ОБРАЗНОЕ ПАРЕНИЕ в русской бане
Иван Ивакин
Под редакцией Ивана Бояринцева
Издание первое доп. тираж
Новосибирск Издатель Ивакин И. В.
УДК 37.04
ББК 53.59
И177
Ивакин И. В. Образное парение в русской бане, - Новосибирск, Издатель Ивакин И. В., 2016. 174 с.
ISBN 978-5-93240-258-0
Книга посвящена описанию практических банных процедур в русской парной бане. Автор книги ставит и находит ответы на следующие вопросы: как, чем и что очищает и исцеляет баня, и к чему должен стремиться парильщик в бане? Ответы на эти вопросы автор находит, опираясь на древние знания о природе материальных стихий и природе человека.
В книге описаны технические движения вениками и действия парильщика, а также раскрыты образы действий парильщика. Показано, чем техника движений, то есть внешние, механистичные действия, отличаются от действий, наполненных глубинным смыслом, за которыми стоят определенные образы действий. Автором описаны 12 основных технических движений парильщика, рассмотрены 15 основных действий парильщика и образы, соответствующие этим действиям, а также приведены краткие описания 12 основных процедурных вопросов для успешной бани.
В заключение автор пишет о принципах построения связок различных движений, наборов определённых техник, комбинаций действий и образов действий парильщика, как о некоем искусстве парения в русской бане для достижения эффекта «легкого пара».
Редактор: Бояринцев Иван Борисович
Обложка и оформление: Коваленко Алексей Николаевич.
Издатель Ивакин И. В.
ISBN 978-5-93240-258-0
© 2016, Ивакин Иван Владимирович
e-mail: [email protected] http://www.obrazpar.ru/ vk.com/obrazpar, facebook.com/obrazpar
Предисловие к дополнительному тиражу
Дорогие читатели! Прошёл почти год с момента выхода в свет первого издания этой книги. Изначально в мои планы входила существенная переработка книги для подготовки второго издания. Однако, практически все книги у меня уже закончились, тираж распродан, а я смог только частично переработать отдельные разделы книги. Это произошло потому, что за этот год я поменял своё представление о том, как должна быть переработана книга, но сделать переработку просто не успел. Поясню, почему это произошло.
За прошедший год мне удалось провести в нескольких городах различные лекции, семинары, тренинги, мастерклассы, как среди любителей, так и среди профессионалов. Для любителей это были скорее общеобразовательные и популярные мероприятия, а для профессионалов это были обучения моим авторским программам парения, а также банным SPA-программам. За это время я разработал около 20 различных программ, часть из которых внедрена и используется в коммерческих банных комплексах и SPA-центрах. Так неожиданно для самого себя я стал ещё и банным технологом. А для того, чтобы организовывать и проводить семинары и тренинги, пришлось осваивать разработку и создавать учебные планы по семинарам и тренингам, программы обучения для них, и ещё инструменты продвижения семинаров и тренингов. Кроме того, мне посчастливилось принять участие в региональных состязаниях по банному мастерству, а также побывать в роли судьи на двух региональных чемпионатах. В процессе всей этой деятельности возникли идеи по созданию видеоматериалов, и я разработал сценарий для видео-курса из 7 уроков по мотивам книги, а также сценарий для видеоколлекции основных движений пар-мастера. Оба сценария были реализованы – совместно с Иваном Бояринцевым мы записали оба этих видеоматериала.
Безусловно, вся эта деятельность обогатила меня новым знаниями, дала толчок к иному видению, как перерабатывать книгу, но реализовать это видение пока не получилось – уже пора печатать дополнительный тираж.
Поэтому в дополнительном тираже я внёс только редакционные правки, улучшающие стиль изложения и упрощающие понимание смысла текста. Этими правками занималась Мария Куклина, за что я премного ей благодарен и признателен. Кроме того, в этом тираже вставлены цветные фотографии, а также сделаны украшения страниц, которые подготовил замечательный и талантливый художник Алексей Коваленко. В связи с этим пришлось несколько изменить вёрстку книги, что великолепно сделала Александра Лотарева, которой я приношу свою благодарность.
Особую благодарность выражаю компаниям «Банный Союз», «Инжкомцентр ВВД», «СаунаСтройСервис», «БаркСтройСервис» и «Уральская турбаза» за партнёрскую поддержку дополнительного тиража на стадии его печати.
Буду рад ответить на ваши вопросы:
[email protected], тел.: +7 913 915 9805
Мои авторские ресурсы в социальных сетях:
vk.com/obrazpar; facebook.com/obrazpar
Видеоматериалы представлены здесь:
http://www.obrazpar.ru/
Предисловие
Как-то незаметно для меня самого русская баня прочно вошла в мою жизнь и стала одной из её составляющих. Естественным образом я использовал ее много лет, парил друзей и знакомых, набирался опыта, смотрел, как это делают другие, наблюдал за собой и теми, кого я парю, изучал видео о банях по интернету, читал книжки и истории про баню. И в один прекрасный момент я понял, что у меня начала складываться вполне определенная система, включающая и порядок действий, и сами действия, и глубинный смысл этих действий. Я стал анализировать и систематизировать все имеющиеся у меня знания, углублять и расширять их. И когда система практически уже сложилась, я понял, что мне её надо кому-то начинать передавать. Тогда я начал рассказывать всем, кого я парю, что я делаю и как я это делаю.
Однако позже я понял, что этого недостаточно, потому что объем знаний и опыт, которые у меня накопились, невозможно передать урывками во время проведения одной бани. Для этого нужно выделить специальное место и время, и излагать все системно, по порядку. Причем, передавать это нужно тем, кто сам хочет это взять. Так возникла мысль о проведении семинаров и мастер-классов по русской бане. И я начал это делать. Однажды один из замечательных людей, известный писатель, психолог и философ, Вячеслав Олегович Рузов, который был у меня в гостях и которого я парил, неожиданно для меня сказал, что мне пора писать книгу о русской бане, и так передать это гораздо большему количеству людей. С его легкой руки и была написана эта небольшая книга.
Данное предисловие не будет полноценным, если в нем не высказать благодарности всем, кто помогал мне в написании этой книги.
Первым делом благодарю В. О. Рузова за то, что он вдохновил меня на это.
Благодарю Михаила Альбертовича Суботялова, специалиста и автора книг по аюрведе, за советы по поиску сведений об аюрведических процедурах прогревания и пропотевания.
Приношу свою благодарность Вячеславу Васильевичу Башмакову, основателю и хозяину компании «БаркСтройСервис», более 20 лет занимающемуся строительством всевозможных бань, саун и хамамов, который дал мне в пользование свою библиотечку книг по баням.
Я очень признателен и благодарен руководству Центра банной культуры «Купало» за предоставленную возможность проведения съемок в этом Центре для получения поясняющих фотографий.
Благодарю Алексея Николаевича Коваленко за качественно сделанные фотографии и рисунки для этой книги.
Выражаю свое уважение и благодарность Ивану Борисовичу Бояринцеву, президенту НП «Банный союз», за все редакционные и профессиональные замечания. Я также благодарен ему за составленный им отзыв к этой книге.
А также я выражаю благодарность всем авторам книг о банях, которые мне удалось прочитать во время и до написания этой книжки и которые я использовал для ее подготовки и написания.
Введение
Русская баня – эти два магических слова вряд ли оставляют кого-то равнодушным. Для многих людей русская баня
– это символ здоровья, символ очищения, символ радости души и тела, символ праздника, а многие вообще не представляют жизни без русской бани. Для тех, кто живет в деревнях и селах – это просто неотъемлемая часть жизни.
Что же это за чудо – русская баня? Что же такого магического, сакрального и удивительного происходит там? Существуют ли особые секреты, из-за которых баня так популярна? Хотя многие пользуются русской баней, редко кто задумывается над этим....
Из всех тех, кто ей пользуется, за исключением профессионалов и мастеров парения, большинство обычных людей получают далеко не всё, что возможно и нужно получить. Обычные люди зачастую даже не подозревают, что может дать русская баня, и пользуются ею очень примитивно. Я не говорю уже о тех людях, которые вообще не пользуются русской баней. Происходит это от того, что в основной массе мы растеряли глубокие знания о русской бане, мы растеряли культуру банного искусства. Мы зачастую толком не знаем, как правильно нужно парить и париться, потому что видим и повторяем только внешние, механистичные действия в бане, да и знакомы только с 3-4-мя из них. Большинство простых людей даже не подозревают, какая мощная оздоровительная и очистительная сила заложена в русской бане и что способна сотворить эта сила, если её правильно, со знанием дела применять.
Тем не менее, в последнее время популяризация русской бани набирает обороты благодаря усилиям энтузиастов, которые создают направления и школы русской бани, размещают текстовые и видеоматериалы в сети Интернет, что меня вдохновляет и радует.
Необходимо также отметить, что о русской бане написано немало различных статей и книг, и даже несколько энциклопедий, как современными авторами, так и авторами, жившими в предыдущие века. Достаточно подробно описана в этих книгах история бань, в том числе русской бани, приведены результаты исследований о воздействии банных процедур практически на все органы и физиологические процессы в человеческом теле. Во многих книгах детально описано строительство бань, даются подробные рекомендации из чего строить баню и как её строить. Большое внимание в разных книгах уделяется всем сопутствующим бане процессам и действиям, а также оздоровительным процедурам, стоящим на стыке с банным делом. К ним относятся массаж, правка суставов и внутренних органов, растяжки, лажение, закаливание, ароматерапия, лечение настоями и отварами трав и ягод, промасливание, медовые процедуры, глиняные и соляные процедуры, психотехнические работы и т.д. И в то же время, в этом большом количестве книг крайне мало написано о том, как лучше париться и как лучше парить другого человека. Если взять всю информацию, изложенную в книгах о русской бане за сто процентов, то информация о том, как парить, будет составлять не больше пяти процентов А ведь это и есть самое главное в бане! Конечно, знания о том, как парить и париться, представлены не только в книгах, этими знаниями в гораздо большем объеме обладают многие профессионалы-парильщики, массажисты, совмещающие баню с массажем, народные целители, ведуны и знахари, и даже обычные люди, которым от отцов и дедов были переданы знания о бане. Однако если говорить о книгах, там этой информации мало и недостаточно.
Огромное спасибо всем авторам, которые описывают способы и методы парения. Вместе с тем, следует отметить, что практически никто из них, за редким исключением, не раскрывает полноценно образов того, что же и как они делают с самим человеком, которого парят, что они делают с телом этого человека, и к какой цели они стремятся. В лучшем случае это сводится к красивому художественному описанию различных движений вениками или к перечислению нескольких технических приемов. Конечно, это очень важно и нужно для понимания того, как лучше и правильнее парить, это очень ценные знания, которыми далеко не все обладают, кто пользуется баней. Более-менее этими знаниями владеют профессиональные парильщики, которые работают в банях, спортсмены – парильщики, спортивные врачи и массажисты, народные целители. Хотелось бы отметить, что две, на мой взгляд, самые сильные современные книги о бане были написаны спортивными массажистами, которые работали со сборными по различным видам спорта СССР и России. Но при всем при этом, образы действий парильщика так и остаются до конца не раскрытыми в литературе.
Постараюсь пояснить, что я имею в виду. Возьму два простых примера. Первый пример: когда хирург оперирует больного и вырезает ему опухоль, он предельно четко понимает, что он делает, причем он еще в самом начале операции уже знает, что и как он будет делать с телом пациента. То есть, у него в сознании есть совершенно четкий образ действий, который он и реализует впоследствии своими действиями. При этом он также четко знает, какова цель операции, то есть, каким должен быть её результат. Он знает, с помощью кого и чего он будет делать операцию, какие инструменты и какие лекарства он будет использовать. Второй пример: когда массажист делает массаж пациенту для снятия мышечного напряжения, он совершенно четко знает и понимает, что нужно убрать именно это напряжение. Он знает, как это следует сделать и с помощью чего он будет это делать, какие массажные движения будет применять, какие технические приемы будет использовать. У массажиста также есть полный образ действий и ясное понимание того, что он делает с пациентом.
Возвращаемся теперь к парильщику. Парильщик ведь также работает с телом другого человека, он ведь также осуществляет воздействие на тело человека. А раз есть воздействие, то непременно будет и результат. Результат же всегда определяется воздействием. Здесь было бы очень хорошо понимать, чего же хочет достичь парильщик, когда начинает парить другого человека? Чем же парильщик воздействует на тело другого человека? Более того, было бы неплохо также ясно понимать и осознавать, с помощью чего парильщик воздействует на тело другого человека. Что он использует и как использует? Какие технические движения существуют в принципе, и что может стоять за каждым техническим движением? Какие технические движения лучше применять в каких случаях и для каких целей? Какой образ действия следует удерживать в своем сознании, когда паришь человека? А еще ведь в бане можно регулировать температуру и насыщенность пара! И возникает вопрос: как правильно этим пользоваться и для каких целей? Собственно говоря, предлагаемая вашему вниманию небольшая книга — и есть попытка дать ответы на заданные вопросы. Эти ответы я искал сначала неосознанно, а потом осознанно много лет. Нахождению искомых ответов способствовало то, что я изучал Русскую и Славянскую народные культуры, а также Ведическую культуру. Много знаний о бане я почерпнул из знаний об этих культурах.
Оговорюсь сразу, что я не претендую на то, что нашел всеобъемлющие ответы на поставленные выше вопросы. Скорее всего, я лишь начал отвечать на них, и очень многого еще не знаю и не умею. Поскольку мне все же удалось в какой-то степени найти ответы на перечисленные вопросы, используя знания и опыт других людей и свои реализации, я счел необходимым поделиться своим видением и своими знаниями с другими людьми. В этом и заключается основное предназначение этой небольшой книги.
Соответственно этому предназначению, в предлагаемой вашему вниманию книжке в основном рассматриваются ответы на эти вопросы, и не описываются вопросы, которые были исследованы другими авторами. Очень кратко я рассматриваю вопросы подготовки бани и другие процедурные вопросы, поскольку они не являются главными, но тем не менее важны в данном контексте.
Две главы, которые содержат описание исторических и географических корней бани, а также обзор изданий современных авторов о бане, я разместил в конце книги. Сделал я это осознанно, поскольку не всем эта информация будет интересна, однако без этих разделов книга будет неполноценной.
Для любознательного читателя должен отметить, что с целью подготовки сознания к более глубокому пониманию основного материала, расширению сознания для восприятия более глубокого слоя информации желательно сначала прочитать две последние главы, а затем уже переходить к первой главе. Впрочем, можно прочитать всё подряд, а потом снова вернуться к началу книги.
Здесь также важно отметить, что я не являюсь профессионалом-парильщиком, я просто любитель русской бани. В связи с этим, на эту книгу стоит смотреть как на описание опыта и знаний любителя, смотрящего именно с точки зрения любителя и простого человека, поскольку профессионалы, которые посвятили всю свою жизнь банному делу, смотрят несколько с другой стороны. Мне хотелось бы, чтобы каждый человек, который не равнодушен к бане, смог бы сам взять и практически применить элементы банной культуры для себя и для своих близких людей, смог бы осознанно и максимально эффективно парить и париться в бане.
Также важно отметить, что я практикую и описываю вполне определенный подход к банным процедурам, который может отличаться от подходов других людей, поскольку нет одинаковых даже двух людей, все люди абсолютно индивидуальны.
В процессе подготовки данной книги к изданию мне посчастливилось познакомиться с замечательным профессионалом банных дел Бояринцевым Иваном Борисовичем, президентом НП «Банный союз». Как выяснилось в процессе этого знакомства, у профессиональных банщиков, которые проводят различные фестивали и чемпионаты по банному мастерству, есть своя сложившаяся терминология приемов парения. И эта терминология несколько отличается от терминологии, которую я использую в своей книге. Отличия имеются двух видов: они есть в разных названиях одних и тех же действий, а также в том, что я разделяю технические движения и действия, в которых используются различные технические движения. В связи с этим, в виде отдельного Приложения 1 я провел сопоставление терминов, которые я здесь использую, и терминов, которые используют профессиональные парильщики на своих чемпионатах по банному мастерству. Там я указал на полное или частичное совпадение применяемых терминов, что позволит людям, привыкшим к профессиональным терминам, однозначно воспринимать термины, применяемые в этой книге.
Основная особенность этой книги состоит в том, что в ней делается главный акцент на построении и применении образов действий парильщика, соответствующих этим действиям. Это я почерпнул из тех знаний, которые получал, изучая русскую народную и ведическую культуры. При этом я беру самые простые и понятные образы действий, которые можно назвать упрощенными по сравнению с образами, использовавшимися нашими предками в обрядовых и ритуальных действиях, в том числе с приговорами и заговорами. Для этого я использую представление о недугах и болезнях как о напряжениях в плотном и тонком телах человека. Эти напряжения следует убрать или снять определенным образом с помощью стихий эфира, огня, воды, воздуха и земли, находящихся в парной в активной фазе.
Применение более глубоких и полных образов в обрядовых и ритуальных действиях и со специальными заговорами и приговорами в их изначальной форме как элемента массовой банной культуры практически было утеряно, но все-таки сохранилось в некоторых описаниях и в практике очень небольшого количества людей. Для того чтобы понимать, что я имею в виду под более глубокими образами, поясню, что такое ритуал и что такое обряд.
Слово «ритуал» происходит от санскритского корня «рита», что означает «порядок» в широком смысле, и в том числе гармонию состояния мироустройства. Поэтому ритуал есть некое действие, которое приводит в порядок, в гармонию с мировым порядком внутреннее состояние человека и его внешние действия. Каждый человек должен действовать в соответствии с мировым порядком или законами, по которым устроен этот мир. Для обучения этому и для поддержания этих законов, когда они нарушаются, используются ритуальные действия.
Слово обряд происходит от слова «ряд», который несет в себе смысл действия «рядиться», «наряжаться» в соответствии с определенными правилами. Также это означает встать в ряд прохождения человеком определенных веж[1]в соответствии с его возрастом и набранными качествами. Так, например, незамужняя девка, то есть невеста (не-веста, не обладающая соответствующими вестями или знаниями), не может встать в один ряд с замужней женщиной, то есть «рядиться» под замужнюю женщину. Невесте нужно набрать определенные качества, чтобы она могла стать женой и матерью. И тогда возможен переход из одной вежи в другую, но для этого нужно действие, которое называется «обряд». После обряда невеста становится замужней женщиной. И все теперь знают – девка стала замужней женщиной. Она перешла в другую вежу. Теперь с ней нужно обращаться по правилам этой вежи. Или, например, маленький мальчик также не может встать в один ряд с парнем, как не может парень встать в один ряд, например, с воином. Они оба станут невежами, если начнут «рядиться» не в свои «одежды». Необходим набор качеств, затем прохождение обряда, и только тогда можно пополнить ряды соответствующей вежи. Обрядов у русского народа было множество, охватывающих и более простые жизненные ситуации, при этом все они имели четкий смысл, и были наполнены вполне конкретными образами.
Поэтому, и ритуалы и обряды являлись очень важными составляющими жизни русских людей. Они были жизненно необходимы, чтобы мир был упорядочен, управляем и созидателен. Но при этом и ритуалы, и обряды проводились в глубоком понимании всего мироустройства, при наличии определенного воззрения на то, как человек позиционирует себя и свое положение в мироздании. В противном случае они не имели смысла. До христианства на Руси мировоззрение людей было сформировано древней культурой, а именно, ведической. По сравнению с молодым христианством, пришедшим на Русь примерно за тысячу лет до этого, она насчитывала сотни тысячелетий.
После потери многовекового мировоззрения русского народа в период расцвета христианства, и позже коммунизма, многие обряды и ритуалы современным людям стали казаться если не глупыми, то бессмысленными непонятными. Все это происходит потому, что современные люди не способны увидеть за ними те образы, которыми было наполнено мировоззрение русского народа в древности. Поэтому мы и не можем толком применить ритуалы, обряды, приговоры и заговоры – у нас отсутствует соответствующее мировоззрение. Чтобы их применять полноценно, надо поменять мировоззрение. Только тогда они наполнятся образами, силой и станут действовать.
По этой причине в данной книге я применяю лишь самые простые образы действий, понятые большинству людей с мировоззрением, присущем нашему поколению и нашему обществу. Однако эти образы все равно опираются на древние знания, которые, несмотря ни на что, вызывают интерес и отчасти принимаются множеством людей в современном обществе.
Еще раз хочу отметить, что для полноценного образного парения в русской бане с использованием всевозможных ритуалов, обрядов, заговоров, приговоров, молитв и мантр, необходимо принять мировоззрение русского народа в рамках ведической культуры, на котором они были основаны. Только тогда они будут наполнены образами и будут иметь воздействие. Тем не менее, возможно применение упрощенных образов, соответствующих нашему текущему мировоззрению, которые, даже в таком виде, обладают удивительной силой.
Эту книгу я написал в виде рассказов и бесед, которые я проводил на банных семинарах, обращаясь непосредственно к слушателям. А сейчас я обращаюсь к вам, дорогие читатели. Надеюсь, что эта книга будет вам интересна и полезна.