Тщеславие, вес и возраст
Телесные глаза видят лишь форму.
«Курс на чудеса»
Что такое тщеславие? Что за невротическая одержимость своим весом, внешностью, волосами, кожей, сексуальной привлекательностью? Как эта одержимость заставляет миллионы людей тратить миллиарды долларов в год на ненужные средства, которые им не по карману? Что вынуждает толпы молодых женщин попадать в ловушку опасных невротических маний в попытках похудеть? Все это – неизбежный результат того, что наше общество зацикливается на теле и выносит дух за скобки. Чрезмерная сосредоточенность на теле порождает страх. Страх быть недостаточно хорошим. Страх не понравиться. Страх проиграть в гонке жизни. Из этого порочного круга невозможно вырваться, не изменив мировоззрение и не перестав зацикливаться на теле. Нужно помнить, что человек – это не тело, что оно – лишь иллюзия, а наша подлинная сущность – душа. Главное – это любовь, заключенная в нас, и лишь она определяет нашу ценность и наши достоинства. Когда сознание наполнено светом, места для тьмы уже не остается. Когда понимаешь, кто ты на самом деле, не остается места сомнениям, боли и заблуждениям.
Лет в двадцать у меня были проблемы с весом – меня нельзя было назвать полной, но я была склонна к полноте, и это меня мучило, я чувствовала себя несчастной. Мне никак не удавалось сбросить решающие десять‑пятнадцать фунтов. После очередной диеты я вновь набирала вес. Это вполне логично: если кто‑нибудь велит вам не думать о белой обезьяне, вы будете думать о ней круглые сутки. Я приказывала себе не думать о пище и думала о ней постоянно, у меня была одержимость едой. Депривация, то есть самоограничение – неудачный способ похудеть. Я просила Бога помочь мне и постоянно получала один и тот же ответ: «Ешь, что пожелаешь». Для меня это звучало полнейшим бредом. «Если я позволю себе есть что угодно, – рассуждала я, – то не смогу остановиться». На что мой внутренний голос отвечал: «Да, поначалу ты будешь вести себя именно так. Тебе потребуется чем‑то восполнить тот стресс, который ты себе устраивала годами. А потом тебе надоест. Ты вернешься к естественным ритмам тела. И тогда ты исцелишься».
Так я и поступила – послушалась внутреннего голоса. Тогда же я познакомилась с женщиной, которая очень сильно похудела. Она рассказала, как ей это удалось: «Я обратилась к Богу. Но я не просила его помочь мне похудеть, – растолковала она мне. – Я попросила его избавить меня от одержимости иметь стройную фигуру. И мне стало наплевать, что я тучная. Я сказала Ему: Господи, если ты хочешь, чтобы я была пышкой, даруй мне душевный покой, чтобы я примирилась со своим видом. Я просто хотела, чтобы Он вывел меня из этого ада».
Я выслушала ее и решила: неважно, сколько я вешу. Моя одержимость превратилась в кошмар. Я больше не могла. Начав изучать «Курс на чудеса», я постепенно осознала, что мой вес не имеет значения. Важна только любовь. Если натренировать сознание, чтобы оно сосредоточилось на этой установке, то мои проблемы решатся сами собой, поняла я. Восточные религии часто говорят: «Ступай к Богу, и все лишнее отпадет само». Все глубже вовлекаясь в «Курс на чудеса», я перестала слишком много думать о своем весе. И это работало! И в один прекрасный день я посмотрела в зеркало и увидела, что лишний вес пропал.
Я осознала, что избыток веса не имеет ничего общего с моим телом: он – у меня в голове. Все зависит от сознания. Я боялась людей и бессознательно строила стену для защиты от них. Мой страх был обусловлен любовью, которую я не дарила миру, потому что не умела этого делать. «Эго» выстроило мой излишний вес, чтобы отделить меня от окружающих, и пока я не отказалась от этой установки, вес никуда не девался. Подсознание лишь следовало указаниям «эго». Как только я начала вкладывать свою энергию в то, чтобы преодолеть стену, как только позволила Христу войти в мое сознание, стена чудесным образом исчезла.
Усвоив из «Курса», что тело не играет роли, я не могла понять: зачем в таком случае правильно питаться и заниматься спортом? Но я поняла, что, когда занимаешься спортом, на самом деле меньше думаешь о теле, чем если не занимаешься. Когда я не занимаюсь спортом, то беспрерывно думаю, что талия и бедра у меня полноваты. Так же действует и здоровое питание: оно позволяет легко и энергично существовать в телесной оболочке. А тяжелая и нездоровая пища чрезмерно привязывает к телу, потому что тело сильнее ее ощущает. Забота о теле – это забота о духе.
У непросветленного человека стареющее тело отражает тяжесть болезненных и тревожных мыслей. Когда же мы преображаемся и меняем мировоззрение, путешествие по жизни делается легче, мы несем тело с легкостью, а разум освобождается от навязчивых мыслей о нем. Тогда возраст и время дают совершенно иные ощущения и жизненный опыт. Мы воспринимаем их совсем иначе. По легенде, Дева Мария не старела, хотя дожила до пятидесяти с лишним лет. Я понимаю, почему она оставалась молодой. Если бы мы добились, чтобы разум был заполнен только любовью и добротой и ни прошлое, ни будущее не давили на нас, тогда со временем мы бы, наоборот, молодели, а не старились. Становясь старше физически, мы бы молодели духовно, потому что единственная цель времени – научить нас отмежеваться от иллюзий материального мира, от привязанности к телу. Тогда тело переходит в совершенную жизнь и становится здоровым орудием Божьей воли и источником радости.
Наша цивилизация страдает страхом старением. Исполнитель чудес должен изменить отношение к возрасту: посмотреть на него в истинном свете. Старение нужно просто принять как данность. Многие считают, будто старение – это ужасно, непривлекательно, отталкивающе, не сексуально, хотя все это – наши домыслы, а в природе старения этих качеств нет. Посмотрите на элегантных европеек преклонных лет: они излучают зрелую притягательность и сексуальность. Мы же склонны цепляться за мысль, что в этом возрасте у женщин уже всё позади.
Давайте изменим мышление. Давайте помнить: чем дольше мы живем, тем большей мудрости набираемся и тем красивее становимся. В наших силах изменить отношение к жизненному опыту. Нужно сфокусироваться на пожилых людях – обращать на них больше внимания, уделять им больше любви, интересоваться ими, вникать в их жизнь, уважать их. «Эго» упорно утверждает: если тело сморщилось от возраста, то сморщилась и сама личность. Эта идея охватывает все наше общество: мы недружелюбно относимся к старикам, отстраняемся от них, будто старость заразна, недостаточно о них заботимся, изолируем их, а не интегрируем в общество. Следует посмотреть на Китай и Японию, где пожилые люди пользуются уважением, их холят и лелеют, а сама старость считается таким же полноценным возрастом, как молодость и зрелость. Старики на Востоке ведут активную и насыщенную жизнь (получают образование или новую профессию, путешествуют). В западной цивилизации распространена ложная установка: молодым быть лучше. Так оно и есть в обществе. И не потому, что это объективная истина, а потому, что эта мысль пропитывает всю нашу цивилизацию и мы реализуем ее в своем коллективном восприятии и опыте.
Неважно, какой болезнью, состоянием, зависимостью или физическими особенностями (возрастными или связанными с инвалидностью) наделен человек: первопричины всегда в его сознании, и только исцелив сознание, можно исцелить самого человека. «Курс на чудеса» гласит, что нам дана величайшая сила – изменять свое сознание. Наше физическое состояние не определяет, каким быть эмоциональному настрою. Умиротворение, гармония, душевное равновесие – все это определяется только состоянием сознания, а не тела. Как гласит «Курс на чудеса», «душевный покой – это, бесспорно, вопрос внутреннего состояния».
Смысл исцеления
Помни, что исцеление Сына Божьего – основное предназначение мира.
«Курс на чудеса»
Когда мы задумываемся об исцелении, то обычно подразумеваем физическое здоровье, но «Курс на чудеса» определяет здоровье как «внутреннюю гармонию и мир». Иногда человек сильно болен физически, но душевно уравновешен, а бывает, что совершенно здоровый физически человек испытывает эмоциональные терзания. Таких случаев великое множество.
В своей книге «Учить только любви» Джереми Ямпольский формулирует четыре принципа исцеления с помощью установок. Он пишет, что душевного покоя можно достигнуть, каким бы ни было физическое состояние. Вручая свою болезнь Господу, мы вверяем Ему все свои переживания и ощущения. Мы знаем что Святой Дух использует все, чтобы наше сердце наполнилось осознанной любовью.
Многие люди признаются, что болезнь стала для них призывом «пробудись!». Они восприняли болезнь как призыв острее и полнее ощущать и осмысливать жизнь: проснуться и благословлять каждое утро на земле, ценить друзей и семью. Я много раз слышала, как смертельно больные говорили, что они начали жить по‑настоящему, в полной мере, только после того как узнали диагноз. Почему так происходит? Когда человек узнает про смертельный диагноз, с него в первые же пять минут слетает все наносное и фальшивое. Он спрашивает себя: почему я веду себя так надменно? Почему я изображаю такую непоколебимость? Почему я предвзято сужу о людях? Почему я не ценю красоту и любовь, что окружают меня? Почему я избегаю самой простой и важной составляющей жизни – любви в сердце?
Избавиться от шелухи иллюзий – уже само по себе целительно. В каждом из нас есть сердцевина – наша подлинная сущность. В этой сердцевине внутри нас Бог. Наладить связь с ней – значит вернуться к Богу. В этом цель нашей жизни, и даже самый тяжкий опыт может послужить этой цели.
За свою жизнь я посетила множество похорон и поминальных служб. Самое впечатляющее зрелище – лица скорбящих, которые столкнулись с неприкрытой правдой, которую невозможно оттолкнуть или отрицать. Когда любимого человека больше нет с нами, печаль открывает новые возможности и перспективы для духовного роста. Слезы – великое средство для смягчения сердец.
Недавно я проводила похоронную службу на погребении молодого человека, умершего от СПИДа. У него было много любящих друзей, и во время службы многие плакали. В конце церемонии несколько друзей встали, чтобы спеть песню, которую часто пели с ним. Голоса их прерывались сдерживаемыми рыданиями. Это было поразительное зрелище – душа каждого была как на ладони, их лица выражали подлинную сущность; и я все думала, что те из них, кто был по профессии актером, никогда не выступали честнее и искреннее.
В другой раз я руководила похоронной церемонией на погребении молодой женщины, которая стала жертвой жестокого убийства. Она была замужем, и у нее был трехлетний сын. Никогда не забуду выражение лица ее мужа, когда он слушал мою проповедь в церкви. Я сказала ему: «Майкл, ты никогда уже не будешь прежним, мы все это знаем. У тебя есть два варианта: ты или ожесточишься, или смягчишься. Ты или придешь к выводу, что больше никому нельзя верить, даже Богу, или же ты позволишь сердечному горю смягчить барьеры, ограждающие твое сердце. Тогда ты станешь человеком великой мудрости и отзывчивости».
Потом я обратилась к женщинам в церкви: «Вот сидит трехлетний мальчик, который остался без мамы. Нет больше ласковых женских рук, которые баюкали его. Не будьте равнодушными. Посвятите время тому, чтобы навещать малыша и его отца, постарайтесь смягчить его сиротство, и пусть этот опыт поможет вам продвинуться в своем женском предназначении. Отнеситесь к этой ответственной задаче серьезно, и пусть этот шаг в личностном росте вызван смертью и горем, но он может привести к изгнанию тьмы».
По стечению остоятельств в тот же день после похорон я поехала на другой конец города проводить церемонию бракосочетания. Во время церемонии я заметила в глазах жениха такое же выражение, как у молодого вдовца, которого я видела на похоронах. Конечно, жених не скорбел, а радовался. Но общее в выражении глаз все равно было: искренняя и чистая любовь, лишенная фальши. Открытость, искренность, внимание, обнаженность чувств и любовь.
Исцеление – это возвращение к любви. Болезнь и смерть зачастую становятся тяжелыми, но полезными уроками, и благодаря им мы познаем меру и глубину своей любви. Иногда, чтобы пробить стены, окружающие сердце, нужен клинок, который пробьет и само сердце.
Однажды я проводила медитацию в Лос‑Анджелесе вечером после своей лекции. Это коллективная церемония. Я заметила, что двое моих знакомых сидят в последнем ряду нашего храма и плачут. Они глубоко скорбели о смерти общего друга, умершего от СПИДа. Мне было больно видеть, как они страдают. Я знала, что опыт страдания делает человека внимательным к чужим страданиям.
– Можно ли облегчить им эту тяжкую ношу? – спросила я Господа. К тому времени мы все уже видели столько смертей, боли и страданий от СПИДа! – Неужели не достаточно? Неужели нельзя это прекратить?
Последовавший ответ меня потряс. Я услышала напоминание о своем собственном «душевном мраке», в который была погружена лет десять тому назад. Господь спросил меня: «Не переродила ли тебя та давняя скорбь и боль, не вызвала ли она глубинные и в конечном итоге благотворные перемены?» Если моя душа впитала этот опыт и он стал толчком к осознанию себя, то откуда мне знать, что эти скорбящие люди не пройдут тот же путь? Мое дело не судить, а помочь им всеми доступными мне способами. Я не должна сомневаться в том, что все происходящее подчиняется высшей мудрости и высшим причинам. Величайший дар страдальцу и скорбящему – это помнить, что за тьмой всегда брезжит свет. Внешние проявления в любой ситуации, в том числе в час скорби и горя – лишь верхушка айсберга. Уроки, подлинные перемены, возможности духовного роста и прозрения – все это не увидеть обычным зрением, только духовным. Если что‑то не видно обычным зрением, это не значит, что явления не существует. Этапы духовного роста и взросления – это куда более масштабная и верная картина путешествия духа, чем мы способны увидеть на приземленном уровне. Рост далеко не всегда заключается в том, чтобы получить желанное. Но он всегда в том, чтобы стать личностью, которой предназначено стать любящим, чистым и честным человеком.
Жить долго – не всегда означает жить лучше. Здоровая жизнь не определяется физическим состоянием. Жизнь – это присутствие любви, а смерть – отсутствие любви. Физическая смерть на самом деле вовсе не смерть. Мы уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что за пределами материального мира жизнь продолжается. Открывая для себя эту дальнейшую жизнь, мы превращаемся в самих себя, в детей человеческих и Божьих.