Путь воина как философско-практическая парадигма (II)
Из журнала Карлоса Кастанеды «Путь Воина», №2, март 1996 г. (продолжение)
Третья предпосылка Пути Воина гласит: восприятие необходимо намеревать во всей его завершенности.
Дон Хуан утверждал, что восприятие есть восприятие и в нем нет добра или зла. Он представил эту предпосылку как один из самых главных принципов Пути Воина: утверждение, с которым они должны согласиться. Он убеждал меня, что хотя основой предпосылкой Пути Воина является то, что мы — восприниматели, но ко всему, что мы воспринимаем, нужно относиться как к восприятию как таковому, без навязывания ему каких-либо оценок, положительных или отрицательных.
Сначала я пытался настаивать на том, что добро и зло — это неотъемлемые части Вселенной, они должны быть сущностями, а не атрибутами. Обычно, когда я приводил ему подобные аргументы, он указывал, что моим доводам не хватает простора, потому что они диктуются капризами моего разума и склонностями к определенным синтаксическим утверждениям.
— То, что ты говоришь, — это только слова, — говорил он, — слова, которые выстроены в порядке, в порядке, который соответствует модальности твоего времени. То, что даю тебе я, — это не просто слова, а точные рекомендации из моей книги навигации.
Когда он в первый раз упомянул о своей книге навигации, я очень заинтересовался этой, как я тогда решил, метафорой, и мне захотелось побольше узнать об этом. Тогда все, что дон Хуан говорил мне, казалось мне метафорой. Я считал эти метафоры очень поэтическими и обычно не упускал возможности их прокомментировать.
— Книга навигации! Какая красивая метафора, дон Хуан! — сказал я ему и на этот раз.
— Какая метафора! — воскликнул он. — Книга навигации магов не похожа ни на один из этих твоих наборов слов.
— Тогда что же это, дон Хуан ?
— Это дневник. Это запись обо всем том, что маги воспринимали в своих путешествиях в бесконечность.
— Дон Хуан, это запись всего того, что воспринимали маги твоей линии?
— Естественно! Чем же еще это может быть?
— Ты это все держишь у себя в памяти?
Когда я задавал этот вопрос, я на самом деле думал об устной традиции, о способности людей хранить информацию в виде историй, особенно в те времена, которые предшествовали письменности, и о людях, которые в настоящее время живут на краю цивилизации. Иначе, думал я, эта запись может быть невероятной длины.
Дон Хуан, похоже, в точности знал ход моих размышлений. Перед тем как ответить, он потрепал меня по подбородку.
— Это не энциклопедия! — сказал он. — Это дневник, короткий и точный. Я познакомлю тебя со всеми его пунктами, и ты увидишь, что ни ты, ни кто-то другой не смогут много туда добавить, если это вообще возможно.
— Дон Хуан, я не могу понять, как он может быть коротким, ведь в нем собраны знания всей твоей линии, — настаивал я.
— В бесконечности маги находят всего несколько важных вещей. Бесконечно число перестановок этих важных вещей, но я верю, что однажды ты и сам сумеешь понять, что они не имеют особого значения. Энергия невероятно точна.
— Дон Хуан, но как маги отличают перестановки от важных вещей?
— Маги не фокусируются на перестановках. Когда они готовы путешествовать в бесконечность, они уже готовы воспринимать энергию в том виде, в каком она течет во Вселенной. И важнее всего то, что теперь они могут интерпретировать поток энергии без вмешательства разума.
Когда дон Хуан впервые высказал возможность интерпретации данных органов чувств без участия разума, я решил, что постичь это невозможно. Дон Хуан прекрасно понял, о чем я думаю.
— Ты хочешь понять все это в терминах своего разума, — сказал он, — а это невозможно. Просто прими, что восприятие — это восприятие, свободное от сложностей и дихотомий. Книга навигации состоит из того, что маги воспринимали в моменты, когда они находились в состоянии полного внутреннего безмолвия.
— То, что маги воспринимают в состоянии внутреннего безмолвия, и называется видением? — спросил я.
— Нет, — сказал он, твердо глядя мне прямо в глаза. — Видение — это восприятие энергии так, как она течет во Вселенной. Как я уже тебе говорил, маги считают, что восприниматель интерпретирует поток чистой энергии без влияния разума, вот почему книга навигации такая маленькая.
Затем дон Хуан набросал полную схему магии, хотя я тогда ничего не понял. Почти вся жизнь понадобилась мне для того, чтобы понять, о чем он тогда говорил.
— Когда человек освобождается от своего разума, — как само собой разумеющееся сказал он, — то интерпретация данных органов чувств больше не является само собой разумеющейся. Он начинает воспринимать тело как набор энергетических полей. Самой важной частью такой интерпретации является участие энергетического тела, энергетического двойника обычного тела, энергетической конфигурации, которая является зеркальным отражением тела как светящейся сферы. Взаимодействие между двумя телами выражается в интерпретации, которая не может быть плохой или хорошей, правильной или неправильной, но является неделимым элементом, который имеет ценность только для тех, кто совершает путешествия в бесконечность.
— Дон Хуан, а почему это не может иметь значения в нашей обычной жизни? — спросил я.
— Потому что в момент, когда две стороны человека, его тело и его энергетическое тело, объединяются, происходит чудо освобождения. Маги говорят, что в этот момент мы понимаем, что по непостижимым для нас причинам наше путешествие по осознанию когда-то было прервано. Это прерванное путешествие начинается вновь с момента объединения.
Важной предпосылкой Пути Воина является то, что восприятие необходимо намеревать во всей его полноте, иначе говоря, новая интерпретация энергии в том виде, как она движется во Вселенной, должна осуществляться человеком, который владеет обеими своими частями: обычным телом и энергетическим телом. Эта интерпретация является завершенностью для магов, и, как ты это однажды поймешь сам, ее необходимо намеревать .
Вопросы о Пути Воина
В чем цель выполнения упражнений Тенсёгрити, перепросмотра и всех остальных вещей, о которых вы говорите? Какой в этом смысл? Я — женщина, принадлежащая к среднему классу; у меня трое детей, они учатся в колледже; у меня не удалась семейная жизнь, у меня слишком большой вес. Я не знаю, что мне делать.
Как и в предыдущих случаях, эти вопросы мне не кажутся новыми. Я сам множество раз задавал свои варианты этих вопросов дону Хуану Матусу. Все мы задавали ему подобные вопросы, когда испытывали отчаяние, удрученность и ощущение бесполезности.
Отвечая на подобные вопросы, которые ему задавал я или другие его ученики, он всегда ссылался на два уровня. На первом уровне, уровне практицизма, дон Хуан указывал на то, что выполнение магических движений само по себе приводит практикующего в ни с чем не сравнимое состояние благополучия.
— Физическое и душевное благополучие, которое ощущаешь, систематически практикуя магические движения, — обычно говорил он, — столь очевидно, что какие-либо дискуссии по поводу их эффекта просто неуместны. Необходимо только практиковать их, не останавливаясь для того, чтобы оценить возможную пользу или бессмысленность всего этого.
Я ничем не отличался от остальных учеников дона Хуана и от тех людей, которые спрашивают меня об этом всем. Мне было ясно, что я недостаточно хорош для Пути Воина, потому что у меня слишком много недостатков. Когда дон Хуан спрашивал меня, в чем я вижу свои недостатки, я обнаруживал, что несу какую-то чепуху, не в состоянии описать те недостатки, которые меня только что так глубоко огорчали. Я просто сказал ему, что испытываю чувство поражения, которым, похоже, была отмечена вся моя жизнь. Я видел себя в роли мастера выполнять до конца всякие идиотские вещи, которые меня никогда никуда не приводили. Это чувство выражалось в сомнениях и унынии, в бесконечной необходимости за все оправдываться. Я знал, что проявлялся слабым и недисциплинированным в том, что дон Хуан считал важным. С другой стороны, я был очень дисциплинирован в том, что его не интересовало. Мои пораженческие настроения были естественным следствием этого противоречия.
— Если думать только о себе, — однажды сказал он мне, — то это создает странную, чрезвычайно затягивающую усталость.
Годы спустя я пришел к полному пониманию и приятию этого заявления дона Хуана. И я, и другие его ученики пришли к выводу: первое, что нужно сделать, — это осознать свои навязчивые представления о себе. Другой наш вывод был таким: единственным способом накопить достаточное количество энергии для того, чтобы уйти от этих представлений, — а это то, чего нельзя добиться интеллектуально, — является практика магических движений. Такая практика порождает энергию, а энергия совершает чудеса.
Если выполнение магических движений сопровождается тем, что маги называют вспоминанием, или перепросмотром, который является систематическим обзором жизненного опыта человека, то у такого человека многократно возрастают шансы избавиться от костылей своей саморефлексии.
Все это имеет значение на уровне практицизма.
Но дон Хуан ссылался также и на другой уровень, который он называл магической реальностью: убежденность магов в том, что мы — магические существа, что знание того, что мы должны умереть, делает нас сильными и способными принимать решения. Маги также считают, что если мы строго следуем Пути Воина, то мы можем использовать нашу смерть как руководящую силу и как советчика в том, чтобы стать существами, которые должны умереть.
Они верили, что существа, которые должны умереть, являются магическими по определению и что они не умирают от смерти, которая приходит к нам вследствие усталости и изношенности тела, но продолжают свое путешествие по осознанию. Сила осознания того, что если они не вернут себе свою магическую природу, то умрут от усталости и изношенности тела, такова, что это делает их уникальными и изобретательными.