То есть первой (от переводчика). 107
Доказательства Ихсана.
Доказательство на это слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро»1, а также Его слова: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий»2, а также: «Какое бы дело ты ни совершал, что бы ты ни читал из Курана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании»3. (47)
(47)Доказательство первой степени Ихсана это слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро». Этот аят указал на то, что Аллах с творящими добро4. А это те, кто поклоняется Аллаху так, как будто они видят Его и с ними Аллах. Аллах с ними Своей поддержкой и своей помощью.
Слова Всевышнего: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц» - это доказательство второй степени Ихсана. Также это доказательство на слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «То воистину, Он видит тебя». Слово уповай, то есть вручи свои дела «Могущественному, Милосердному», а это Аллах, Свят Он. «Когда ты выстаиваешь», то есть выстаиваешь поклонения и молитвы. «И двигаешься среди поклоняющихся», Он видит тебя, когда ты находишься в поясном и земном поклонах. Он видит тебя во всех положениях поклонения. Когда ты стоишь, находишься в поясном поклоне и в земном, Он видит тебя.
Слова Всевышнего: «Воистину, Он – Слышащий, Знающий», слышащий твои слова, знающий о твоих словах, Свят Он Всевышний. И слова Всевышнего: «Какое бы дело ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала», являются доказательством второй степени Ихсана. Слова Всевышнего: «Какое бы дело ты ни совершал», являются обращением к Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует. Любое дело из твоих дел, из дел поклонения или других дел. Все твои дела и движения, какое бы дело из дел ты не совершал.
Слова Всевышнего: «Что бы ты ни читал из Курана», то есть, что бы ты ни читал, это от Аллаха, так как Куран от Всевышнего Аллаха. Слова Всевышнего: «Что бы вы ни совершали» - это обращение ко всей Умме, к Посланнику и к остальным. То есть что бы вы ни совершали из благих и дурных дел. «Мы наблюдаем за вами с самого начала», то есть Мы видим вас и наблюдаем за вами. Это доказательство на слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «То поистине, Он видит тебя», за что бы вы ни брались и что бы вы не делали. В этом доказательство на вторую степень Ихсана и на то, что Всевышний Аллах является Свидетелем о каждом творении совершающим что-либо. Он видит его и знает о
Пчёлы 128.
Поэты 217-220.
Юнус 61.
То есть с Мухсинами (от переводчика). 108
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Нём, и ничего не скрыто от Него. «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах»1.
А что касается Ихсана, который бывает между рабом и творениями, то его смысл – это совершение благодеяний по отношению к ним и удержание от причинения им вреда. То есть это кормление голодного, одевание раздетого, помощь нуждающемуся, заступничество за того, кто в этом нуждается. Человек должен совершать благое, все виды благого. Он должен проявлять гостеприимство по отношению к гостю и хорошо относиться к соседям. Не должно исходить от человека ничего, кроме хорошего, по отношению к его соседу, также он должен удерживать себя от причинения ему вреда. От человека не должны исходить плохие действия по отношению к соседям или к кому-либо другому. Среди людей есть такие люди, от которых исходит только вред и такие, от которых исходят вред и благо, но есть и такие, от которых исходит только благо. Эти последние имеют самую высокую степень.
Совершение добра по отношению к людям и удержание себя от причинения им вреда – это и есть Ихсан между рабом и людьми. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро»2, даже к животным нужно относиться хорошо. Нужно подготавливать для них то, в чём они нуждаются, а также устранять от них всяческие неприятности и нужно быть мягкими с ними. Это Ихсан по отношению к животным. И даже то животное, которое режут, нужно резать хорошим образом и не мучить его. И те люди, которые попадают под аль-кысос или те, кто должен подвергнуться наказанию, то наказание по отношению к ним осуществляется с мягкостью, при его исполнении не должно быть мучений, беспощадности или забавы. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, касательно аль-кысос или чего-либо другого, за что полагается наказание: «Воистину, Аллах вменил вам добродетель во всём. Поэтому, если вы убиваете, то делайте это наилучшим образом. А если режете животное, то режьте его наилучшим образом»3. «Если вы режете», то есть режете животных для еды, то делайте это наилучшим образом, и пусть кто-либо из вас наточит нож, чтобы животное не мучилось. Будьте добродетельными даже к животным. И ведь простил Аллах прелюбодейке из сынов Исраиля по причине того, что она напоила собаку, которая высунула язык от жажды. Она напоила её, а та поблагодарила Аллаха за это, и Аллах простил прелюбодейке её грехи4, а это был великий грех. Это грех прелюбодеяния. Аллах простил ей по причине того, что она совершила благодеяние для этого жаждущего животного. Что же говорить о том, если человек совершит благодеяние для голодного мусульманина или для кого-либо другого, даже если он будет неверным. Если человек сделает это, то Аллах будет доволен этим благодеянием. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро»5.
Третий вид Ихсана – это мастерство в выполнении работы, работы, которую совершает человек. Является обязательным выполнять её хорошо и не для того, чтобы потом сказали: «Воистину, такой-то хорошо сделал то-то». И ведь пришло в хадисе:
1 Семейство ‘Имрана 5.
Бакара 195.