Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов
Кант Иммануил
(1724-1804)
«Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий».
«Мыслить – значит говорить с самим собой, слышать себя самого».
«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,… т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! Таков девиз Просвещения».
«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».
«Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».
Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все».
докритический период: идеи естественного развития Земли и Вселенной, диалектическая картина мира, развивающегося в пространстве и времени.
критический период: («Критика чистого разума» 1781, «Критика практического разума» 1788, «Критика способности суждения, 1790»).
Основатель трансцендентального идеализма: в основе этих произведений учение о ноуменах и феноменах, об априорных суждениях (умопостигаемых сущностях предметов) и апостериорных знаниях (послеопытных суждениях).
Философия – форма критики (выяснение границ рассудка, способности суждения, воли).
Духовные интересы человека выражаются в 4-х философских вопросах:
1) что я могу знать? (философия, гносеология)
2) что я должен знать? (этика)
3) на что смею надеяться? (религия)
4) что такое человек? (антропология)
· Философствование Канта начинается с проблем познания:
|
3 сферы познания
научное знание – синтез
внешние и внутренние
основания для агности-
цизма:
матер. мир:
«вещи в себе»
из опыта не познаваемы,
априорные (мыслимые)
формы рассудка (ноумены)
|
(феномены)
апостериорно, неоргани-
зуемые рассудком, прио-
бретаемые знания
·
·
·
· Сфера нравственного познания ставится выше научного и сводится к области действия категорического императива – внутренне присущего человеку морального закона, требующего от человека:
o поступать согласно такой максиме, которая могла бы иметь силу всеобщего закона
o относиться к любому человеку только как к цели и никогда – как к средству
Человек по доброй воле подчиняется только этому нравственному закону, и в этом его свобода и принадлежность к миру ноуменов.