Но продолжая делать то, что ты знаешь, как делать

- Никогда! Вы можете не вступать в конкуренцию и продолжать делать то, что должны и что вы знаете, как делать. Это - все! Здесь каждый имеет возможность утверждать себя там, где он может себя утверждать, как он может и как ему нравится, но никогда за счет кого-то еще. И когда у кого-то возникает такое впечатление, то это его проблема. Когда у вас возникает впечатление, что кто-то еще занимает ваше место, вы - тот человек, у которого есть проблема, а не тот человек, который делает что-то! И тут нет исключений. Вы - тот человек, который должен заботиться о своей проблеме, не о другом человеке. В противном случае вы рискуете закончить, как другие люди, критикуя тех, кто делает слишком много. Предположим, что люди, делающие слишком много, примут критику – кто будет действовать? В основном, те, кто так критикует, не делает очень много… Кто будет действовать?

...Существует достаточно областей деятельности для самовыражения. Например, есть три человека, которые могут вести пение: Джеральд, Христиан и Лила. Мы не можем попросить одного из них прекратить это делать. Еще один пример: некоторые люди поют громче других. К примеру, я думаю о Флоренс, которая всегда поет громче других ! Мы не можем попросить их петь тише. Не только потому, что они поют лучше, но также потому, что они своим пением ведут других. Вы понимаете, что я имею ввиду? Если бы у нас было пятьдесят человек, слаженно поющих вместе, я бы сказал Флоренс: “Достаточно. Ты можешь петь потише” (смех)

...Но возвращаясь к Гуржиевской фразе, это дело внутренней Работы, а не внешней. Я полагаю, что, как правило, люди беспокоятся очень много о том, что делают другие. На Пути не беспокойтесь о других людях – ни о том, что они делают, ни о том, что они говорят или что думают. Делайте то, что вы должны делать. И если кто-то возлагает на вас ответственность или если вас попросили сделать что-то, и если вы хотите делать это, делайте это. Не думайте о том, что думают или говорят другие люди, но всегда относитесь к ним доброжелательно, независимо от того , что они делают. Если они дружелюбны и благожелательны по отношению к вам, хорошо. Если нет, не реагируйте. Вы понимаете, что это основная часть Работы? Если вы будете применять то, что я сказал, вы будете двигаться очень быстро, и становиться тем, кто внутренне устойчив, внутренне силен. И если кто-то с вами недружелюбен, это больше вас не задевает.

САМОЛЮБИЕ И ТЩЕСЛАВИЕ

Лила: Я думала, что самолюбие - это одна из пяти черт, характеризующих сущность человека...

- Продолжай думать так, но послушай, что я скажу об этом сегодня вечером: это характерный элемент ложной личности человека и в то же время отрицательный элемент его сущности. Помни, что определенные вещи, определенные части нас даже происходят от наших предков...

Самолюбие и тщеславие. Чтобы вы могли легче найти их в себе, мы попытаемся противопоставить их. Затем вам будет необходимо наблюдать, как эти элементы действуют в вас.

Основа тщеславия - нечестность. Почему? Ты можешь хвастаться как о том, что ты имеешь, так и о том, чего ты не имеешь... Тогда мы имеем дело с другой формой нечестности, связанной с другим аспектом. Вы можете подумать над этим.

В той степени, в какой тщеславие основывается на нечестности, самолюбие основывается на иллюзорной честности.

Тщеславие скрывает чувство неполноценности. Почему?

Лила: Ты пытаешься порисоваться, стать замеченным, так как чувствуешь себя неполноценным...

- Самолюбие использует отношение превосходства. Ты удаляешься в свою неприступную башню... Теперь это чувство превосходства всегда скрывает чувство неполноценности. В случае самолюбия эта система работает постоянно; самолюбивый человек отступает в мнимую ситуацию превосходства, пытаясь восполнить чувство неполноценности, например, в ситуациях, которые он не способен контролировать.

Тщеславие обычно старается расположить к себе других людей - ты хвастаешься, чтобы существовать в глазах других людей - как используя мнимое самоосуждение, так и навязываясь им.

Самолюбие смотрит свысока на других людей. Оно смотрит свысока даже на примирение, будучи слишком гордым, чтобы участвовать в нем.

Тщеславный человек хочет произвести на людей впечатление своими словами, он хочет быть явно видимым... Он часто экспрессивен. Вообще любой экспрессивный человек – это слабый человек. Что касается самолюбивого человека, он молчит. Он слишком горд, чтобы говорить о себе, он не желает говорить. В зависимости от ситуации отношение человека может быть первым или вторым.

Тщеславный человек хочет быть лучшим, он хочет выделяться в том, что он делает, он хочет нравиться, радовать, он хочет быть правым, быть замеченным.

Самолюбие в нас предпочитает воздержаться от действий, когда оно знает, что не сможет сделать что-то совершенно, или оно заранее находит оправдания. Оно всегда старается избежать возможности потерпеть неудачу, сделать ошибку, оно делает все, чтобы избежать попадания в такую ситуацию, оно также не рискует.

Лила: Они могут смешиваться?

- Да, и это иногда приводит к внутреннему противоречию между желанием быть оцененным, любимым, замеченным и страхом. Тщеславие хотело бы сделать что-то, чтобы стать замеченным, а самолюбие отступает, потому что есть риск неудачи. Это одна из сильнейших причин для напряжения внутри вас.

У тщеславного человека есть одно преимущество: в общем, он вознаграждает себя... Даже если другие люди не вознаграждают его, он никогда не устанет говорить комплименты самому себе.

С этой точки зрения, человек с самолюбием не намного больше стоит, потому что внутри он в любом случае чувствует превосходство. Он даже не нуждается в том, чтобы кто-то говорил ему, он знает это. Но это ложное знание всегда прячет противоположное чувство, чувство собственного несоответствия, неполноценности.

Наши рекомендации