II. Душа как Посредник, или Средний Принцип
Существует две точки видения, с которых должна постигаться природа души: с одной изучают аспект души в четвертом царстве природы, то есть человеческом, а с другой – в дочеловеческих царствах природы, которые, надо помнить, являются отражениями трех высших.
Необходимо усвоить, что душа материи, Анима Мунди, – это обладающийчувствительностью фактор самой субстанции. Именно отклик материи всей Вселенной и внутреннее свойство всех форм, от атома физика до Солнечной системы астронома, обуславливает интеллектуальную активность, которая, несомненно, видна во всем. Ее можно назвать энергией притяжения, связностью, чувствительностью, жизненностью, осведомленностью, или сознанием, но, возможно, самое просветляющее определение это то, что душа представляет собой качество, проявляемое каждой формой. Это то тонкое нечто, которое делает один элемент отличающимся от другого, один минерал от другого. Это неосязаемая сущностная природа формы, которая в растительном царстве определяет, должна ли появиться на свет роза или цветная капуста, вяз или 34]кувшинка; это вид энергии, который делает различающимися между собой разные виды животного царства и делает одного человека отличным от другого своей внешностью, природой и характером. Ученые свели в таблицы, исследовали и проанализировали формы, дали названия элементам и минералам, формам растительной жизни и различным видам животных; структура форм и история их эволюционного прогресса изучены; заключения и выводы сделаны, однако решение проблемы самой жизни до сих пор ускользает от мудрейших, и пока «ткань жизни», или жизненное тело, лежащее в основе любой формы и связующее каждую часть формы с любой другой ее частью, не будет признано фактом природы, эта проблема останется нерешенной.
Возможность определить, что такое душа, можно рассматривать как более осуществимую, чем возможность определить, что такое дух, благодаря тому факту, что много людей в то или иное время уже испытали на собственном опыте просветление, раскрытие, подъем и блаженство, и убедились, что существует состояние сознания, настолько отличающееся от обычного, что оно поднимало их в новое состояние бытия и на новый уровень осведомленности. Это то, что переживается и испытывается, и вызывает такое психическое расширение, какое на протяжении веков отмечали все мистики и о котором Св. Павел рассказывал, что он был «восхищен до третьего неба» и слышал там то, что человеку излагать не дозволено. Когда и слышание, и видение на этих уровнях вызывают регистрируемое переживание, получается оккультист плюс мистик.
1. Душа, макрокосмическая и микрокосмическая, мировая и человеческая, эта та сущность, которая проявляется, когда духовный аспект и материальный аспект соединяются друг с другом:
35]а) поэтому душа – это не дух и не материя, а связь между ними;
б) душа – это посредник между этой двойственностью; это средний принцип, связующее звено между Богом и Его формой;
в) поэтому душа – другое название принципа Христа,какв природе, так и в человеке;
2. Душа – это притягивающая сила сотворенной Вселенной и (во время функционирования) скрепляет все формы вместе, чтобы через них могла проявляться, или выражаться, Жизнь Бога:
а) поэтому душа – это формостроительный аспект и тот притягательный фактор в каждой форме во Вселенной, планете, в царствах природы и в человеке (соединяющем в себе все аспекты), который вызывает к жизни форму, дает ей возможность развиваться и расти таким образом, чтобы служить более подходящим обиталищем для внутренней жизни, и который продвигает все Божьи создания вперед по пути эволюции через все царства природы по направлению к конечной цели и славному завершению;
б) душа – это сила самой эволюции, и именно ее имел в виду Св. Павел, когда провозгласил: «Христос в вас, упование славы».
3. Душа проявляется по-разному в разных царствах природы, однако функция ее остается той же самой, имеем ли мы дело с атомом субстанции и его способностью сохранять свою подлинность, форму и присущую ему активность, или с формой одного из трех царств природы, сохраняющей свою целостность, обладающей своими характерными чертами, ведущей собственную 36]инстинктивную жизнь и продвигающейся как одно целое по направлению к чему-то более высокому и лучшему. Поэтому:
а) душа – это то, что придает отличительные свойства и обеспечивает различные проявления формы;
б) душа воздействует на материю, вынуждая ее принимать конкретные очертания, отвечать на определенные вибрации и создавать те специфические феноменальные формы, которые мы классифицируем в мире физического плана как минеральные, растительные, животные и человеческие, а для посвященного – и некоторые другие формы.
4. Качества, вибрации, окраски и свойства всех царств природы – суть качества души, как и скрытые способности, ищущие выражения и демонстрирующие свои потенции внутри любой формы. В сумме своей при завершении эволюционного периода они откроют природу Божественной Жизни и Мировой Души, – той Сверхдуши, которая раскрывает характер Бога. Поэтому:
а) душа посредством этих качеств и свойств проявляется как сознательный отклик на материю, поскольку эти качества образованы взаимодействием пар противоположностей, Духа и Материи, и их воздействием друг на друга. Это базис сознания;
б) душа – это сознающий фактор во всех формах, источник той осведомленности, которую регистрируют все формы, и той отзывчивости к окружающим групповым условиям, которую демонстрируют формы всех царств природы;
в) поэтому душа должна быть определена как тот выдающийся аспект любой формы (появляющийся благодаря соединению духа и материи), который чувствует, регистрирует впечатления, притягивает и отталкивает, откликается или отказывается от отклика и удерживает все формы в постоянной вибрационной активности;
|
5. Душа вселенной способна к различению или, вернее (вследствие ограничений формы, через которую душе приходится функционировать), способна к распознаванию при разных скоростях вибрации и на разных стадиях развития. Поэтому природа души во Вселенной проявляется в виде некоторых больших состояний осведомленностисо многими промежуточными стадиями, главные из которых можно перечислить следующим образом:
а) сознание, или состояние осведомленности в самой материи благодаря тому, что Мать-Материя была оплодотворена Отцом-Духом, и таким образом жизнь и материя соединились. Этот вид сознания присущ атому, молекуле и клетке, из которых составлены все формы. Они образуют формы Солнечной системы, планеты и всего, что находится на планете или внутри нее;
б) интеллектуальное чувствующее сознание, то есть сознание, присущее минеральному и растительному царствам. Именно оно ответственно за качество, очертания и окраску растительных и минеральных форм, а также за их конкретную природу;
38]в) животное сознание, осведомленность как реагирование душ всех форм животного царства, ответственнаязаих различия, виды и природу;
г) человеческое сознание, или самосознание, к которому последовательно направляется развитие жизни, формы и осведомленности в трех остальных царствах природы. Этим термином обозначается индивидуальное сознание человека; на ранних стадиях оно больше животное, чем божественное, из-за доминирования животного тела с его инстинктами и склонностями. Е.П.Б.* очень точно определяет человека как «животное плюс бог». Позднее оно становится более человеческим, не совсем животным и не совсем божественным, но колеблющимся между обеими стадиями, делая, таким образом, человеческое царство великим полем битвы между парами противоположностей, между силой притяжения Духа и соблазном, или притягательной силой, материи, материнской природы; между тем, что называется низшим «я» и Духовным человеком;
д) групповое сознание, это сознание больших совокупностей, которое человек обретает благодаря развитию, прежде всего, своего индивидуального сознания, совокупности сознаний жизней его животной, эмоциональной и ментальной природы плюс искры божественности, пребывающей внутри образуемой ими формы. В результате такого развития появляется осведомленность о своей группе, то есть группе учеников, работающих под руководством своего Учителя, который представляет для них Иерархию. Иерархию можно определить как совокупность тех сынов человеческих, которые более не центрированы в своем индивидуальном самосознании, а достигли более обширного осознавания, осознавания планетарной групповой Жизни. Имеются несколько стадий такого осознавания, расширяющегося на протяжении всего пути от крошечного группового распознавания испытуемого ученика вплоть до совершенной групповой осведомленности Жизни, в Которой существуют все формы, сознания Планетного Логоса, того «Духа перед Престолом», Который проявляется через форму планеты, как человек проявляется через свою форму в человеческом царстве.
39]Душа, таким образом, может рассматриваться как объединенная чувствительность и относительная осведомленность о том, что скрыто за формой планеты и Солнечной системы. Последние являются совокупностью всех форм, органических и неорганических, как они различаются материалистом. Душа, хотя и составляющая одно великое целое, ограничена, однако, в своем выражении природой и качеством формы, в которую она заключена, и, следовательно, имеются формы, обладающие высокой мерой отзывчивости и проявления души, а также и другие, которые – по причине своей плотности и качества составляющих их атомов – неспособны к осознанию высших аспектов души или к выражению чего-то большего, чем свои низшие вибрации, тон или цвет. Бесконечно малое признается, бесконечно большое допускается;но это пока еще останется концепцией до тех пор, пока сознание человека не станет включающим настолько же, насколько оно исключающе. Эта концепция будет понята, когда осуществится касание Второго аспекта и люди поймут природу души. Также необходимо помнить, что подобно тому как базовая троичность проявления символически выразилась в человеке в виде оживотворяющей его энергии (физической энергии), его нервной системы и его тела, так и душа может быть познана как троичность, более высокое соответствие низшей троичности.
Имеется, прежде всего, то, что может быть названо духовной Волей, – та часть вселенской Воли, которую любая душа способна выразить и которая адекватна цели, побуждающей Духовного человека к сотрудничеству с Планом и Целью той великой Жизни, в Которой он существует. Имеется также второе качество души – духовная Любовь, качество группового сознания, включенности, посредничества, притяжения и объединения. Это первостепенное свойство души, так как только душа обладает им как 40] динамическим фактором. Дух, или Монада – это, в первую очередь, выражение воли наряду с любовью и интеллектом как вторичными принципами; телесная природа, личность, характеризуется, в основном, интеллектом; душа же, в основном, обладает качеством любви, проявляющейся также как мудрость, когда интеллект телесной природы соединяется с любовью души. Следующая таблица поможет прояснить эту мысль.
Монада................... Воля........................ Цель
1-й аспект.......... Воля, обуславливающая участие монады в достижении вселенской цели.
2-й аспект.......... Любовь, энергия, изливающаяся в душу и делающая ее тем, что она есть.
3-й аспект.......... Интеллект, передающийся через душу и проявляющийся с помощью тела.
Душа...................... Любовь................... Метод
1-й аспект.......... Воля, находящаяся в латентном состоянии, но проявляющаяся через умственный аспект личности и через Кундалини, которая при правильном пробуждении делает возможным принятие заключительных посвящений в сознание Монады.
2-й аспект.......... Любовь, доминирующая сила жизни души; благодаря обладанию этим качеством и благодаря этому виду энергии, душа может находиться в связи со всеми душами. Через эмоциональное тело душа может контактировать со всеми животными и дочеловеческими душами, благодаря работе на своем собственном плане – с медитирующими душами всех людей, а благодаря принципу Буддхи – со вторым аспектом Монады.
3-й аспект.......... Знание. Этот аспект соприкасается с интеллектом всех клеток в тройственном телесном механизме.
После тщательного изучения вышесказанного становится очевидно, каким образом душа служит посредницей между Монадой и личностью.
Личность, подобно шкатулке, скрывающей драгоценность, таит 41] внутри себя ту точку света души, которую мы называем светом в голове. Эта точка света находится в мозгу, но обнаруживается и затем используется только тогда, когда развит и функционирует высший аспект личности, ум. Тогда достигается объединение с душой, и душа функционирует через низшую личностную природу.
Душа скрывает внутри себя «драгоценность в лотосе», то свойство динамической энергии, которое является проявленным атрибутом монады, называемым волей. Когда душа раскрывает все свои способности и может включать в свое сознание все, что мы называем «мириадами форм, которые принимает Бытие», тогда, в свою очередь, становится возможным высшее, или более вмещающее состояние, и на смену жизни души приходит жизнь монады. Последняя включает в себя способность знать, любить и участвовать в планах Жизни, обладающей способностью включать в радиус своего сознания не только совокупность всех жизней и сознаний, входящих в Жизнь Логоса нашей планеты, но и все жизни и сознания в пределах нашей Солнечной системы. Природу этой осведомленности можно постичь лишь человеку, достигшему знания души. В настоящее время велика нужда в специалистах в области жизни души, в группе мужчин и женщин, которые, осуществляя великий эксперимент и переход, добавляют свои свидетельства к истинности утверждений мистиков и оккультистов всех времен.