Просветленные сущности

Просветление – не что иное, как узнавание, а вовсе не перемена.

«Курс на чудеса»

На Земле всегда были, да и сейчас есть люди, души которых полностью исцелились силой Святого Духа. Эти люди приняли и прошли Искупление. Неважно, к какой расе и религии они принадлежат: в истории любого народа и любой эпохи есть предания о святых и пророках, которые совершали чудеса. Чудеса эти происходят потому, что сознание, возвратившееся к Богу, становится вместилищем Его божественной силы. Божья сила оказывается могущественнее законов этого мира. Святые и пророки, прошедшие Искупление, пробудили в себе Христа. Они очистились от пагубных мыслей, исполненных страха, и в их сознании осталась только любовь, ничего, кроме любви. Такие очистившиеся люди называются просветленными. Свет – это понимание. Просветленные обрели понимание.

Просветленные – такие же люди, как и мы с вами. И их, и наши души наполнены абсолютной любовью. Единственное отличие просветленных в том, что в их душах нет ничего, кроме любви. Как гласит «Курс на чудеса», «просветленные обрели состояние, которое для других людей пока недоступно, – это возможность, которой только предстоит воспользоваться». Сознание, настроенное как у Христа, – это восприятие, основанное на безоговорочной любви ко всему сущему. Всем нам Христово сознание присуще в той же степени, как и самому Иисусу. Отличие только в том, что мы поддаемся искушениям и отрицаем у себя это сознание. А Иисус выше соблазна. Все его мысли и действия основаны на безграничной любви. Такая любовь, гласит «Курс на чудеса», – это «истина, выпускающая нас на свободу», потому что она дает нам мировоззрение, избавляющее от страхов.

Иисус и другие просветленные – это следующая ступень эволюции человека. Они – наши старшие братья, стоящие выше нас на эволюционной лестнице человеческого духа. Согласно законам эволюции, биологический вид развивается, чтобы лучше приспособиться к жизни. У этого развития существует предел. Достигнув его, вид начинает мутировать. Мутация затрагивает виды, которые достигли пика в своем развитии. Таким образом она показывает на ветвь эволюции, которая лучше всего приспособлена к выживанию. Получается, что потомки претерпевших мутацию – это те, кто выживут дальше.

Сейчас наш вид находится в тяжелом положении, потому что люди слишком много борются. Мы сражаемся с самими собой, друг с другом, с нашей планетой и с Богом. Нашими действиями управляет страх, и это ставит под угрозу наше выживание. Человек, исполненный безоговорочной любви, – это новое звено эволюции, благотворная мутация. У такого человека любовь стоит на первом месте, она порождает атмосферу, в которой возможны чудеса, и они происходят. Ведь в конечном итоге любовь – единственное по‑настоящему разумное дело и единственная цель, к которой стоит стремиться, потому что только любовь сохранит человечество и поможет ему уцелеть.

Мутации, то есть появление просветленных, показывают остальным людям, в какую сторону им двигаться, а также то, каким эволюционным потенциалом они располагают. Между указкой и костылем есть существенная разница. Некоторые говорят, что им не нужен костыль, имея в виду религию. Но Иисус – не костыль, он – наставник, который указывает нам путь. Если вы хотите стать писателем, то принимаетесь читать классиков. Если намерены сочинять замечательную музыку – слушаете произведения великих композиторов, предшественников и современников. Если вы решили выучиться живописи – вашими лучшими учителями опять же будут старые мастера. Если во время урока рисования к вам в мастерскую войдет Пикассо и скажет: «Привет, у меня выдался свободный часок, может, тебе дать какие‑то советы?» – неужели вы откажетесь?

Так же дело обстоит и с нашими духовными наставниками: Иисусом, Буддой и любым другим просветленным. Они гении духовности, точно так же как Бетховен был гением музыки, а Шекспир – гением словесности. Почему бы не поучиться у них, не последовать по их стезе, не изучить то, что они делали правильно?

«Курс на чудеса» использует традиционную христианскую терминологию, но нетрадиционным образом. Такие понятия и имена, как Святой Дух, спасение, искупление, Иисус, здесь используются скорее в их психологическом, нежели религиозном смысле. Как человек, изучающий и преподающий «Курс на чудеса», я неоднократно убеждалась в том, что христианская терминология у многих людей вызывает яростное отторжение. В свое время мне, иудейке, казалось, что такое сильное неприятие она вызывает только у иудеев, но я ошибалась: попробуйте произнести слово «Иисус» перед группой умеренных, скорее формальных христиан, и они воспротивятся этой теме всеми возможными способами.

Думаю, я хорошо понимаю причины такого отторжения. «Курс на чудеса» гласит: «Он был братом всему миру, а из него сотворили множество надменных идолов». Великое множество христианских терминов было использовано для того, чтобы вызывать и усугублять у людей чувство вины, и потому многие мыслящие люди решили полностью отвергнуть христианство и все связанные с ним понятия. Во многом для христиан эта проблема стоит еще острее, чем для иудеев. Для многих детей‑христиан вся эта терминология с детства неразрывно связана с понятиями вины, наказания, со страхом перед адом, в то время как дети‑иудеи с такими словами вообще не сталкиваются.

Слова – это просто слова, и если старые понятия чем‑то отталкивают, их почти всегда можно заменить новыми. Однако в случае с Иисусом подыскать слово на замену не так‑то просто. Иисус – это имя Сына Божьего. Какой смысл переименовывать его, например, в Герберта? Многие люди отвергают Иисуса, потому что его имя обросло дополнительными смыслами и ассоциируется у них, например, с тем, что христиане творили, прикрываясь именем Бога. Но отвергая Иисуса из‑за неприятных ассоциаций, можно, что называется, выплеснуть младенца вместе с водой. Получается, что раздражающие термины могут помешать нам воспринять материал, даже не дав нам вдуматься и толком вчитаться. Это ловушка, которую подстраивает нам собственное сознание: «не читал, но осуждаю».

Как‑то раз я была на званом обеде в Нью‑Йорке. За столом зашел разговор о модном романе, который только что вышел и был у всех на слуху. Кто‑то спросил меня, читала ли я его. Книгу я не читала, но читала рецензию в «Нью‑Йорк таймс». Я соврала и ответила: «Да, читала». Мне стало очень стыдно: ведь я незнакома с самой книгой, а опираюсь только на опосредованную информацию и притворяюсь, будто читала роман. По сути дела, я выдавала чужое мнение за свое, допускала, что могу судить с чужих слов.

Вскоре после этого я решала, читать или не читать другую книгу – собственно, «Курс на чудеса». В книге упоминался Иисус. В детстве мне о нем ничего не рассказывали, потому что я воспитывалась в лоне традиционного иудаизма. Мне просто говорили: «Милочка, это мы не читаем». Однако евреи, и в том числе верующие иудеи, прославились тем, что горячо поощряют интеллектуальные порывы своих детей и любое проявление любознательности. Да, я совершила постыдный проступок с романом и рецензией, но вообще‑то меня с детства приучали саму все читать, выяснять, анализировать, шевелить мозгами. Поэтому я все‑таки взялась за «Курс на чудеса». Я убеждена, что книга вовсе не навязывает никому Иисуса. В ней говорится: «Хотя эти книги и идут от Бога, но по ним ясно, что вы можете стать продвинутым учеником Курса на чудеса, никак не соприкоснувшись с Христом».

«Курс на чудеса» понимает наше отторжение, но не потакает ему. Настало время великой перестройки вашего сознания, в том числе и понимания христианских философских понятий, особенно тех, которые касаются Иисуса. Христианская религия не владеет им единолично. Каждое поколение само должно открыть для себя истину.

Кто такой Иисус? Он – воплощение Святого Духа. Полностью исцеленный Святым Духом Иисус слился с ним в единое целое. Но он – не единственный образ, который принимает Святой Дух. Он – лишь один из его ликов. Он на вершине духовного опыта, но он там не один.

Иисус жил в мире, полном страха, и при этом излучал только любовь. Каждый его поступок, каждое слово и каждый помысел управлялись не «эго», а Святым Духом. Он был воплощенным просветлением. Размышлять об Иисусе значит размышлять о сокрытой в нас безграничной любви ко всему сущему и тем самым пробуждать ее в себе.

Иисус воплотил сознание любви, а затем получил от Бога силу помочь обрести ее всем остальным. Как говорит Иисус на страницах «Курса на чудеса»: «Я отвечаю за процесс искупления». Разделяя воззрение Бога на мир, Иисус стал этим воззрением. Он видит каждого из нас так, как нас видит Бог: невинными, совершенными, любящими и любимыми. И он учит нас быть такими. Именно так он выводит нас из преисподней и ведет в рай. Смотреть на мир глазами Иисуса означает исправлять свои ошибки в восприятии. Это и есть чудо, которое он совершает в нашей жизни, таинственный свет, который изливается из нашей души в окружающий мир. Наше сознание было сотворено, чтобы служить алтарем Сыну Божьему. Иисус воплощает Сына Божьего. Поклоняться ему – значит, поклоняться тому потенциалу совершенной любви, который таится в каждом из нас.

Сказочные легенды о чудесах – это зашифрованные ссылки на примеры проявления внутренней духовной силы. Эти предания передаются из поколения в поколение, чтобы люди не забывали, на что они способны. Все эти истории – о преображении. Сказки вроде «Белоснежки» или «Спящей красавицы» – не что иное, как метафоры, отражающие отношения между «эго» и божественным сознанием. Злая мачеха – это «эго», она может погрузить нашу внутреннюю Спящую красавищу (то есть Иисуса внутри нас) в колдовской сон, но извести ее злу не по силам. То, что создано Богом, нельзя уничтожить. Худшее, что может сделать с нами «эго», – это наложить заклятие, усыпить нашу внутреннюю красоту. Именно так и поступает злая мачеха. Но любовь внутри нас не умирает, она лишь крепко засыпает. В каждой волшебной сказке рано или поздно появляется прекрасный принц. Его поцелуй напоминает нам, кто мы на самом деле, зачем мы явились в этот мир. Прекрасный принц – это метафорическое воплощение Святого Духа. Он приходит в разных обличьях, чтобы пробудить нас своей любовью. Когда кажется, что никакой надежды уже не осталось, когда мнится, что зло торжествует, приходит Спаситель и заключает нас в свои объятия. У него много лиц, и одно из них – Иисус. Он – не идол и не костыль. Он – наш старший брат и щедрый дар для нас.

Глава четвертая

Смирение

В руках Господа забудем о тревогах и страхах…

«Курс на чудеса»

Вера

Нет такой задачи, которую не могла бы решить вера, и нет безвыходного положения, из которого она бы не вывела.

«Курс на чудеса»

Что, если бы мы искренне верили в Бога? В божественный благой миропорядок, в силу, на которой держится мир и которая не зависит от нашего сознательного контроля? Что, если бы мы могли видеть проявления божественной воли в своей повседневной жизни? Что, если бы мы верили, что Господь любит нас, заботится о нас, защищает нас? Что, если бы мы знали: мы можем позволить себе расслабиться и положиться на Господа?

Наше физическое тело постоянно работает: это прекрасно скоординированная совокупность механизмов, которая безупречно выполняет свое дело. Сознательными усилиями у нас бы не получилось так хорошо управлять внутренними органами. Наше сердце бьется, легкие дышат, уши слышат, волосы растут, не требуя от нас никаких усилий. Организм исправно работает сам по себе. Мы не заставляем сердце биться, а волосы расти – они делают это сами. Точно так же планеты исправно вращаются вокруг солнц, семена прорастают сквозь землю и расцветают, зародыши развиваются в младенцев – и все это без нашей помощи. Все это – часть природной системы. И мы с вами тоже органичные частички этой системы. Мы можем положиться на силу, которая заставляет цветы расти, и доверить ей управлять нашей жизнью, а можем избрать другой путь и управлять собой сами.

Положиться на великую силу, которая движет солнцем и управляет Вселенной, – это и значит верить. Вера в Бога – это не слепота, а ясновидение. Вера – это убеждение, что Вселенная на твоей стороне и что она знает, как быть. Вера – это психологическое осознание того, что существует некая благая сила, которая неизменно стремится к добру. Она работает во всех измерениях, и наши попытки как‑то направить эту силу только мешают ее работе. И наоборот, наше доверие этой силе помогает ей: когда мы расслабляемся и всецело полагаемся на нее, она работает на нас. Человек без веры отчаянно пытается все контролировать – даже то, что ему не по силам. Все, что не в нашей власти, гораздо лучше работает без нашего вмешательства – тогда, когда мы вверяемся Божьей воле. То, что мы пытаемся исправить, нам все равно не исправить, как ни старайся. Получается, мы понапрасну тратим время, когда, лишенные веры, вмешиваемся не в свое дело, вместо того чтобы положиться на волю Бога.

У явлений духовного порядка тоже есть объективные законы. Духовные и физические законы действуют параллельно и управляют как внешним, так и внутренним.

Вселенная поддерживает в нас физическую жизнь. Растения производят кислород, необходимый нам для дыхания. Важно уважать законы, которые управляют материальной стороной Вселенной, потому что нарушение этих законов создает угрозу нашей жизни. Когда мы загрязняем океаны и вредим природе, мы разрушаем собственную систему жизнеобеспечения и, следовательно, уничтожаем самих себя.

На духовном уровне Вселенная тоже поддерживает нашу жизнь и эмоционально, и психологически. Духовный эквивалент кислорода, то, без чего мы не можем жить, как без воздуха, – это любовь. Человеческие отношения существуют для того, чтобы порождать любовь. Если мы загрязняем отношения обидами или злыми мыслями, разрушаем их отсутствием любви, мы создаем угрозу собственному эмоциональному и духовному выживанию.

Законы вселенной просто‑напросто описывают существующее положение вещей. Эти законы никто не придумывал, они были всегда, просто мы о них не знали. Эти законы никак не зависят от того, верим мы в Бога или нет. Наша вера просто доказывает, что мы понимаем и признаем эти законы. Нарушение же духовных законов не говорит о том, что человек дурен, а лишь свидетельствует о недостатке ума, ведь только глупый будет вредить самому себе, нарушая законы Вселенной, которая о нем заботится. Мы уважаем и чтим законы природы, чтобы выжить. А какой самый главный духовный закон? Любить друг друга! Потому что если мы не будем любить друг друга, мы все умрем. Точно так же, как нехватка кислорода убивает человека, его убивает и нехватка любви.

Сопротивление

Неверие – это не нехватка веры, а вера в ничто.

«Курс на чудеса»

Как гласит «Курс на чудеса», «неверующих людей не существует». Вера – это один из аспектов сознания. Мы верим или в страх, или в любовь и Божье могущество.

Нам всегда внушали, что ответственный взрослый человек обязан быть активным и мужественным: добывать деньги, контролировать свою жизнь, одним словом, брать быка за рога. Нас приучили к мысли, что такое активное поведение и есть проявление силы. Мы считаем себя сильными благодаря своим достижениям, а не благодаря тому, кто мы есть. Таким образом, мы попадаем в сети Уловки‑22[2]: мы ощущаем, что у нас нет сил для достижений, пока не достигнем чего‑то.

Если кто‑то предложит вам просто плыть по течению, ничего специально не добиваясь, разве что немного просветлившись, вы наверняка впадете в истерику. В конце концов, мы все привыкли считать, что не добились больших успехов, привыкли быть недовольными собой. Поэтому мы считаем, что недостаточно активны, и от предложения стать еще пассивнее мы впадаем в ярость.

Но у пассивной энергии есть свое могущество. Личная мощь возникает, когда в душе у человека уравновешены мужское и женское начала, то есть активное и пассивное. Пассивная энергия без активной превращается в лень, однако активная энергия без пассивной превращается в тиранию. Перевес мужской агрессивной энергии превращает человека в диктатора, который подавляет и контролирует окружающих и самого себя. Это несбалансированное и неестественное состояние души. Главная проблема в том, что нас с детства приучили уважать такую агрессивную энергию и даже поклоняться ей. Нам внушили, что жизнь не для слабаков, что побеждает сильнейший, поэтому мы старательно проявляем мужские черты характера, которые, если они не уравновешены женскими качествами, делают нас грубыми, жесткими, негибкими. Мы все такие, независимо от пола. Мы породили менталитет бойца. Мы всегда за что‑то боремся: за работу, за деньги, за укрепление отношений, за разрыв отношений, за то, чтобы сбросить вес, за то, чтобы перестать пить, за понимание и уважение окружающих, за то, чтобы кого‑то удержать или, наоборот, выгнать, и так далее и тому подобное. Мы всегда во всеоружии и никогда не откладываем меч.

Женское, смиренное начало в нас – это пассивная энергия. Оно ничего не делает. Процесс одухотворения, как у мужчин, так и у женщин, по сути все равно женский, он – успокоение сознания. Он – воспитание личного магнетизма.

Если у вас есть горсть железных опилок и вы хотите разложить их в виде симпатичного узорчика, вы можете добиться этого двумя способами. Первый способ – перекладывать опилки пальцами, но это долго и тяжело. Второй способ гораздо лучше – можно просто воспользоваться магнитом. Магнит притянет железные опилки. Этот образ символизирует женскую часть нашего сознания, которая реализует себя через притяжение, а не через активные действия.

Притягивающий, пассивный, воспринимающий женский аспект нашего сознания – это пространство ментального смирения и приятия. В даосской философии «инь» – женское начало, представляющее силы земли, а «ян» – мужское начало, представляющее дух. Когда о Боге говорят в мужском роде, все человечество автоматически становится женского рода. Отношения человечества с Богом подобны отношениям между мужчиной и женщиной. Обозначение Бога в мужском роде ни в коем случае не покушается на феминистские ценности и не принижает женское начало. Женское начало в нас равноценно мужскому.

Правильные, уравновешенные отношения между женским и мужским началом – это отношения, при которых женское подчиняется мужскому. Смирение, покорность, гибкость – это не слабость и не проигрыш. Это мощная сила непротивления. Открытость, гибкость, умение принимать новое – вот что позволяет человеческому духу обогащать нашу жизнь, придавать ей смысл и указывать верное направление. В философской терминологии «Курса на чудеса» Дева Мария символизирует оплодотворенное Богом женское начало, которое есть в каждом из нас. Женщина как бы допускает Бога внутрь себя, тем самым получая ребенка и оказываясь в выигрыше. С ее стороны это не слабость, а сила. Отец Христа на Земле – Бог, а мать – человечество. В мистической связи между божественным и человеческим рождается высшее «я».

Наши рекомендации