После изучения темы студент должен иметь
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РЯДУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ»
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. История антропологических идей: представления о человеке в Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время.
2. Попытки создания всеобъемлющей «теории человека». Философская антропология. Биологическая антропология. Культурная антропология.
3. Принципиальные особенности христианской антропологии.
4. Возникновение и первые века истории христианства. Борьба ранней Церкви против гностических ересей. Разделение церквей.
5. Троичность Бога и двойственность природы Христа («троица в Боге и двоица во Христе»). Монофизитские церкви. Антитринитарные ереси.
6. Православие. Католицизм. Протестантизм. – Сходства и различия.
Аринин, Е. И. Религиозная антропология. : учеб. пособие для студентов спец. «Религиоведение» : в 2 ч. / Е. И. Аринин, Ю. Я. Тюрин ; Федер. агентство по образованию. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Владим. гос. ун-т. — Москва : РГБ, 2008.
http://religion.vpti.vladimir.ru/projects/aeitujra.pdf
Культурная (социальная) антропология:
Учебное пособие.
Автор: Белик А.А.
Издательство: М.: РГГУ
Год: 2009
http://depositfiles.com/files/v14lfdobz
http://sado.ifolder.ru/28525135
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии.
http://www.alleng.ru/d/relig/relig006.htm
Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете.
http://www.alleng.ru/d/relig/relig034.htm
Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность.
http://www.alleng.ru/d/relig/relig001.htm
Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П. и др. Основы религиоведения.
http://www.alleng.ru/d/relig/relig003.htm
Поснов М.Э. История Христианской Церкви.
http://www.holytrinitymission.org/books/russian/history_posnov.zip
Н.Д.Тальберг. История Церкви.
Ч.1. - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/history_talberg_1.zip
Ч.2. - http://www.holytrinitymission.org/books/russian/history_talberg_2.zip
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИИ. ПРАВОСЛАВИЕ И НАРОДЫ РОССИИ»
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Роль православия в становление единого Древнерусского государства.
- Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности.
- «Москва – Третий Рим». Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество.
- Христианство и неславянские народы России.
- Влияние православия на культуру народов Поволжья, Сибири, Кавказа.
- Взаимоотношения православия с мусульманскими народами России.
- Диалог РПЦ с другими христианскими конфессиями на территории России.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
После крещения Руси в 988 г. христианство (в его православном, византийском варианте) стало одной из основ русской государственности, а православные ценности стали частью неотъемлемой частью национального менталитета. В течение относительно короткого времени, двух-трех веков, христианство пустило глубокие корни на русской земле.
Православная церковь сыграла важную роль в консолидации русских земель, формировании единого российского государства. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.
Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками.
В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений.
Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих – создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.
В XVII веке произошел раскол внутри Русской Православной церкви, вызванный богослужебными реформами патриарха Никона. Большая группа верующих отказалась подчиниться этой реформе, образовав группу т.н. «старообрядцев».
В истории России православие сыграло выдающуюся роль не только культурного посредника, позволившего русскому народу воспринять наследие Византии, но и одного из факторов, позволившего объединить разные народы славянского, финно-угорского и тюркского происхождения в одно государство. Посредством религии было утверждено единство России, и народы, населяющие ее, стали ближе друг к другу. Обращаясь к людям разных племен на их собственном языке, православие способствовало становлению письменного литературного языка тех малых народов, у которых до этого ничего подобного не было. Надо отметить, что как христианизация восточных славян, так и крещение малых народов Поволжья и Сибири не было быстрым процессом и затянулось на довольно большой срок.
В процессе распространения православия на территории нынешней России Церковь столкнулась с народами, которые исповедовали иудаизм, ислам, буддизм. Необходимо отметить, что межконфессиональный диалог был лишен резких тонов и проходил всегда в довольно мирном тоне. Например, РПЦ никогда не преследовала, не подвергала гонениям и насильственно не крестила российских мусульман. РПЦ всегда существовала в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве, что наложило особый отпечаток на взаимоотношения православных народов России со своими соседями, придерживавшихся других религий.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
1. Об основных этапах исторического пути православия в России.