Почему сегодня так много профессиональных служителей страдают от умственных или нервных кризисов?

Ответ состоит в том, что во многих случаях один член пытается нести такое бремя служения, которое Бог никогда на него не возлагал. Один человек пытается исполнить то служение, которое Бог предусмотрел для всех членов церкви. Почти всегда неизбежным результатом этого является какое-то расстройство.

Единственным выходом из ограничений или разочарований является сверхъестественное служение Святого Духа в церкви, Который наделяет духовными дарами всех верующих индивидуально, согласно Своей собственной воле. Это освобождает верующих от их собственных природных ограничений и поднимает на духовный уровень, где они вместе могут разделять бремя общего служения церкви.

Когда все члены, таким образом, оснащены для индивидуального служения, то вся церковь в целом может совместно исполнить роль тела Христова.

РАЗДЕЛ В: ИСПОЛНЕННЫЙ ДУХОМ ПРОПОВЕДНИК

УБЕЖДЕНИЕ В ВЕЧНЫХ ИСТИНАХ

В последних двух главах мы рассмотрели результаты крещения в Духе Святом в жизни и служении христианского собрания в целом.

Теперь мы сосредоточим наше внимание на особом служении проповедника — т.е. верующего, призванного Богом на жизненно важное служение проповеди Слова Божьего. Мы постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Каковы особые результаты крещения в Духе Святом в служении проповедника?

2. Каковы основные отличия служения проповедника, наделенного силой Духа Святого, от того служения, где этой силы нет?

Рассматривая взаимосвязь между Святым Духом и служением проповедника, уместно начать со слов апостола в 1-м Петра 1:12. Здесь Петр напоминает ранней церкви о примере и стандарте, установленных для них проповедниками, принесшими им Евангельскую весть. Он говорит о тех, кто «благовествовал Духом Святым, посланным с Небес». Проповедники первой церкви, «благовествовавшие Духом Святым» полагались на реальное, личное присутствие и силу Святого Духа, действовавшего в них, через них и с ними. Все остальные средства и таланты, использовавшиеся ими, были подчинены одному направляющему влиянию — присутствию и силе Святого Духа.

Какие же результаты достигаются, когда в служении проповедника имеет место господство Святого Духа?

О грехе, праведности и суде

О первом таком результате говорит Иисус в Евангелии от Иоанна 16:8:

...И Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде.

Возможен и такой перевод: «Он убедит мир о грехе и о правде и о суде».

Мы могли бы дать и такой расширенный перевод: «Дух Святой доведет до сознания неверующего мира основные истинные положения о грехе, праведности и суде, и сделает Он это таким образом, что мир больше не сможет ни игнорировать, ни отрицать эти истины».

Эти три понятия — грех, праведность и суд — являются теми вечными реалиями, на которых основывается истинная религия.

В Деяниях 17:31 Павел напоминает гордым, интеллектуальным, самоуверенным афинянам о Божьем суде:

...Ибо Он (Бог) назначил день, в который будет праведно судить вселенную...

Суд является Божьим постановлением: никто не избежит, никто не будет освобожден, никто не сможет отговориться. Бог встретится со всем миром — со всем человечеством. В этом суде Божьем основой является проблема праведности. Бог будет судить людей не по их богатству, не по их уму, не по их религиозности. Критерием Его суда будет только одно: праведность.

Апостол ясно говорит о природе этого в 1-м Иоанна 5:17: «Всякая неправда (неправедность) есть грех...» Альтернативой праведности является только грех. Грех определяется, исходя из праведности. Негативное определяется, исходя из позитивного.

Например, нам нужно объяснить значение слова «кривая». Проще всего объяснить это, продемонстрировав значение слова «прямая». Мы можем нарисовать прямую линию и сказать: «Она прямая». А затем прибавить: «Всякая другая линия между этими двумя точками, которая не совпадает с этой линией, является кривой». То, насколько кривая отклоняется от прямой, не столь существенно. Она может отклоняться очень незначительно, а может и весьма. Это не имеет значения. Насколько бы она не отклонялась, она все равно остается кривой.

Точно так же обстоит дело с грехом и праведностью. Всякое поведение, которое неправедно, является греховным. Насколько бы оно не отклонялось, намного или немножко, все равно оно греховно.

Каков Божий стандарт праведности? Павел отвечает на этот вопрос во второй половине стиха, который мы уже процитировали из его речи в Афинах — Деяния 17:31:

Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

О каком стандарте праведности говорит здесь Бог? Это не моральный кодекс, не золотое правило, не даже десять заповедей. Это единый стандарт для всего человечества. Это Человек — Тот Человек, Которого назначил Бог.

Кто Этот Человек? Иисус Христос — человек, Которого Бог признал праведным, воскресив Его из мертвых. Он и только Он является Божьим стандартом праведности для всего человечества. Чтобы понять этот стандарт праведности, мы должны изучить жизнь и характер Иисуса, как Он изображен в Новом Завете. Всякий аспект человеческого характера или поведения, не совпадающего со стандартом Иисуса — не совпадает с Божьим стандартом праведности.

Об этой же природе праведности и греха Павел говорит и в Римлянам 3:23:

Потому что все согрешили и лишены славы Божией...

Здесь, говоря об универсальной греховности всего человечества, Павел не уточняет конкретные грехи. Он не называет гордыню или похоть, или убийство, или ложь. Все виновны в согрешениях, все лишились славы Божьей. Никому не удалось жить в славе Божьей; никому не удалось достичь стандарта Божьего; никто не попал в цель.

Стандартом славы Божьей является Иисус Христос. Ибо в Послании к Евреям 1:3 мы читаем, что Он, Иисус,

...сияние славы и образ ипостаси Его (т.е. Отца)...

Только Иисусу Христу из всех живущих на земле удалось соблюсти этот единственный стандарт праведной жизни, с единой целью — прославить Бога Отца.

Итак, вот что представляют из себя три основных понятия, от которых зависит вечная судьба каждой души — понятия о грехе, праведности и суде.

Но человечество, в своем природном, невозрожденном состоянии, совершенно безразлично к этим вопросам. Это происходит потому, что падший человек является рабом своего плотского ума. Он может поддерживать связь с реальной действительностью только через свою плотскую природу — через свои пять органов чувств. На него оказывают воздействие только те аспекты действительности, которые доступны через эти пять органов чувств. Поэтому он находится в темнице плотского и материального. Его впечатляет, на него влияет, занимает его время, мысли и энергию только то, что ценно в обществе ему подобных.

Послушайте, о чем обычно говорят люди в любом публичном месте — автобусе, поезде, ресторане. Что является наиболее распространенной темой для разговоров? Вне всякого сомнения, это деньги. Я знаю это из своего собственного опыта, слушая людей разных национальностей, в разных странах. После денег идут различные темы, связанные так или иначе с физическим и материальным благополучием человека, его удовольствиями, удобствами. Самыми распространенными темами разговора во всем мире являются: спорт, развлечения, политика, еда, бизнес, сельское хозяйство, семейные дела, машины, одежда и предметы домашней утвари. Эти вещи господствуют в мыслях и разговорах людей по всему миру. А вот места для трех упомянутых нами вопросов — греха, праведности и суда — нет.

Почему? Ответ прост. Человек не может понять эти явления своими плотскими чувствами. Для человека, запертого в темнице своих собственных чувств и своего плотского понимания, грех, праведность и суд — и нереальны, и несущественны.

Эти явления могут стать реальными для мужчин и женщин только благодаря действию Святого Духа Божьего. Только Он может убедить их в этих невидимых, вечных истинах. В той степени, в какой Дух Святой имеет доступ к сердцам и умам людей, в той степени они убеждаются в грехе, праведности и суде.

В Псалме 13:2-3 мы видим все человечество так, как его видит Сам Бог: в его плотском, падшем состоянии, вне влияния Божьей благодати и действия Духа Божьего. Псалмопевец говорит:

Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Обратите внимание, что псалмопевец здесь говорит о природном состоянии человека. Не только нет никого делающего добро, духовная деградация человека заходит гораздо дальше. Никто не понимает, не ищет Бога. Полностью отсутствует понимание духовных истин и желание знать Бога. До тех пор, пока Бог через Своего Святого Духа не снизойдет до человека, — человек, предоставленный самому себе, не стремится к Богу и не ищет Его.

Об этом же говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам 2:1,5:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим... оживотворил...

Вне оживляющего влияния Святого Духа человек духовно мертв. Он мертв для Бога и для духовных истин. Грех, праведность и суд не имеют для него смысла и непонятны ему.

Это вовсе не означает, что такой человек совершенно нерелигиозен. Напротив, религия без оживляющего воздействия Духа Святого может быть самым смертоносным средством, убаюкивающим человека в состоянии лжебезопасности и безразличия к важнейшим духовным истинам, от которых зависит благополучие его души.

Во 2-м Послании к Тимофею 3:1-5 Павел рисует пророческую картину морального состояния человечества в конце времен:

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся...

Павел называет восемнадцать основных этических отклонений, которые будут затмевать и калечить человеческую жизнь и поведение по мере того, как время подходит к концу. Первые в этом списке — самолюбие и сребролюбие. Последнее — сластолюбие, в отличие от боголюбия. По безошибочному вдохновению Духа Святого Павел указал три основные бича современной цивилизации: самолюбие, сребролюбие и любовь к удовольствиям.

Между этими тремя, указаны остальные пятнадцать признаков морального упадка, все из которых проявились в ХХ веке гораздо сильнее, чем во всех предыдущих веках мировой истории.

Тем не менее, самое удивительное во всей этой ситуации то, что посреди всего этого всеобщего морального упадка нет недостатка в религии. Перечислив восемнадцать этических пятен, Павел добавляет: «...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся».

Другими словами, те, кто виновны в этих моральных грехах — не отрицающие религию люди. Они имеют вид благочестия, некое подобие религии, — но в этой религии нет места силе Духа Святого. В результате этого существует бесчувствие к духовным вещам; нет осознания основных духовных реалий; нет осознания греха, праведности и суда.

Из этого следует, что проповедовать Евангельскую проповедь спасения через Иисуса Христа без сопровождающего влияния Святого Духа совершенно бесполезно. Это все равно, что давать лекарство тем, кто не осознает потребности в нем, лечить тех, кто не знает, что он болен. Единственной реакцией может быть либо безразличие, либо кощунство.

Величайшим врагом евангелизации является не коммунизм и не лжекульты, а гуманизм, материализм и безразличие. Единственной силой, могущей сломить эту преграду, является сила Духа Святого. «И Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде».

Мир нуждается не просто в проповеди, но в проповеди, подобной той, которая была в ранней церкви — «Духом Святым, посланным с небес».

Оттачивание духовного меча

Давайте теперь кратко рассмотрим примеры такой проповеди, как это записано в Книге Деяния, и те результаты, которые она давала.

В день Пятидесятницы, прежде сошествия Святого Духа, 120 верующих в Иерусалимской горнице были невпечатляющим и невлиятельным меньшинством. Но после того, как они исполнились Святого Духа, Петр встал и произнес проповедь толпе из нескольких тысяч собравшихся евреев. Каковы были результаты этой одной проповеди? Они описаны в Деяниях 2:37:

Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

Обратите внимание на фразу: «они умилились сердцем». Это сердечное умиление было действием Духа Святого, о Котором пророчески говорил Иисус:

...И Он (Святой Дух) пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде.

В результате такого обличения до захода солнца покаялось около трех тысяч неверующих евреев. Они признали Иисуса Господом и Спасителем, и послушно последовали за Ним через воды крещения.

Однако обратим внимание на то, что эти результаты были достигнуты не только сверхъестественным проявлением Святого Духа, но сочетанием этого с проповедью Слова Божьего. В 1-м Коринфянам 1:21 Павел говорит:

...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Бог никогда не предусматривал спасение через чудеса или пророчества. Эти сверхъестественные проявления служат для того, чтобы привлечь внимание человека и открыть его сердце к истине. Но спасаются люди только через проповедь Слова Божьего.

Это иллюстрирует утверждение Павла в Ефесянам 6:17, что «меч духовный... есть слово Божие».

Если бы Петр не встал и не проповедал из Слова Божьего в день Пятидесятницы, то Дух Святой все равно бы мощно присутствовал среди учеников. Но у Него не было бы меча. Неверующие все равно были бы поражены и изумлены, но не было бы новообращенных. Сердца неверующих умилились и были покорены именно от действия обоюдоострого меча Слова Божьего, действующего Духом Святым через уста Петра.

Изучая проповедь Петра в день Пятидесятницы, мы обнаруживаем, что почти наполовину она состояла из цитат Ветхого Завета. Так велико воздействие написанного Слова Божьего, когда его содержание доносится до человеческого сердца силой Духа Святого.

В 6-й и 7-й главе Деяний мы читаем, как Стефана обвинили в богохульстве и привлекли к суду перед синедрионом в Иерусалиме. В начале сцены суда Стефан в роли обвиняемого, а члены синедриона — обвинители. Но к концу суда роли поменялись.

По мере того, как Стефан, при помазании от Духа Святого, разъясняет синедриону те места из Ветхого Завета, которые имеют непосредственное отношение к Израилю и Мессии, он становится обвинителем, а члены синедриона — обвиняемыми. Это описано в Деяниях 7:54:

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

Опять-таки, мы видим, что меч Слова Божьего, примененный Святым Духом, доходит до глубины сердец неверующих и ранит их. Одним из свидетелей суда и мученической смерти Стефана был молодой человек по имени Савл из Тарса. В Деяниях 9:5 мы читаем о воздействии этих событий позднее на Савла. Ибо, когда Иисус явился ему в Дамаске, Он сказал:

...трудно тебе идти против рожна.

Против какого рожна пытался идти Савл? Это был острый рожон Слова Божьего, которое было донесено до его сердца Духом Святым через уста Стефана (рожон — острый кол по словарю С. И. Ожегова).

В 24-й главе Деяний описан другой суд, где судим был Павел за свою веру во Христа, а судьей был римский губернатор Феликс. И на этом суде Дух Святой снова поменял роли обвинителя и обвиняемого. Ибо мы читаем в Деяниях 24:25, что когда Павел говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх... Когда Дух Святой через Павла донес до сердца Феликса истину о праведности и суде, то гордый римский правитель, привыкший к тому, что заключенные трепетали перед ним, сам затрепетал в присутствии невидимого Судьи и быстро распустил суд без вынесения приговора.

Эти примеры свидетельствуют о сверхъестественной силе Духа Святого в убеждении людей в грехе, праведности и суде. Но они также говорят и о том, что убеждение или обличение не тождественно уверованию и не обязательно приводит к уверованию. Однако Дух Святой, по Своей убеждающей силе, обязательно добивается следующего: Он не оставляет места для нейтралитета.

В Евангелии от Матфея 12:30 Иисус говорит:

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Там, где проявляется обличающая сила Святого Духа, всякий человек, попадающий под влияние этой силы, вынужден занять определенную позицию — либо со Христом, либо против Него. Ни компромисс, ни нейтралитет больше невозможны.

Именно в связи с этим Иисус сказал в Евангелии от Матфея 10:34-35:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

Иисус говорит о мече Слова Божьего. Когда Слово Божье проповедуется в силе Святого Духа, оно настолько остро, что не оставляет места для нейтралитета или компромисса. Оно разделяет даже членов одной и той же семьи, вынуждая каждого лично определить свое отношение ко Христу: с Ним или против Него.

Мы живем во времена материализма, безразличия, компромисса, морального и духовного упадка. Что может остановить этот упадок и повернуть наше поколение снова к Богу?

Этим средством является только сила Духа Святого, действующего через Слово Божье, обличающего мир о грехе, праведности и суде.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Рассмотрим еще один важный результат крещения в Духе Святом в служении проповедника. Об этом говорится в Послании к Евреям 2:3-4:

...То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?

Автор упоминает три причины, по которым все слушающие Евангельскую весть должны уделять ей очень большое внимание. Во-первых, она с самого начала была проповедана Самим Господом Иисусом Христом; во-вторых, затем эта весть была передана и записана теми, кто были очевидцами всего произошедшего; в-третьих, потому что переданная таким образом весть сверхъестественно подтвердилась чудесами и знамениями, силами и дарами Духа Святого, сопровождающими эту весть.

Наши рекомендации