрема
Брат, ты называешь себя знатоком? Проверь себя на деле. Как тело без духа мертво, так и знание без дела мертво. Человек заблуждается, если не знает Писания. Но он заблуждается дважды, если знает и презирает его.
Из святого Исаака
Не прикасайся к мистическим словам божественного Писания без молитвы и просьбы к Богу о помощи. Помолись и скажи: «Господи, даруй мне понимание смысла, заключенного в словах Писания». Эта молитва, считай, - ключ к истинному смыслу, заключенному в божественном Писании.