С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Ответы на вопросы по книге "Люм'ат уль-и'тикад" ("Блеск убеждений").

1. Имя автора книги Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Ахмад аль-Макдиси аль-ханбали. Родился в городе Джамма'иль в 541 году. Был известен постепенным требованием знания, заучил наизусть множество матнов, требовал знания на руках обладателей знания, объездил в поисках знания множество мусульманских стран, довел до совершенства свои знания в фикхе, хадисе и остальных науках. Им написано множество книг, как, например "аль-Мугни" и "Раудат ун-Назыр" и др. Что касается семейного положения, то у имама Ибн Кудамы были дети как женского, так и мужского пола, но все они умерли еще при его жизни, и после смерти род имама аль-Макдиси прекратился. Скончался имам в 620 году в день праздника Разговения в своем доме в Дамаске, достигнув возраста восьмидесяти лет. Да помилует его Аллах.

2. Одним из первых, кто оставил свои примечания к этой книге был 'алляма Ибн Бадран (более 100 лет назад). Что касается современных ученых, то наиболее известны шархи шейха Ибн 'Усаймина и шейха Фаузана.

3. Имя "аль-Джауад" (Щедрый) не установлено относительно Всевышнего Аллаха достоверным контекстом. Это имя упомянуто в хадисе Абу Зарра, но в его иснаде Шахр ибн Хаушаб, а в другом иснаде Лейс ибн Аби Сулейм – оба слабые. Есть и другие хадисы, в которых упоминается это имя, но все они очень слабые, не годятся для подкрепления. Со слов Са'да ибн Аби Уаккаса – в иснаде Халид ибн Ильяс – матрук (оставленный), в другом риваяте Харун ибн Мухаммад – лжец, в третьем риваяте Ибрахим ибн Мухажир ибн Мисмар – отвергаемый (мункар уль-хадис). От Тальха ибн 'Абдилляха ибн Кариза – в иснаде Хажжаж ибн Артат (слабый и мудаллис), а также прерванности, к тому же Тальха не сподвижник, а значит хадис мурсаль (отосланный). От Ибн 'Аббаса – в иснаде Нух ибн Аби Марьям – слабый единогласно, некоторые назвали его лжецом.

4. Правила: 1. касающиеся того, как нам вести себя со священными контекстами, в которых упомянуты Имена и Атрибуты Аллаха. 2. правила об Именах Аллаха. 3. Правила об Атрибутах Аллаха.

5. Это правило означает то, что мы не должны искажать прямой, внешний смысл контекстов, в которых описываются Имена и Атрибуты Аллаха, а должны понимать их в прямом смысле.

6. Это потому что Всевышний Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) оставили нам Коран и Сунну на ясном, понятном арабском языке. Если же мы скажем, что под Словами Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) имеется ввиду не их прямой смысл, из этого вытекает обвинение Аллаха в том, что Он не способен разъяснить тот смысл, который желает вложить в ниспосланные аяты, а также Его посланника, вместе с тем, что Аллах желает разъяснить людям и направить их прямым путем, а не наоборот, заблудить людей еще глубже. К тому же искажение контекстов с их прямого смысла является наговариванием на Аллаха без знания, что запрещено.

7. Они использовали фразу "имрар уа икрар" – пропускание аята так, как он звучит, без лишних разъяснений.

8. Подтверждение каждого конкретного атрибута так, как он описывается в контексте, и отрицание того, что этот атрибут равен атрибутам творений. Например, в контексте приходит "И две Его Руки распростерты" – прочитав этот аят, мы говорим: мы подтверждаем (исбат), что у Всевышнего есть две Руки, и в то же время отрицаем (нафйи) то, что Руки Всевышнего подобны рукам творений.

9. Изменение (тагйир) – понятие общее, так, что любое искажение (тахриф) и тауиль (разъяснение с отходом от прямого смысла) – является изменением. Между тем, любое искажение (тахриф) порицается, а тауиль – может быть как порицаемым, так и похвальным. Если тауиль основывается на доводе, тогда он похваляем, если же он строится на страстях, без довода, тогда он порицаем, и вот в этом случае тауиль уже превращается в тахриф.

10. Нет, не каждый тауиль порицается, как это разъяснено в предыдущем ответе.

11. Суфии, рафидиты и джахмиты, а пример в этом они взяли от иудеев.

12. Искажение священных контекстов (тахриф) бывает двух видов: 1. Искажение слова контекста (тахриф ляфзый) (посредством добавления или убавления) 2. Оставление слова, но искажение его смысла (тахриф ма'науи).

13. Имя Аллаха – это шариатское слово, указывающее на сущность Всевышнего Аллаха, содержащее в себе совершенные Атрибуты Аллаха, а также отрицание от Него всякого недостатка.

14. Т.е. каждое Имя Аллаха достигает предела совершенства по причине того, что содержит в себе совершенные Атрибуты, в которых нет недостатка. Довод на правило: "У Аллаха – самые прекрасные имена" (7: 180).

15. Т.е. Имена Аллаха не ограничены каким-либо известным нам числом. Довод на него достоверный хадис от Ибн Мас'уда, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху теми Именами Аллаха, которые неизвестны никому, кроме Него.

16. Нет, так как частица "или" приходит здесь для приписывания частного к общему.

17. Это правило не противоречит хадису, т.к. этот хадис не указывает на ограничение имен лишь 99, но указывает на то, что из Имен Аллаха, есть 99 имен, которые если ты перечислишь, попадешь в рай.

18. Смысл его в том, что разум человека не может определить то, какое имя принадлежит Аллаху, а какое нет, поэтому в утверждении или отрицании того или иного имени, мы можем основываться только на контекст от Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Довод: "Но они не способны объять Его своим знанием". (20: 110).

19. Говорим: "Это имя не установлено в отношении Аллаха", т.к. возможно, что это Имя принадлежит Аллаху, но Всевышний не поведал нам об этом.

20. Имя "мута'адди" (переходящее) – это имя, следы которого отражаются на творениях, как например, ар-Рахим (Милосердный), ат-Таууаб (Принимающий покаяния). А имя "гайру мута'адди" – это имя, следы которого не отражаются на творениях, как например, аль-Мажид (Славный), аль-'Азыйм (Всемогущий).

21. Например, имя аль-Гафур (Прощающий) – указывает на Всевышнего Аллаха, а также на Атрибут Всеобъемлещее Прощение (аль-Магфира аль-уаси'а), и на следы, которые отражаются на творениях, заключающиеся в том, что Всевышний прощает грехи своих творений. Что касается Имен, "гайру мута'адди" – следы которых не отражаются на творениях, то, например, Имя Аллаха аль-Хай (Живой) – указывает на Всевышнего Аллаха, а также на Атрибут аль-Хаятун камиля (Совершенная Жизнь).

22. Все Имена Аллаха мутарадифа (т.е. равны друг другу) – в том смысле, что все они указывают на Одного Всевышнего Аллаха, т.е. Если ты услышишь Имена – аль-Каххар, аль-Малик, аль-Мутакаббир – все они равны, ведь под всеми ними подразумевается Всевышний Аллах. Но, в то же время, все Имена различны (мутабаина) – т.к. каждый из Имен содержит Атрибут, который не содержится в Имени другом.

23. Смысл правила в том, что все Атрибуты Аллаха абсолютно совершенны, не имеющие недостатков, это потому что Всевышний Аллах – совершенен во всем, и невозможно, чтобы Господь имел недостаток в чем-либо, т.к. это противоречит абсолютному Господству. Довод: "А описание Аллаха – самое возвышенное" (16: 60).

24. Имя "Камиль" (совершенный) не установлено относительно Аллаха достоверным контекстом, но Атрибут "аль-Камаль" (совершенство) – это Атрибут Всевышнего Аллаха, по единогласному мнению мусульман, более того, всех общин, как сказал об этом Ибн аль-Кайим в "Сауа'ик уль-Мурсаля".

25. Мы не отрицаем эти Атрибуты полностью, но и не утверждаем их без всяких ограничений, но говорим, что в той ситуации, когда этот Атрибут является совершенством – Всевышний Аллах описывается им, а когда нет – нет. Качество хитрости является совершенством, когда хитрость направлено в ответ тому, кто хитрит против тебя, а если же хитрость проявляется первоначально, не в ответ хитрости, то это недостаток. В первом случае Всевышний описывается этим Атрибутом, а во втором нет.

26. Подтверждаемые (субутия) – это те Атрибуты, которые Всевышний утвердил в отношении Самого Себя (как Мудрость, Слух, Зрение, Милость…), а отрицаемые (сальбия или манфия) - это те Атрибуты, которые Всевышний отрицал от Себя (как Жадность, Несправедливость…).

27. Нет, если человек отрицает от Аллаха несправедливость – то он обязан утвердить в отношении Аллаха абсолютную справедливость, т.к. одно отрицание несправедливости не является похвалой.

28. Атрибуты Сущности – это Атрибуты, которыми Всевышний был описан извечно без начала, и будет описан вечно, без конца (как Слух, Зрение…). Атрибуты Действия – Атрибуты, связанные с желанием Аллаха, если Всевышний желает, то производит действия, если нет, то нет (как Снисхождение на ближнее небо, Разговор…).

29. Это деление не использовалось у праведных предков, как об этом сказал аль-Микризи и аш-Шихристани. Но, это деление не является нововведением, т.к. оно не противоречит шариату, и стало использоваться для опровержения нововведенцев.

30. Да, как об этом сказал имам ад-Дарими, Ибн абиль-'Изз, ас-Сафарини, а также 'алляма Халиль Харрас.

31. 1. Все Атрибуты Аллаха действительные, настоящие, а не в переносном смысле. 2. Нет 3. Нет.

32. Идеология "мумассиля" (уравнивает Атрибуты Аллаха с атрибутами творений) – хуже, чем идеология христианина, т.к. мумассиль унижает Аллаха до уровня творений, а христианин поднимает творение, сравнивая его с Аллахом.

33. идеология "мумассиля" (уравнивает Атрибуты Аллаха с атрибутами творений) опаснее для мусульман, чем идеология "му'аттыля" (аннулирует Атрибуты Аллаха), т.к. мумассиля внешне не отвергают священные контексты, но показывают, что они принимают их, и люди, обольщаясь этим начинают верить им, в отличие от му'аттыля, т.к. простолюд сразу начинает относиться к ним враждебно, видя, как они отвергают аяты и хадисы.

34. Ложный тафсир нововведенцев относительно Атрибутов Аллаха: 1. Противоречит внешнему, прямому смыслу аята или хадиса 2. Противоречит пониманию праведных предков 3. Не имеет под собой довода.

35. 1. Имя Аллаха – указывает на Аллаха и на атрибут, а Атрибут указывает только на качество этого атрибута. 2. Человеку может быть дано имя, в котором упоминается Имя Аллаха ('Абдуллах, 'Абдуррахман…), но не может быть дано имя, в котором упоминается Атрибут (не говорится 'Абдустауа, или 'Абдульуажх…). 3. Каждое Имя содержит в себе Атрибут, но не наоборот. 4. К Аллаху можно взывать Его Именами (О, Живой, О, Сущий …), но нельзя взывать к Атрибутам (О, Руки Аллаха – это запрещено). Исключением является поиск прибежища (исти'аза), можно говорить: Я ищу прибежа у совершенных Слов Аллаха… и т.д. 5. Атрибутов больше, чем Имен.

36. Разум человека в его сердце – "Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь" (22: 46). Но разум человека имеет связь с его мозгом, доводом чему является то, что человек теряет способность размышлять при травме головы.

37. Т.е. и Творец и творения описаны качеством жизнь, например. Но жизнь творений не равна жизни Творца.

38. "Идеология" – это твердое убеждение сердца в каком-либо вопросе, если оно соответствует действительности, то идеология правильная, а иначе – заблудшая.

39. Хвала (аль-хамд) – упоминание похвальных, совершенных качеств и действий, сопровождаемое любовью и возвеличиванием того, чьи качества и действия упоминаются.

40. Принимаем достоверные сообщения будь они мутауатир или ахад, и не принимаем сообщений слабых.

41. Обязательным является верить как в название Атрибута, так и в его смысл, и нет таких Атрибутов, смыслы которых были бы неизвестны всей общине в целом. Что же касается веры лишь в название, и утверждение незнания смысла Атрибута, то это мазхаб, называемый муфауида, один из худших мазхабов в вопросах Имен и Атрибутов, не соответствующий мазхабу приверженцев Сунны. Это краткая суть критики. Из современных ученых эту критику выражали шейх Мухаммад ибн Ибрахим али-Шейх, Салих али-Шейх, и шейх аль-Фаузан.

42. Понятный контекст – это контекст понимание смысла которого не вызывает затруднение человека, а непонятный, это контекст понимание смысла которого затруднено, либо из-за того, что слово может нести два равных значения, либо из-за слабости понимания человека. В результате один и тот же контекст может быть и понятным и непонятным в зависимости от уровня понимания людей.

43. Неоднозначный контекст (мужмаль) – 1. либо слово, смысл которого непонятен 2. либо слово, которое несет в себе сразу два или более значения, и нет ничего, что бы указывало, какой из этих смыслов имеется ввиду здесь.

44. 1. Которые понимают непонятные контексты, возвращая их к понятным – это обладающие знанием. 2. которые пытаются понять непонятные контекста в отрыве от понятных – это люди, в сердцах которых болезнь.

45. Вся Книга Всевышнего ясна в общем для всей общины, т.е. нет такого аята, который был бы непонятен абсолютно всем ("Алиф. Лам. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены"(11: 1). Часть Книги ясна, а часть непонятно, т.е. в зависимости от людей, для кого-то этот аят понятен, для кого-то его понимание затруднительно ("Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными"(3: 7). И вся Книга Аллаха – муташабих, не означает, что вся Книга непонятна, но слово муташабих здесь означает – схожа друг с другом – т.е. Коран ведает нам одни и те же истории разными словами и выражениями ("Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются"(39: 23).

46. "Отвергание контекстов" (радду ннусус) – это их отрицание и непринимание во внимание, что есть неверие.

47. У слова "тауиль" 3 смысла: 1. Тафсир "Я расскажу вам его толкование" (12: 45). 2. Конечный результат чего-либо – и он бывает двух видов – 1. в известиях ("Он сказал: «Отец мой! Это и есть притворение в жизнь моего давнего сна. Господь мой сделал его явью". (12: 100), а также: "В тот день, когда оно исполнится, те, которые предали его забвению прежде, скажут: «Посланники нашего Господа приходили с истиной" (7: 53). 2. в приказах (Хадис со слов 'Аиши: "Посланник Аллаха часто произносил в поясных и земных поклонах: "Преславен Ты, наш Господь и хвала Тебе, О Господь, прости меня" – выполняя приказ Корана"). 3. разъяснение с отходом от прямого смысла. Если оно строится на доводе, то похваляемо, если нет, то порицаемо.

48. 1. Если неправильный тауиль сделан после приложения усилия в поиске Истины и с хорошим намерением – то, он прощается. 2. Если он сделан без должного приложения усилий, или с дурным намерением, и у этого неправильного разъяснения есть основа в арабском языке – то это грех и заблуждение, но не является неверием. 3. Если он сделан без должного приложения усилий, или с дурным намерением, и у него нет основы в арабском языке, то это неверие, т.к. это отвергание контекста без всякого довода.

49. Ташбих – частичное уравнивание качеств Аллаха с качествами творений. Тамсиль – полное уравнивание.

50. Нет, такое понимание неверно, под фразой "без придавания сущности" имам Ахмад имеет ввиду, что мы не знаем истинной сущности Атрибутов Аллаха, вместе с тем, что сущность у них есть. А под фразой "и без смысла" имеет ввиду, запрет придавания Атрибутам Аллаха неправильного, ложного смысла, противоречащего прямому смыслу контекста, и не имеющего под собой довода. Эти фразы мы понимаем именно так, потому что имам Ахмад произнес их при опровержении мумассиля (уравнивают Атрибуты Аллаха с атрибутами творений) и муауиля (придают Атрибутам неверные смыслы, говоря, например, что под Руками Аллаха понимается Милость).

51. Нет, слова имама аш-Шафи'и вообще не связаны с этими вопросами, а произнесены лишь для разъяснения того, каковой должна быть общая вера мусульманина – он должен понимать из контекстов такие смыслы, которые в них вложил Аллах.

52. Ответ на это в том, что раз от сподвижников не пришло никаких дополнительных разъяснений к прямому смыслу контекстов об Именах и Атрибутах, значит они понимали их в прямом смысле, и не говорили, что под Руками имеются ввиду не руки, а милость, например. К тому же, относительно большинства Атрибутов Аллаха действительно переданы единогласные мнения в книгах различных имамов.

53. "Сунна" в арабском языке – это путь, дорога. А в шариате – это то, на чем был пророк и его сподвижники из дел, слов и убеждений.

54. Да. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха". (33: 21). И слова пророка, со слов 'Ирбада ибн Сария: "Вы должны придерживаться моей Сунны…".

55. Общий смысл этих слов заключается в том, что мусульманин должен следовать доводам из Корана и Сунны, так как религия полноценна. Также в них предостережение от внесения нового в религию и от следования за мнениями людей, кем бы они ни были, если их слова не основываются на довод.

56. Иснад этого сообщения слабый, в нем сразу два передатчика, не имеющих биографии – 'Абдулькарим ибн аби 'Абдуррахман ан-Насаи, и Хатыб ибн 'Абдиллях аль-Кады.

57. Основа в этом – запрещенность.

58. 1. Сначала имам Ахмад поставил Ибн аби Дуада перед выбором – были ли на твоей идеологии посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники? Если ответит нет, то как ты придерживаешься идеологии, не придерживалось ее первое поколение, если ответит да, то второй этап 2. Призывало ли первое поколение к этой идеологии или же исповедовало ее молча – если ответит призывало – то где доводы на это, если ответит нет, то как ты призываешь к тому, к чему не призывало первое поколение?

59. Они говорят, что под "Ликом" подразумевается "награда". Ответ на это в том, что: 1. Это противоречит прямому смыслу Корана 2. Это противоречит единогласному мнению сподвижников, т.к. от них не пришло такого понимания 3. На это понимание нет довода.

60. Тем, что единственное не противоречит двойственному и множественному (если ты говоришь – моя рука, это не означает, что у тебя нет второй руки). А множественное – либо пришло для возвеличивания (подобно тому, как человек говорит про себя – мы), либо под множественным понимается – двойственное, т.к. два – это наименьшее количество множественного числа в арабском языке.

61. "аль-Мажи" и "аль-Итьян" – это два разных Атрибута – у каждого свои доводы, но смысл их обоих один и тот же – что Всевышний придет в Судный День для того, чтобы рассудить между своими творениями. Довод на Атрибут "аль-Мажи": "И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами" (89: 22).

62. Ответ на это в трех ответах, приведенных в ответе на вопрос 59. а также тем, что приход приказа Аллаха не ограничивается лишь Судным Днем, а нисходит постоянно. Ответил Ибн аль-Кайим на это десятью ответами в "Сауа'ик уль-мурсаля".

63. "Аллах доволен ими, и они довольны" (5: 119). Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах непременно останется доволен тем своим рабом, который восхваляет Аллаха за каждый кусок или глоток, который он съел или выпил" (Муслим). А также единогласное мнение праведных предков на этот Атрибут.

64. 1. Довольство деянием 2. Довольство тем, кто совершил это деяние.

65. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59. А также тем, что довольство и награда – два разных понятия, и награда является неизбежным результатом довольства Аллаха, так как же можно говорить, что под причиной здесь имеется ввиду результат?

66. "Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его". (5: 54). Сахль ибн Са'д рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Завтра я непременно вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и любят его Аллах и Его посланник". (Бухари и Муслим). А также единогласное мнение праведных предков на этот Атрибут.

67. Да. "Он – Прощающий, Любящий (аль-Уадуд)". (85: 14). "Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным (халиль)". (4: 125).

68. "Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения".(4: 93). Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, Аллах записал надпись у Себя над Троном: "Моя милость опережает Мой гнев" (Бухари и Муслим). А также единогласное мнение праведных предков на этот Атрибут.

69. Да. "Когда же они разгневали Нас (асаф), Мы отомстили (интикам) им и потопили их всех". (43: 55).

70. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59. А также тем, что гнев и отомщение – два разных понятия, и отомщение является возможным результатом гнева Аллаха, так как же можно говорить, что под причиной здесь имеется ввиду результат?

71. "Это – за то, что они последовали за тем, что вызвало гнев (сухт) Аллаха". (47: 28). 'Аиша рассказывала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил такую мольбу: "О, Аллах, я прибегаю за прибежищем к Твоему довольству от Твоего гнева (сахат)". (Муслим). А также единогласное мнение праведных предков на утверждение этого Атрибута.

72. "Однако Аллах не пожелал (кариха), чтобы они отправились в поход".(9: 46). Мугыра ибн Шу'ба рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Всевышний не любит (кариха) для вас трех вещей…" (Бухари и Муслим, а также от Абу Хурайры у Муслима). А также единогласное мнение праведных предков на этот Атрибут.

73. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59.

74. "Но ты удивлен, а они глумятся" (37: 12). В другом достоверном чтении "Но я удивлен…". А также единогласное мнение праведных предков на утверждение этого Атрибута.

75. Этот хадис слабый. В его иснаде 'Абдуллах ибн Ляхи'а – слабый. Но от него передает 'Абдуллах ибн Уахб, а он из тех, кто передавал от Ибн Ляхи'а до того, как Ибн Ляхи'а стал путаться, однако, этот хадис все равно остается слабым, т.к. Ибн Ляхи'а был слабым и до того, как перепутался.

76. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59.

77. 1. Удивление, причиной которого является невежество о некоторых вещах, и после того, как эти вещи происходят, получается результат, который удивляет. Этот вид удивления невозможен в отношении Аллаха. 2. Удивление от события, которое произошло не так, как оно обычно происходит, вместе с тем, что удивляющий знает о возможности такого поворота событий. Это то удивление, которое утверждается как Атрибут Аллаха.

78. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах смеется над двумя – один из них убил другого, но оба вошли в рай. Один из них убивает второго в сражении, затем принимает Аллах покаяние убийцы, он принимает Ислам и затем также погибает на поле боя". (Бухари и Муслим). А также единогласное мнение праведных предков на утверждение этого Атрибута.

79. Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, Аллах записал надпись около Себя над Троном: "Моя милость опережает Мой гнев" (Бухари и Муслим).

80. Хадис Джуейрии у Муслима, в котором упоминаются слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Преславен Ты, о Аллах и хвала Тебе столько раз, сколько у Тебя творений, и до тех пор, пока Ты не останешься довольным, и такого веса, сколько весит Твой Трон, и столько раз, сколько У тебя Слов".

81. "Ибо Он – Господь великого ('азыйм) Трона". (9: 129). "Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного (карим) Трона". (23: 116). "Владыка Славного (мажид) Трона, Славный". (85: 15).

82. Возвышенность Сущности Аллаха ('Улю ззат), и возвышенность Атрибутов Всевышнего Аллаха ('Улю ссыфа).

83. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59. а также четвертым ответом: Власть и Владения Аллаха как на небесах, так и на земле. 5-ый ответ: утверждение возвышенности Аллаха – соответствует здравому разуму, т.к. возвышенность это качество совершенства. 6-ой ответ: врожденное свойство любого человека, которое подсказывает человеку то, что Аллах над небесами.

84. Двумя ответами: 1. Слово "'аля ссама" – т.е. над небесами, а не в небесах, т.к. предлог "'аля" в арабском языке означает как "в", так и "над". 2. Слово "'аля ссама" – т.е. вверху, т.к. слово "ас-ссама" в арабском языке несет значение ни с чем не связанная, абсолютная возвышенность.

85. В том, что это выражение соответствует убеждениям аш'аритов. Что же касается приверженцев Сунны, то они говорят, что Всевышний Аллах описан Атрибутом разговора (калям) извечно, без начала (это и есть то, что называется "Атрибут разговор – это древний Атрибут" – "кадим ун-нау'"). Но приверженцы Сунны не останавливаются на этом, а дополняют и говорят: каждое новое Слово Всевышнего Аллаха – высказывается Всевышним Аллахом заново (это и есть то, что называется "каждое новое слово высказывается отдельно" – "хаадис уль-аахад").

86. "Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним". (7: 143). В Этом аяте говорится о том, что Всевышний заговорил после того, как пришел Муса, что указывает на то, что Всевышний разговаривает тогда, когда пожелает.

87. Ошибки в убеждениях Джахма ибн Сафуана: 1. Вера (иман) – это знание о существовании Аллаха, а неверующий лишь тот, кто не знает об Аллахе 2. Рай и Ад – не вечны, а лишь временны. 3. Творения не производят никаких действий, все, что происходит это действия Аллаха, а к творениям эти действия приписываются лишь в переносном смысле. 4. Идеология джабритов – человек принужден к тем действиям, которые от него исходят. 5. Правило: "Я не описываю Аллаха атрибутами, которыми можно описать творение".

88. 1. Делают ложный тафсир этим Атрибутам, говоря, например, под Ликом Аллаха имеется ввиду не Лик, а Его награда. Эти называются "муауиля" 2. Не делают никакого тафсира, а наоборот, говорят, что не знают, что означают Атрибуты Аллаха, и это всего лишь слова, с непонятным смыслом, и слово "Уажх" (Лик) тоже самое, что "Йяд" (Рука). Эти называются "муфауида".

89. Нет. Об этом пришел хадис со слов Абу Хурайры у Тирмизи и Ибн Маджи, но в его иснаде 'Абдульхамид ибн Хабиб ибн Абиль-'Ишрин – слабый.

90. В этом аяте Всевышний разделил между творением и приказом, результатом чего становится то, что "амр" – приказ, не сотворен. После этого Всевышний сказал, что Коран – это приказ, из чего получается, что Коран не сотворен. "Таково повеление (амр) Аллаха, которое Он ниспослал вам". (65: 5), а также: "Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления (амр)". (42: 52).

91. 1. Многобожники времен пророка назвали Коран – стихом, а стихом невозможно назвать то, что не является словами и буквами. 2. Всевышний бросил вызов многобожникам в том, чтобы они выдумали что-либо подобное Корану, а если бы Коран был не из слов и букв, то многобожники не приняли бы этот вызов. 3. "Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами". (10: 15) – в этом аяте то, что Коран читается людям, а то, что не состоит из слов и букв невозможно прочитать. 4. "Напротив, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание". (29: 49), а также: "Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании". (56: 77-78) – в этих аятах то, что Коран можно выучить и записать, а это возможно только относительно того, что состоит из слов и букв. 5. Единогласное мнение мусульман о том, что если кто-либо отвергнет хотя бы одну букву из Корана, так, что эта буква установлена достоверным чтением – тот неверующий. Это к тому, что Коран состоит из букв.

92. 1. Ясная Книга Аллаха (Китабу Ллахи аль-мубин) 2. Крепкая вервь Аллаха (Хаблю Ллахи аль-матин) 3. Истина, к которой не подбирается ложь 4. В нем ясные аяты (мухкам) и аяты затруднительные к пониманию для некоторых людей (муташабих). 5. Чудо, никто не способен принести что-либо подобное.

93. Говорят, что раз Всевышний сделал Коран, значит он сотворен, также как мраки и свет. Ответ на это то, что Слова: "Мы сделали его Кораном на арабском языке" – в них нет того, что Аллах сделал Коран, в них ударение на то, что Коран на арабском языке. Здесь глагол "джа'альна" ставит в форму "маф'уль" (то, на что падает действие) сразу два слова: Коран и язык, в этом случае глагол "джа'альна" уже не переводится как "сделали", а переводится как "выбрали, захотели так, чтобы Он был на арабском языке".

94. 1. Приверженцы Сунны – невозможно увидеть Аллаха глазами Всевышнего Аллаха в этой ближней жизни, но верующие увидят Аллаха глазами в следующей жизни. 2. Суфии – можно увидеть глазами в этой и в следующей жизни 3. Джахмиты – невозможно ни в этой, ни в следующей.

95. Имамы Ахмад и аль-Ауза'и.

96. В аяте: "Ты не увидишь Меня" –приходит частица "лян" – му'тазилиты утверждают, что частица "лян" в арабском языке означает "вечное отрицание" ("нафй муаббад"). Но это их утверждение неправильно, сказал Аллах об иудеях: "Скажи: «Если Последняя обитель у Аллаха предназначена только для вас, а не для других людей, то пожелайте себе смерти, если вы говорите правду». Однако, они никогда (лян) не пожелают себе этого"(2: 94-95). В другом же месте Аллах сказал о них: "Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами»". (43: 77).

Что касается аята: "Взоры не могут охватить Его" – то слово "идрак" (охватить) не противоречит возможности увидеть. Т.е. верующие увидят Всевышнего Аллаха в Судный День и в Раю, но, вместе с этим, не смогут охватить Всевышнего Аллаха своим зрением.

97. Что касается первого, то ответить им можно теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59. что касается второго, то ответ на это в том, что взор знания и убежденности будет не только у верующих, но и у неверующих в Судный День, а значит этот тафсир неправильный, т.к. Всевышний указал на то, что Его увидят в Судный День только верующие.

98. Они это подтверждают, но не так, как это подтверждают приверженцы Сунны. Аш'ариты говорят, что верующие увидят Аллаха не глазами, и не так, что Аллах будет вверху.

99. Слово "аль-Када" имеет 5 значений в Коране: 1. "Рассудить между двумя сторонами: "Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения (када)". (4: 65). 2. Приказ в бытие 3. Шариатский приказ: "Твой Господь приказал вам (када) не поклоняться никому, кроме Него". (17: 23). 4. Завершил, претворил в действительность: "Однако все произошло так, чтобы Аллах довел до конца (када) дело, которое уже было свершившимся". (8: 42). 5. Сообщение, извещение: "Мы известили (када) сынов Исраиля (Израиля) в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». (17: 4).

100. В этом вопросе два мнения у приверженцев Сунны: 1. Это одно и то же (Ибн аль-Кайим) 2. Есть разница: Кадар – энание Аллаха о событии и его запись в Хранимой Скрижали, а када – это непосредственно происхождение этого события, т.е. пожелание его Аллахом и творение этого события.

101. Все, что происходит в бытие создано Аллахом, будь то добро или зло. Но Всевышний создает то, что является добром, но когда оно касается кого-либо конкретно, может стать для этого человека злом, вместе с тем, что для других будет добром и благом (например, смерть человека – горе для родственников, но благо для остальных, ведь если бы никто не умирал на земле, то жизнь человечества была бы затруднительной).

102. Тем, что Всевышний приписал деяния людей к людям, что указывает на то, что у человека есть выбор в совершении или несовершении своих деяний. Также тем, что Аллах сообщил в Своей Книге, что не накладывает на человека невозможное, а если бы человек был принужден к совершению греха, то запрет на совершение этого греха был бы невозможной ношей.

103. В том, что слово "касб" используется в этих вопросах аш'аритами.

104. Действия человека являются его качествами, а человек и его качества созданы Аллахом. К тому же, человек совершает действие только в том случае, если он пожелает его совершить и будет иметь на это способность, а желания и способности человека созданы Аллахом. Поэтому дело приписывается к человеку как к непосредственному исполнителю, а к Аллаху как к Создателю всего сущего.

105. 1. Воля Аллаха в бытие: "Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо". (6: 125). 2. Воля Аллаха в шариате: "Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый". (4: 26). Разница между двумя этими видами Воли: 1. То, что пожелал Аллах в бытие непременно сбывается, и не обязательно, чтобы Всевышний любил то, происхождение чего Он желает в бытие. 2. То, что желает Аллах в шариате – может произойти, а может и нет, но все, чего желает Аллах в шариате – любимо Ему.

106. "аль-Иман" (вера) в арабском языке – убежденность в истинности чего-либо вместе с подтверждением этого и следованием за этим.

107. Все, что скрыто от людей так, что они не способны это видеть и наблюдать.

108. Ночь вознесения – самая почетная ночь в отношении нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а что касается остальных верующих, то самая почетная ночь в их отношении это ночь предопределения.

109. То, что совершит Хадж и 'Умру – достоверно, а то, что будет похоронен рядом с пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) – недостоверно.

110. "Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи. Они сказали: «О Зуль Карнейн! Яджуж и Маджуж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?». (18: 93-94). А также: "…Пока Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой возвышенности". (21: 96). Хадис со слов Хузейфы ибн Асида аль-Гифари, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не наступит Судный День, пока не увидите десять знамений…и упомянул среди них выход Яджужа и Маджужа". (Муслим).

111. Хадис со слов Хузейфы ибн Асида аль-Гифари что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не наступит Судный День, пока не увидите десять знамений: дым, Даджаль, животное, восход солнца с его запада, нисхождение 'Исы ибн Марьяма, Яджуж и Маджуж, и три землетрясения – на востоке, западе и Аравийском полуострове, и последнее из этих знамений – огонь, который выйдет из Йемена и погонит людей на место их сбора" (Муслим).

112. "Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях". (27: 82). И хадис, упомянутый при ответе на вопрос 111.

113. "Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро". (6: 158). Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не наступит Судный День, пока солнце не выйдет с его запада. Когда же оно взойдет и увидят его люди – уверуют все без исключения, это и есть тот день, в который вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро". (Бухари и Муслим). И хадис, упомянутый при ответе на вопрос 111.

Наши рекомендации