Ты способен озарить мир
Ты можешь протянуть руку и прикоснуться к раю.
«Курс на чудеса»
В глазах Господа мы все совершенны и все наделены одинаково безграничной способностью озарить мир. Именно способностью, а не потенциальной возможностью, потому что очень уж коварна идея потенциала, зачатков способностей. Слишком часто мы используем ее, чтобы тиранить самих себя, жить не настоящим, а будущим, откладывая все на потом, постоянно сравнивая себя нынешних с теми, кем могли бы стать. Ориентируясь на предполагаемый потенциал, мы все время будем считать, что несовершенны, недостаточно хороши, делаем не все, на что способны, но будем лишь надеяться, что когда‑нибудь дорастем до него и реализуемся полностью. Такая позиция способна привести лишь к самоуничижению.
Потенциал – это идея, которая грозит стать уверенностью в собственном бессилии и никчемности. Тем она и опасна. Если сосредоточиться только на возможностях, а не на реальных способностях, то ничего не сумеешь сделать. Способность выражается в настоящем. Возможность может остаться гипотетическим, туманным будущим, которое так и не наступит. Важно не то, что есть внутри нас, а то, распоряжаемся ли мы своими задатками. Ждать, пока достигнешь совершенства, получишь диплом, степень и т. д., и только тогда выполнить свои планы, бессмысленно. Конечно, сегодня мы еще не умеем делать то, что сумеем завтра, но как мы достигнем завтрашних высот, если не начнем подъем и не предпримем какие‑то усилия прямо сейчас? Помнится, я в молодости годами изводилась из‑за доступных мне вариантов жизненного пути и поэтому бездействовала, словно рыцарь, застрявший на перекрестке дорог, не в силах выбрать какую‑то из них. Передо мной открывались возможности, но они сковывали меня. Я никак не могла решить, которая из дорог приведет меня к вершине самореализации, поэтому не трогалась с места. С этим сталкиваются многие. Я боялась принять решение. И разумеется, страх – это главный враг нашего «я». Разница между теми, кто «реализует свой потенциал», и теми, кто этого не делает, заключается не в масштабе потенциала, а в том, позволяет ли себе человек действовать сейчас или ждет неизвестно чего.
Мы – поколение взрослых. У нас взрослые тела, взрослые обязанности и карьеры. Но многим взрослым не хватает контекста взрослости. В частности, многие не разрешают себе блеснуть, раскрыться прямо сейчас, не боясь, что ты недостаточно хорош и совершенен. Если ждать того далекого дня, когда наверняка сможешь показать себя во всей красе, этот день никогда не настанет. Инфантильный подросток грезит завтрашним днем. Взрослый радуется возможностям и действует прямо сегодня.
Когда‑то я посещала психотерапевта, который сказал мне: «Ваша основная проблема в том, что вы хотите достичь сразу всего, попасть из точки А в точку Z, минуя промежуточные пункты. Вы не умеете двигаться к цели поэтапно, пошагово. Вам гораздо проще грезить о конечной точке, чем сделать первый промежуточный шаг. Вы предпочитаете репетировать речь на вручении премии “Оскар”, чем встать и пойти на занятия актерским мастерством для начинающих».
Мы зачастую боимся сделать что‑либо, пока не научились делать это в совершенстве. Но невозможно научиться никакому навыку или ремеслу и отточить его до совершенства, если вообще не совершать ошибок. Никогда не сыграешь скрипичный концерт Паганини на большой сцене, если сначала не будешь играть гаммы у себя дома. Помню, как сильно вдохновило меня интервью с певицей Джоан Баэз, прочитанное несколько лет назад. Она говорила о том, что ранние песни Боба Дилана далеко не все хорошего качества. Нам всем ошибочно кажется, будто гений создает только шедевры и они сразу выходят из его головы идеальными, как богиня Афина из головы Зевса. Однажды я попросила коллегу выступить вместо меня с лекциями, потому что мне потребовалось срочно уехать по делу. Коллега начал отказываться: «Я не смогу читать лекции так же замечательно, как вы». – «Конечно, не сможете, – ответила я. – Потому что я тренируюсь много лет. Но как вы намерены достичь вершин мастерства, если не будете даже пробовать? С чего‑то надо начинать. Вперед, смелее!»
Убеждена, что в наши дни мы реже занимаемся хобби, чем люди предыдущих поколений. И вот почему: нас вырастили перфекционистами. Нам стыдно делать что‑то неидеально – неровно вышивать крестиком, криво лепить или плохо писать акварелью. Но чтобы научиться делать ровный шов, надо пройти стадию кривых стежков. Несколько лет назад я начала брать уроки игры на фортепиано, точнее, возобновила их, потому что когда‑то в детстве уже занималась музыкой. Конечно, я не Гленн Гульд и не Вэн Клайберн, но в игре на фортепиано черпаю огромную психотерапевтическую пользу. Благодаря этим урокам я отчетливо поняла: не нужно быть виртуозом и мастером во всем, за что берешься. А виртуозность и мастерство жизни заключаются в том, чтобы не стесняться петь в голос – пусть даже вы фальшивите.
Часто мы чувствуем себя лошадями на скачках., Лошади бьют копытом и рвутся из стойла, а мы надеемся и молимся, чтобы кто‑нибудь отпер дверь и выпустил их на свободу. В нас скрыто столько энергии, таланта! В глубине души мы знаем, что рождены для великих свершений, и отчаянно боимся растратить жизнь попусту. Но только мы сами можем выпустить себя из заточения. Часто мы это знаем. Мы осознаём, что запертая дверь – это страх. Теперь мы понимаем, что страх в определенный момент перед движением вперед полезен: когда он дойдет до критической точки, потребуется чудо, и чудо освободит нас.
Если бы нашей жизнью управляло только «эго», мы рождались бы с огромным потенциалом, не реализовывали его и умирали, так и не реализовав его, а все время между рождением и смертью проводили в страданиях. Чудо полностью освобождает нас и прямо сейчас. Оно позволяет выпустить на волю наше могущество и озарить мир. Сын Божий возносится в рай, когда отпускает прошлое, отпускает будущее и позволяет себе быть собой настоящим. «Курс на чудеса» учит нас: «Ад – это то, что “эго” делает из настоящего».
Духовная практика
Нетренированное сознание ничего не достигнет.
«Курс на чудеса»
Любовь требует большего, чем радуги и кристаллы. Она требует дисциплины и осознанной работы. Любовь – не просто сантименты с открытки в нежных сердечках. Любить – значит, полностью посвящать себя новому образу жизни, новому мировоззрению. Такая установка идет вразрез с общепринятыми в мире суждениями. Рай – это сознательный выбор отвергнуть голос «эго». Чем больше времени мы проводим со Святым Духом, тем сильнее наша способность концентрироваться на любви. «Курс на чудеса» учит нас: пяти минут с Ним утром (в молитве или практике по книге упражнений «Курса на чудеса») достаточно, чтобы Он оберегал наши мысли в течение всего дня. Что это значит? Мы сами обеспечиваем себе «сознательный контакт» с Ним. Чтобы духовные тренировки принесли плоды, они должны быть регулярными. Если вы занимаетесь в спортзале, плаваете в бассейне или бегаете по утрам, вы ведь делаете это регулярно? Молиться и медитировать нужно так же регулярно. При регулярных занятиях душа становится сильнее точно так же, как тело наращивает мускулатуру, и тоже за счет регулярных занятий. «Курс» объясняет скромность наших достижений недостатком дисциплины сознания. Мы не привыкли к духовным тренировкам. Мы инстинктивно впадаем в паранойю или предвзято судим о мире, мы реагируем на все испугом или гневом, вместо того чтобы откликаться на все любовью. «Курс» гласит, что мы «слишком сильно позволяем сознанию блуждать и потакаем ему». Медитация и молитва дисциплинируют сознание.
Когда медитируешь или молишься, то мозг буквально меняет режим своей активности. При медитации мы обрабатываем информацию на более глубоком уровне, чем в обычном бодрствующем состоянии. Принцип чудес входит у нас в привычку, мы перенастраиваем свое восприятие, и чудеса становятся привычным и понятным способом решения любых проблем.
Цель духовного роста заключается не в попытках сделать наше мышление метафизически изощренным, а, наоборот, в том, чтобы упростить его. Когда принцип чудес укореняется в нашем сознании, мы смотрим на мир проще. Медитация – это время с Господом, когда мы внимаем Ему. Во время медитации Святой Дух внедряется в наш разум и производит чудесную алхимию. Медитация меняет нашу сущность, а не только дела.
«Книга упражнений» – это годовой курс ежедневных психологических практик «Курса на чудеса». Эта программа помогает избавиться от системы мышления, основанной на страхе, и вместо нее принять новую, которая держится на любви. Процесс похож на переустановку компьютерной системы, только очень кропотливую и медленную. По плану программы необходимо ежедневно медитировать на конкретную мысль. Медитация длится определенное время и проводится с закрытыми глазами. Предисловие «Курса на чудеса» предупреждает, что не все упражнения нам понравятся, возможно, некоторые даже вызовут отторжение, но мы должны их выполнить. Отношение к упражнениям не повлияет на их плодотворность. Делайте упражнение, даже если оно вам не по душе; оно все равно сработает! Неважно, нравится ли тебе поднимать штангу в спортзале или ты терпеть этого не можешь. Важно, делаешь ты это или нет. Тело реагирует только на действие. Так же работает и сознание. Как и с физическими упражнениями, эффект медитации виден не сразу, а накапливается постепенно. Когда регулярно занимаешься спортом, то к концу каждого занятия не видишь в теле никаких перемен. Но после месяца или двух регулярных занятий спортом тело преображается, и эти перемены становятся очевидны. То же самое с молитвой и медитацией. Иногда преображение замечаешь не ты сам, а окружающие. Порой сам человек не осознает, как перестроилось его сознание, какой именно энергией он делится и как она влиет на его ближних. Но окружающие отлично это видят и реагируют соответственно.
Духовная практика помогает развить личное могущество. Духовно сильные люди не всегда много делают, но вокруг них все кипит само собой, работа идет полным ходом, запускаются проекты, люди ощущают прилив сил и энтузиазм. Махатма Ганди заставил британских колонизаторов покинуть Индию мирным протестом, но активной работой занимался не он. Он просто запустил мощный вихрь. Другой пример – Джон Ф. Кеннеди. Изменил законы он не сильно, но выпустил на свободу силу целого поколения американцев и изменил их сознание. На высшем уровне бытия мы ничего не совершаем. Мы находимся в состоянии покоя, и через нас течет Божья сила. Лампочка не должна крутиться, но она проводит через себя ток и дает свет. Медитация – это сильное расслабление. Она отгоняет истеричный голос «эго» и его иллюзорные идеи.
Мы – приемники божественных сигналов. Правда, нам мешает обилие помех. Когда мы погружаемся в медитацию, помехи исчезают. В глубоком покое мы отчетливо слышим Его голос, тихий, но явственный. В раю он будет единственным голосом, который мы будем слышать. Именно поэтому в состоянии рая мы так счастливы.
Узри свет
Дитя света, ты не ведаешь, что свет – в тебе самом.
«Курс на чудеса»
Реален лишь свет внутри нас. Мы боимся своего внутреннего света больше, чем тьмы в себе. Темнота нам хорошо знакома и привычна. Как гласит «Курс на чудеса», «ни забвение, ни ад не пугают тебя так, как страшит рай». Мысль о собственном свете, о том, что ты все‑таки можешь быть хорошим, пугает «эго», и оно пускает в ход тяжелую артиллерию, лишь бы заставить нас по‑прежнему избегать света.
Один мой знакомый как‑то сказал про нашего общего приятеля: «У него злая душа». – «Нет, – возразила я, – злой у него характер. У него самая чистая душа, какую я встречала, а злоба – всего лишь защита. Если бы он смог принять свет в себе, он бы совершил судьбоносный выбор и дал выход всей накопившейся любви, которая пересилила бы его “эго”. Злоба – его доспехи, в которых он прячется от света».
Эта защита от света обычно принимает форму вины, которую мы проецируем на себя или на других. Господь любит нас безоговорочно и безгранично, Вселенная бесконечно нас поддерживает. Но пока мы не примем Божью заботу и одобрение, милосердную помощь Вселенной, мы отгоняем от себя чудеса, готовые влиться в нашу жизнь и украсить ее. Ненависть к себе возникает потому, что «эго» нужно, чтобы мы постоянно нападали на самих себя и терзались. Как от этого избавиться? С благодарностью принять волю Божью как свою собственную. Господь хочет, чтобы мы простили себя и обрели рай в душе.
Кротость и смирение, а не гордыня, помогают осознать, что мы достаточно хороши и достойны, а наши слова ценны. А мешает нам ненависть к себе – она не дает нам поддерживать ближних и помогать им. Невозможно заботиться об окружающих, если мы не в состоянии поддержать сами себя. Выступая, я отчетливо ощущаю разницу между дружелюбной аудиторией и слушателями, которые глумливо посмеиваются: «Ну попробуй, убеди нас!» От этих людей исходит совершенно разное излучение. Благожелательно настроенные неосознанно приглашают меня озарить мир, а недружелюбные вызывают меня на дуэль: сумею ли я озарить мир и показать себя? Разве жизнь не полна вызовов и без этого? Неужели человеческая доброта так легковесна?
Источник любви бездонен. В мире хватит удачи на всех. Мы получаем только то, что отдаем ближнему. Понимая это, мы прекращаем недооценивать и критиковать людей и начинаем о них заботиться. Несколько лет назад я жила под одной крышей с девочкой‑подростком. Как‑то раз я пришла домой и обнаружила, что она с компанией подружек обсуждает фотографию одной кинозвезды. Девочки наперебой трещали, что звезда не очень‑то красива и не особенно умна. Я объяснила им: «На самом деле происходит вот что. Вы хотите быть похожей на нее, но думаете, что это невозможно, и защищаетесь от этой мысли. Нет ничего зазорного в том, чтобы стремиться быть красивыми. Наоборот, это хорошее желание, и каждая из вас может быть красивой. Я знаю верный способ». Девочки стали слушать внимательно. «Вам нужно признать и похвалить ее красоту. Тогда вы позволите и себе быть красивыми. Если актриса красива, то это не значит, что вам красоты не достанется. В мире бесконечно много красоты – ее хватит на всех. Красота – это просто абстрактное понятие. Красивым может быть кто угодно. Восхищайтесь и признавайте красоту других, и вы увеличите свои шансы стать красивыми».
Успешный в любой области человек ничего не отнимает у других. Он лишь умножает шансы других людей на успех. Мы не соревнуемся. Нет ни победителей, ни проигравших. Если вы будете цепляться за опасное представление о том, что успех – это ограниченный ресурс, вы останетесь в земном аду.
Нужно научиться мыслить божественным образом: с добротой, любовью и душевной щедростью. Ангелы – это Божьи мысли. В раю, то есть божественном состоянии души, люди мыслят как ангелы, которые озаряют путь. Они никого не обвиняют, не состязаются, не завидуют, не осуждают, не критикуют, не боятся и не закрывают свои сердца. Поэтому они поют и летают. Мы, конечно, тоже ангелы, только в другой ипостаси.
Конец мира
Конец мира – это не его разрушение, но его преображение в рай.
«Курс на чудеса»
Мы привыкли считать конец мира, или конец света, чем‑то ужасным. Но он выглядит не так уж и плохо, если подумать, сколько на земле боли и страданиий. В «последние дни» мы не улетим на космическом корабле на другую планету, спасаясь от ужасов нашего мира, но отправимся на кораблях своей души в глубины своего сердца. Таким кораблем для каждого из нас станет исцеленное сознание, руководимое Святым Духом.
На что похож рай? В земном мире мы видим лишь его крошечные отблески, но и их достаточно, чтобы поддерживать в нас надежду на возвращение в рай. «Курс на чудеса» рассказывает о некой «древней мелодии», которую мы все помним, она манит нас и зовет вернуться. Рай – это наш родной дом. Оттуда мы пришли. Он – наше естественное состояние души.
Все мы переживаем на земле райские мгновения. Обычно это происходит еще во младенчестве, например у материнской груди или в чьих‑то объятиях. Это внутреннее умиротворение, когда восприятие ничем не замутнено. Это чувство возникает, если перестаешь предвзято смотреть на вещи. В такие моменты нет желания кого‑то менять, нет потребности казаться не таким, как ты есть. И по какой‑то причине в такие минуты видишь абсолютную и совершенную красоту ближнего и чувствуешь, что и он тебя видит таким же.
Земной мир заверяет нас, что единственный способ пережить такие райские мгновения – это начать «исключительные» отношения, например романтические. И это всеобщий невроз нашего времени, наша самая большая и горькая иллюзия. Мы ищем любви в телесном измерении, но ее там нет. Мы пускаемся в бесконечные поиски прекрасного принца или принцессы и не можем их найти. Не находим мы и уникального стечения обстоятельств, которое дало бы нам ключ к раю. Потому что рай – внутри нас. Он не имеет ничего общего с мыслями о ком‑то другом, зато он тесно связан с тем, как мы решили воспринимать себя и окружающих. Ключ от рая – это прощение. Нужно простить себя и все человечество, что бы ни случилось, – и тогда вернешься домой, в родной рай.
Наша цель – Бог. Ничто иное не принесет нам радости. Это радость, на которую мы имеем право. Мы более‑менее осознаем преображающую силу боли, но очень мало знаем о том, как преображает человека радость. Дело в том, что мы плохо знакомы с радостью, редко ее испытываем.
Разговор о радости – не пустые слова. Достигнуть ее непросто, но это наша цель. Невозможно достигнуть рая, предварительно не признав существование ада. Ад для нас совершенно реален, пока мы сохраняем свои иллюзии. Он – очень мощная иллюзия, с которой нужно бороться. «Курс на чудеса» не предлагает делать вид, что ада не существует, не предлагает отрицать тьму в себе. Таким путем к свету не выйдешь. Мы должны пройти психотерапевтический процесс, осознать свою тьму, вынести ее на свет, чтобы свет растворил ее. Только так, а не наоборот. В просветленном мире психотерапия обязательно будет существовать – под руководством и покровительством Святого Духа. Согласно «Курсу на чудеса», «нельзя спастись от иллюзий, не взглянув им в лицо, потому что, отворачиваясь от них, ты тем самым бережешь их». По дороге в рай нас подкарауливают демоны – так же как на пути в волшебный замок герою встречаются драконы.
«Курс на чудеса» вопрошает: «Что исцеляет, если не избавление от всего, что мешает на пути к знанию? Как изгнать иллюзии, не взглянув им в лицо?» Работа над собой зачастую поднимает на поверхность болезненные глубины нашей личной тьмы – то худшее, на что мы способны. Наши слабости становятся очевидными и для нас, и для окружающих. Это небходимо, чтобы мы смогли совершить сознательный выбор – вынести свою тьму на свет, рассмотреть ее там и отпустить. Но без стремления к свету и раю мы останемся завороженными тьмой, потому что она слишком искушает своей изощренностью и сложностью.
В нас очень сильно искушение анализировать тьму и считать ее путем к свету. Это заметно на примере некоторых традиционных психотерапевтических моделей. Психотерапия, если ее использует «эго», становится орудием в бесконечном изучении «эго», то есть тьмы. Такая психотерапия – это бесконечное пережевывание собственной вины и чрезмерная сосредоточенность на прошлом. Если же психотерапия осенена Святым Духом, она ведет нас к свету, становится союзом людей, которые сознательно или бессознательно призывают Святой Дух участвовать в их отношениях. Их совместная работа преобразовывает неправильные воззрения в мудрость, исполненную любви. Нам так нужна терапия, потому, что мы разучились дружить по‑настоящему. Подлинная дружба в любой своей форме – это разновидность психотерапии, как и подлинная религиозность. Психотерапевты от Святого Духа, профессионалы или любители, просят Господа помочь им самим пройти искупление, чтобы исцелить их собственное восприятие. Это помогает просветлению и тех, с кем они имеют дело.
В будущем семейная психотерапия будет очень распространена, и не только в кризисных ситуациях, но и как способ поддержки брака. Прошли времена, когда считалось, что к психотерапевту обращаются только «психи». Теперь мы знаем, что психотерапия – бесценный способ сохранить душевное здоровье. В будущем пары будут обращаться к специалистам, чтобы сохранить чистоту своих намерений, мыслей и чувств, и они помогут им рука об руку идти к Богу.
Иллюзия, что за за пределами рая жизнь кипит, – очень стойкая, ее нужно изменить, действуя внутри себя. Любое событие в нашем материальном мире либо стимулирует нас стремиться к раю, либо отдаляет нас от него. Мы стоим перед райскими вратами в нерешительности и совершаем свой выбор – нас притягивает любовь, но мы привыкли бояться. И в эти мгновения нам важно понимать священную ответственность, возложенную на наши плечи. «Курс» гласит: «Когда идешь в рай или в ад, ты идешь не один». Иными словами, от твоего выбора зависит судьба других людей, будущее всего человечества.
Решения, которые мы принимаем сегодня, определяют дальнейшую судьбу планеты: в рай она попадет или в ад. Одно известно наверняка: мы – переходное поколение, мы – решающий этап мироздания. За нами – судьбоносный выбор. Будущие поколения, наши потомки будут знать, кем мы были. Они часто будут вспоминать нас. И от нас зависит, проклянут они нас или же благословят.
Врата рая
Не думай, будто путь к вратам Рая труден.
«Курс на чудеса»
Итак, мы стоим пред вратами рая. Нашему сознанию кажется, что мы покинули рай миллионы лет назад. Сегодня мы возвращаемся домой.
Мы – поколение Блудного сына. Мы покинули отчий дом, но вернулись, поэтому воздух наполнен ликованием! Прежде чем осознанная и просветленная жизнь привлекла нас, мы успели унизить любовь, себя, других. Но мы не стыдимся прошлого, ведь в нем наша сила. Есть двери, в которые нам не нужно еще раз заходить. И дело не в фальшивом морализме или каких‑то правилах, а в том, что мы за ними уже побывали и знаем – они ведут в никуда. Это дает нам своего рода нравственную правоту и авторитет, ведь мы говорим, исходя из собственного опыта. Мы уже побывали на темной стороне и готовы двигаться дальше. Теперь, когда мы в полной мере изведали тьму, нас привлекает свет. Когда ученики спросили Бхагвана Шри Раджнеша: «Почему в Писании говорится, что Бог любит грешников?» – мудрец ответил: «Потому что грешники, как правило, интереснее праведников».
Мы – интересное поколение; просто мы этого про себя еще не поняли. Когда я впервые осознала, что решения, принимаемые на планете в ближайшие двадцать лет, определят, выживет ли человечество, – я испугалась за судьбу мира. Вверить судьбу мира в наши руки? О нет, подумала я, в чьи угодно, только не в наши. Мы – избалованные негодники, морально разложившиеся типы. Но потом я присмотрелась и поразилась увиденному. Мы не так уж плохи. Мы ранены. И наши раны – это возможность исцелиться.
За пределами рая «исцеление» – модное слово, которое говорит о наших желаниях. В воздухе витает идея возвращения к святости, несмотря на боль, несмотря на повсеместные конфликты. И многие люди увлеклись этой идеей, сознательно или бессознательно. Постепенно формируется атмосфера осторожного восторга и волнения, надежды на рай. Такие настроения появляются во всех сферах нашей жизни, мы чувствуем великие возможности.
«Курс на чудеса» учит: прежде чем мы пробудимся, «Святой Дух исцелит раны, оставшиеся у нас от несбывшихся мечтаний». Вот мои размышления о том, как некоторые радостные мечты могли бы хоть отчасти приблизить мир к райскому состоянию.
Чтобы наше общество получило шанс исцелиться и начать с чистого листа, должно произойти массовое искупление – коллективное прощение прошлых грехов и ошибок. Сейчас известнейшие люди нашего времени зачастую падают со своих пьедесталов, потому что не могут стряхнуть с себя прошлое. Как печально для страны, что человек, в прошлом слишком много имевший дело с наркотиками или грешивший распутством, опасается идти в политику. Он боится, что его порвут в клочья за грехи прошлого. В нашем прошлом главное не то, что там произошло, а то, как мы с этим поступили. Любой может стать более сострадательной личностью, стоит только пожелать.
Главный вопрос не в том, что мы натворили вчера, а в том, какой урок из этого извлекли и как поступаем сегодня, наученные прошлым опытом. Кто сможет помочь выздоравливаюшему алкоголику, как не собрат по несчастью, который идет по этой дороге дольше и успел продвинуться в исцелении дальше? Никто так не поддержит скорбящего, как тот, кто сам скорбел. Лучший помощник, поддержка и опора в чем бы то ни было – тот, кто познал боль и прошел через испытания.
Я никогда не интересовалась личностью Ричарда Никсона, пока не увидела его по телевизору через несколько лет после того, как он покинул Белый дом. Я подумала: этот человек пережил колоссальное унижение и ему некого винить, кроме самого себя. Единственный способ пережить такой сокрушительный опыт и не быть раздавленным – это покаяться и вверить себя Господу. Я смотрела на Никсона и чувствовала, что именно так он и поступил. Я увидела в его лице мягкость, которой никогда не видела раньше. Теперь этот человек интересен, подумала я. Похоже, что он прошел через очистительное пламя. Теперь он может предложить нам гораздо больше, чем раньше. Теперь я бы доверилась ему и выслушала его, потому что он приблизился к истине и гораздо больше годится в вожди, чем раньше.
У ворот рая мы не боимся извиняться. Как было бы прекрасно для страны, если бы мы всей нацией могли покаяться перед миром за то, как растоптали священные принципы американской демократии в отношении к другим народам, в частности к Вьетнаму. Мы – великая страна, и, как и другие страны, мы допускали свои ошибки. Наше величие – не в военной мощи, а в том, что у нас есть великие святые истины. Великий народ, как и сильная личность, признает свои ошибки, искупает их и просит Бога и людей дать ему шанс начать с начала. Такое поведение не выставило бы нас слабаками в глазах остального мира. Мы предстали бы смиренными, кроткими и честными – а без этих свойств не бывает величия.
И разве не было бы прекрасно, если бы мы продолжили начатое Авраамом Линкольном и принесли бы простые и искренние извинения всем темнокожим Америки? «От лица наших предков мы просим простить нас за то, что привезли вас в эти края как рабов и оторвали от отчего дома. Пожалуйста, простите нас. Давайте начнем с начала» – вот как это могло бы звучать, просто и величественно. Мы могли бы как минимум возвести монумент – мемориал всем американским рабам. У белых американцев душевная потребность сделать это сильнее, чем у темнокожих. Афроамериканцам было бы гораздо легче простить нас, если бы мы попросили прощения. Разумеется, все вышесказанное касается и коренных американцев, то есть индейцев. Пока мы не покаемся в своих ошибках перед ними, маловероятно, что межнациональные трения чудесным образом сгладятся.
Мне кажется, парады для солдат, вернувшихся домой после войны в Персидском заливе, – это отчасти попытка извиниться за грубое и пренебрежительное отношение с ветеранами войны во Вьетнаме. Мне жаль, что у нас не устраивают парады в честь учителей, ученых и других людей, которых можно назвать национальным достоянием Америки.
К слову о национальном достоянии: наш драгоценнейший ресурс – дети. За часть суммы, которую страна тратит на годичное содержание в тюрьме одного преступника, мы могли бы дать образование ребенку из неблагополучной семьи. Это вывело бы его из пучины безнадежного отчаяния, помогло найти выход из тупика, снизило соблазн попробовать наркотики, алкоголь, приобщиться к хулиганству и другим преступным проявлениям. Для детей нельзя жалеть деньги, время и силы: сколько на них ни потрать, слишком много никогда не будет. Дети – наши ангелы, наше будущее. Если мы подводим их, то предаем самих себя.
Здесь, у ворот рая, столько важных дел. Нужно лишь найти в себе мотивацию к преображению мира, зарядить наши души энергией и заявить о своих убеждениях. Мы должны опираться на веру в Бога и веру в себя. Что бы Он ни желал, Он даст нам знать. Чего бы Он ни хотел от нас, Он покажет нам, как это осуществить. В любом обществе всегда хватает работы, которую необходимо выполнить. В любой стране и у любого народа есть раны, которые нуждаются в лечении. В каждом сердце есть сила, чтобы это осуществить.
Рождество
Символ Рождества – звезда, свет во тьме.
«Курс на чудеса»
Рождество – символ перемен. Значение Рождества – рождение нового «я», порожденного нашей человечностью и Богом. Дева Мария символизирует женское начало в каждом из нас, и дух оплодотворяет ее. Задача Марии – говорить: «Да, я принимаю, я в смирении приму свою высшую задачу». Дитя, рожденное от этого мистического зачатия, – наш внутренний Христос, он есть в каждом из нас.
Ангелы разбудили Марию в середине ночи и велели ей встретить их на крыше. Середина ночи символизирует нашу внутреннюю тьму, наше замешательство, путаницу и отчаяние. Подняться на крышу значит выключить телевизор, протрезветь, читать хорошие книги, медитировать и молиться. Ангелы – это мысли Бога. Их можно услышать, только если поддерживать собственную духовную чистоту.
Большинство из вас уже слышало призывы ангелов к очищению души. Иначе бы вы не читали книги, подобные этой. Это переломный момент: вам дается возможность принять Божий дух, впустить Его семя в свое мистическое тело. Он обеспечит вам защиту и покровительство. Если мы согласимся на Его предложение, то позволим своему сердцу стать лоном для младенца Христа, тихой гаванью, где он взрастет и полностью приготовится к земному рождению. Господь решил, что Его сын родится в каждом из нас.
Хозяин постоялого двора не впустил Иосифа, сказав, что у него нет места для путников. Постоялый двор символизирует наш интеллект. В нем почти не остается места для духа. Однако это неважно, потому что Господу интеллект и не нужен. Ему требуется лишь уголок в яслях, то есть в душе, лишь наше желание вместить Его для земного рождения Христа. Там, в окружении животных, то есть воссоединившись со своим естественным человеческим «я», мы даем жизнь Тому, кто правит вселенной.
Пастухи в поле увидели звезду Рождества раньше всех живущих на земле. Они – те, кто пасет стада, кто заботится, защищает и исцеляет земных детей. Конечно же, именно они первыми видят знак надежды, потому что они сами даруют миру надежду. Они превратили свою жизнь в плодородную почву для чудес. Они видят звезду и идут за ней. И приходят туда, где Иисус лежит в объятиях земного человека.
Затем поклониться младенцу Иисусу приходят волхвы – цари земные. Это символ бессилия земной власти перед могуществом чистоты и невинности. Лев склоняется перед ягненком, и это олицетворяет нашу силу в гармонии с невинностью. Наша кротость и наше могущество не должны враждовать.
Напомню вам строки из Рождественского гимна: «Мир лежал в грехе и во зле, пока не родился Христос на земле, тогда ожила наша душа и поняла, что она хороша». С рождением Христа мы облачаемся в частицу Божественности, становимся выше и чище. И это преображение происходит не раз в году, а каждую секунду нашей жизни. Мы расширяем свою осознанность и углубляем самопознание. «Курс на чудеса» гласит: «Сын человеческий познаёт себя и становится Сыном Божьим».
Именно таким образом исцеляется наш мир, обретает утраченную целостность и чистоту. Иллюзорный сон о смерти заканчивается, когда мы видим подлинную жизнь. Иисус в нашем сердце – это истина, начало и конец, альфа и омега, то, с чего мы начали и к чему вернемся. Даже если Он примет иное имя и обличье, Он – наша сокровенная истинная суть. Все человеческие жизни объединяются в одно целое, и их слияние порождает мистическое тело Христово. Занять свое место в этом единстве значит возвратиться домой. Мы снова обретаем правильные отношения с Богом, друг с другом и с самими собой.
Пасха
Могущество чудесного воскресения заключается в том, что оно олицетворяет все, чем ты хочешь стать.
«Курс на чудеса»
Рождество и Пасха – это две опоры просветленного мировоззрения. Благодаря просветленному пониманию Рождества мы постигаем, что в нашей власти с помощью Бога подарить жизнь Божественному «я». Благодаря просветленному пониманию Пасхи мы постигаем, что «я» – это сила Вселенной, перед которой бессильна даже смерть.
«Курс на чудеса» учит нас: «Воскресение – это символ радости». Это великое «Да!», знак полного понимания того, что мы неподвластны отсутствию любви в себе и других. Принимая чудо воскресения, мы осознаем, что нам не нужно ждать и в наших силах увидеть себя целостными и преображенными прямо сейчас.
Как‑то раз я беседовала со своей подругой Барбарой. Она переживала сложные времена: у нее умирал отец, она порвала с мужчиной, с которым прожила вместе семь лет, и в довершение всего по уши влюбилась в инфантильного мужчину, вечного мальчика с синдромом Питера Пэна, безответственного, обаятельного и вечно ускользающего. Есть от чего растеряться! Мы обсуждали принципы воскресения и наше стремление к раю, и Барбара заметила: «Думаю, мне надо просто довериться Господу, помнить, что у Него свои планы на мою жизнь. Я верю, что положение дел потом улучшится, как мне и предназначено. Но как именно это произойдет – мне пока знать не дано».
Я стремилась как можно глубже постичь принципы «Курса», поэтому заметила: «Но ведь теоретически, раз времени нет, то нет и понятия “позже”. Получается, невозможно считать, что Господь спасет тебя когда‑нибудь потом». В чем смысл воскресения? В том, что распятие тоже иллюзорно и происходит только в нашем сознании. В чем же тогда заключается сознание Христово? В том, что душевные раны, причиненные смертью отца, заживут? Или в том, что Барбара со временем смирится с потерей бывшего любовника? А может, в том, что ее роман с инфантильным кавалером когда‑нибудь перерастет в дружбу? Нет, сознание Христово заключается в понимании того, что рай уже здесь и сейчас и Барбара уже в раю. Ее отец не умрет после физической смерти, а будет жить дальше, просто в иной форме. Разрыв романтических отношений тоже не имеет значения, потому что любовь бесконечна и никуда не исчезнет даже после расставания. Не имеет значения и то, бросил ее Питер Пэн или нет, потому что связь между ним и Барбарой вечна. Так я объясняла подруге, что ее печаль основана не на фактах, а на иллюзиях. Проблема не в самих событиях, а в том, как Барбара их воспринимает; именно из‑за ложного восприятия ее сердце так терзается и не может сбросить оковы. рай – это изменение отношения к тому, что происходит. Чтобы обрести Рай здесь и сейчас, нужно изменить точку зрения. Тогда физический мир подчиняется и тоже изменяется. Поэтому «Курс на чудеса» учит нас: «Воскресение – это наше пробуждение от сна, избавление от иллюзий, наше возвращение к истинному мировоззрению и, следовательно, наше спасение из ада».
Барбара выслушала меня и повеселела. Вскоре мы уже смеялись беззаботно, как маленькие дети, разбирали наши жизни, отношения, обстоятельства, события – все, что мы несли как крест. Мы осознали, что сами вбиваем гвозди в свои руки и ноги, цепляемся за ошибочное толкование происходящего. А ведь у нас есть возможность выбрать другую точку зрения, которая освободит нас и даст нам счастье. Мы с Барбарой помолились, чтобы Господь даровал нам способность отчетливее осознавать любовь как единственное, что реально и истинно. И мы, пусть хотя бы на несколько минут, увидели, как бессмысленно наше отчаяние. Мы узрели проблеск рая и попросили у Господа способность почаще прозревать рай.
Приведу выдержку из «Курса на чудеса»: