Глава 8. Физическая жизнь 10 страница

Вначале они льстят медиуму, внушая ему мысль о том, что он или она – избранный канал для передачи того или иного исключительно возвышенного учения. После чего смиренно отрекаются от всякого величия. Но мало-помалу в глазах участников сеанса эти жаждущие общения существа превращаются, по меньшей мере, чуть ли не в архангелов или, возможно, в еще более зримое воплощение Бога. К несчастью, умерший забывает, что, когда он жил в физическом мире и другие люди стремились к общению через разных медиумов, сам он не проявлял к этому делу ни малейшего интереса. Он не понимает, что другие люди, по-прежнему занятые земными делами, возможно, также не проявят к нему никакого интереса и его послания их нисколько не тронут.

Иногда подобные существа выдают себя за выдающихся личностей, таких как Джордж Вашингтон, Юлий Цезарь или архангел Михаил, руководствуясь той сомнительной, но, вероятно, вполне простительной мыслью, что учение, обнародованное якобы через них, будет воспринято гораздо лучше, чем если бы оно исходило от какого-нибудь Джона Смита или Томаса Брауна.

Когда порой эти существа встречают людей, чье сознание исполнено почтения к Учителям, они искусно выдают себя за этих Учителей, чтобы те идеи, которые они жаждут распространить, были восприняты с большим уважением.

Есть и такие, которые пытаются навредить деятельности Учителей и принимают их облик только затем, чтобы таким образом эффективнее воздействовать на учеников. Но хотя они и способны создать почти идеальный физический облик, они совершенно не могут скопировать каузальное тело Учителя, поэтому человек, наделенный каузальным зрением, не даст себя обмануть подобной персонификацией.

В некоторых случаях члены оккультной ложи, основавшие спиритическое движение, сами передавали через медиума особо ценную информацию относительно наиболее интересных тем. Но это всегда происходило лишь на закрытых «семейных» сеансах и никогда в ходе публичных представлений, куда мог прийти любой желающий.

В «Голосе безмолвия» мудро сказано: «Не ищи своего гуру в этих сферах майя». Никогда не следует слепо принимать наставление или учение с астрального плана от какого-то самочинного учителя; ко всем сообщениям и советам, исходящим оттуда, следует относиться так же, как обычно относятся к любому совету на физическом плане. Учение должно приниматься исходя из того, чего оно стоит, и только после того, как будет тщательно рассмотрено в свете разума и совести.

Человек не становится непогрешимым оттого, что случайно умер, во всяком случае не более непогрешимым, нежели он был в физической жизни. Он может провести много лет на астральном плане, но при этом, однако, знать не больше того, что знал, когда покинул физический мир. Поэтому не нужно придавать сообщениям из астрального мира больше значения, чем мы придаем мыслям на физическом плане.

Проявленный «дух» часто оказывается тем, за кого он себя выдает, но столь же часто оказывается и кем-то другим. У обычного участника сеанса нет способов, с помощью которых он мог бы отличить истинного посланника от ложного, поскольку средства астрального плана могут быть использованы на то, чтобы ввести в заблуждение людей на физическом плане, причем в такой мере, что вряд ли следует доверять чему-то, сколь бы убедительным это ни выглядело.

Ни на миг нельзя отрицать тот факт, что на сеансах настоящие существа передавали важные сообщения; но с другой стороны, обычный участник практически не может быть полностью уверен в том, что его не одурачивают десятком самых различных способов.

С более высокого, чем астральный, плана можно видеть, сколь различны источники астрального мира, откуда исходят подобные сообщения. Как сказала Е.П. Блаватская: «Варианты причин этих феноменов многочисленны, и нужно быть адептом, чтобы верно понять и изучить, что на самом деле происходит, и в каждом случае уметь объяснить, что за этим стоит».

Для полноты картины следует сказать: то, что средний человек может делать на астральном плане, он может делать и в физической жизни; сообщения, принимаемые в виде записей в состоянии транса или посредством использования развитых и совершенных энергий, с такой же легкостью могут принимать как люди, имеющие тело, так и люди, тела не имеющие. Поэтому лучше развить в себе энергии, непосредственно исходящие из души, прежде чем слепо браться за опасные эксперименты. Тем самым и уровень знания повышается, и эволюция идет вперед. Человек должен усвоить, что смерть не имеет над ним никакой реальной власти, что ключ к темнице тела находится в его собственной руке и что если только он захочет, то может научиться им пользоваться.

После тщательного взвешивания всех имеющихся свидетельств за или против спиритизма очевидно, что если им пользоваться осторожно и осмотрительно, он вполне может послужить средством для ниспровержения материализма. Как только эта цель будет достигнута, его дальнейшее применение может оказаться слишком опасным как для живых, так и для мертвых и вряд ли будет целесообразным, хотя в отдельных случаях им можно заниматься совершенно безопасно и с большой пользой для себя.

Глава 23. Астральная смерть

Вот мы и подошли к завершению описания жизни астрального тела; осталось сказать лишь немногое – о его смерти и окончательном разложении.

Как мы видели, постоянное стремление эго назад к самому себе в определенный момент времени приводит к тому, что частицы астрального тела постепенно прекращают осуществлять свои функции, каковой процесс в большинстве случаев начинается в самых плотных его слоях, находящихся на внешней поверхности. Однако сам момент времени, когда начинается разложение, варьируется весьма существенно.

Астральное тело медленно изнашивается и разлагается по мере того, как сознание при полусознательном посредничестве эго понемногу покидает его, и человек, таким образом, мало-помалу отделывается от всего, что удерживает его на расстоянии от небесного мира.

Во время пребывания на астральном плане, в камалоке, ум, пропитанный страстями, желаниями и чувствами, очищается от них и забирает с собой очищенную часть, впитывая в себя лишь то, что соответствует высшему эго, или душе, так что оставшаяся часть камы просто представляет собой остаток, откуда эго – бессмертная триада атма–буддхи–манас, как ее часто называют, – может быстро освободиться. Эта триада, или эго, медленно извлекает и вбирает в себя воспоминания о завершившейся земной жизни, о ее надеждах, любви, стремлениях и так далее, и подготавливает себя к переходу из камалоки в блаженное состояние дэвачана – «обители богов», «небесного мира».

Здесь мы не будет углубляться в историю человека, после того как он достиг небесного мира, поскольку эта тема выходит за рамки этой книги и будет рассмотрена в третьем томе этой серии – «Ментальное тело».

Скажем лишь вкратце, что период времени, проведенный в дэвачане, – это время, когда усваивается жизненный опыт и достигается состояние равновесия, прежде чем начинается новое нисхождение в физическую плоть. Таким образом, это своего рода день, наступающий по окончании ночи земной жизни, некий субъективный контраст, противопоставленный объективному периоду проявления.

Когда человек уходит из камалоки в дэвачан, он не может взять с собой мыслеформы злобного или негативного характера; на уровне дэвачана астральная материя существовать не может, поэтому здешняя материя не соответствует грубым вибрациям злобных страстей и желаний. В результате все, что человек может взять с собой, когда он наконец сбрасывает с себя остатки астрального тела, – это латентные ростки или тенденции, которые, как только они получают подпитку или активизируются, проявляются в астральном мире в виде злобных желаний и страстей. Именно эти тенденции он и берет с собой, и они во время жизни в дэвачане сохраняются в латентном виде в его постоянном астральном атоме. По завершении жизни в камалоке золотая нить (см. книгу Артура Э. Пауэлла «Исследование сознания») вырывается из астрального тела, и оно остается разлагаться, а тот постоянный астральный атом, который оно содержит, переносится обратно в каузальное тело.

Окончательная борьба с элементалом желания происходит в конце астральной жизни, ибо эго, или душа, стремится отныне вобрать в себя все то, что она вложила в инкарнацию в начале этой теперь уже завершившейся жизни. Когда она пытается сделать это, то встречает решительное сопротивление со стороны элементала желания, который сама же создала и подпитывала.

У всех обычных людей часть ментальной материи настолько сплетена с астральной материей, что ее практически невозможно полностью освободить. Поэтому результатом этой борьбы оказывается то, что в астральном теле, после того как эго разорвало с ним свою связь, остается какая-то часть ментальной материи и даже часть каузальной. С другой стороны, если человек в процессе жизни полностью преодолел свои низшие желания и ему удалось полностью избавить от желаний свой низший ум, то борьбы как таковой практически не происходит и эго, или душа, может забрать не только то, что она «вложила» в эту инкарнацию, но и все «дивиденды», то есть все, что она за это время приобрела: опыт, способности и так далее. Есть, правда, экстраординарные случаи, когда эго теряют и вложенный «капитал», и «дивиденды»; именно их и называют «потерянными душами», или элементариями.

Описание всего этого метода, когда эго вкладывает часть себя в инкарнацию, а затем стремится вновь ее извлечь, можно найти в третьем и четвертом томах этой серии, посвященных ментальному и каузальному телам.

Таким образом, выход из астрального тела и уход с астрального плана еще не является смертью; человек оставляет после себя астральный труп, который разлагается, когда приходит срок, и его элементы возвращаются в астральный мир, точно так же как элементы физического тела возвращаются в мир физический.

Этот астральный труп и все, что с ним происходит, уже были описаны в главе 19 «Астральные существа» в разделах: тень, оживленная оболочка и так далее.

Глава 24. Повторное рождение

Когда причины, увлекающие эго в дэвачан, перестают действовать, а весь совокупный опыт полностью воспринят, эго вновь начинает испытывать жажду по материальной жизни, восприимчивой к чувственным впечатлениям, которую можно утолить лишь на физическом плане. Эту жажду индусы называют тришной.

Эту жажду в первую очередь следует рассматривать как желание самовыражения, а уже потом – как желание воспринимать впечатления извне; оно-то и наделяет человека способностью чувствовать, что он живет. Ибо таков закон эволюции.

Тришна выказывает свойство действовать через каму, которая как для отдельного существа, так и для всего Космоса является важнейшей побудительной причиной реинкарнации.

В процессе отдыха в дэвачане эго избавлено от всяких боли и печали, а все то плохое, что оно совершило в прошлой жизни, находится в состоянии, которое, собственно, можно охарактеризовать не как смерть, а как временно приостановленную жизнь. Как только в следующем воплощении начинается формироваться новая личность, семена прежних негативных тенденций тоже идут в рост. Эго, или душа, вновь возлагает на себя бремя прошлого. Эти ростки или семена, проявляющиеся как плоды прошлой жизни, буддисты называют скандхами, а индусы – санскарой.

Таким образом, кама со своим набором скандх ждет на границе дэвачана эго, которое вновь появляется оттуда, чтобы принять очередное воплощение. Скандхи – это материальные свойства, ощущения, абстрактные идеи, тенденции ума и ментальные силы.

Этот процесс приводится в действие, после того как эго вначале устремляет свое внимание на ментальный атом, который мгновенно возобновляет свою активность, а затем – на астральный атом, в который вкладывает свою волю.

Как уже говорилось, эти тенденции характерны для состояния временно приостановленной жизни и выходят наружу, как только эго приступает к повторному рождению; вначале они собирают вокруг себя материю на ментальном плане, а также элементальную эссенцию второго обширного царства, являясь по сути точным выражением того уровня ментального развития, которого достиг человек по завершении последней земной жизни. В этом смысле он начинает свою жизнь с тем, с чем из нее ушел.

Затем эго собирает вокруг себя материю астрального мира и элементальную эссенцию третьего царства, накапливая тем самым материал, из которого будет сформировано новое астральное тело. Именно так вновь проявляются желания, чувства и страсти, которые оно принесло с собой из прежней жизни.

Разумеется, эго, нисходящее в материальные планы для повторного рождения, занимается сбором астральной материи не сознательно, а чисто автоматически.

Кроме того, этот материал является точным воспроизведением материи астрального тела человека по завершении последней астральной жизни. Именно таким образом человек возобновляет свою жизнь в каждом из миров, оставленных им в прошлый раз.

В вышесказанном учащийся, несомненно, в какой-то мере распознает следствия действий кармического закона, однако в этом томе мы не будем этого касаться. Каждая инкарнация неизбежно, автоматически и справедливо связана с предшествующими жизнями, так что вся цепочка представляет собой неразрывное целое.

Таким образом, собирающаяся вокруг человека астральная материя еще не сформировалась в определенное астральное тело. Оно вначале принимает форму яйцевидного образования, являющегося более или менее точным отображением того, что мы представляем себе как истинный облик каузального тела. Как только закончилось формирование физического тела ребенка, физическая материя начинает мощно привлекать к себе материю астральную, которая до этого была достаточно равномерно распределена по всей поверхности яйцевидной формы, и по большей части концентрирует ее на периферии астрального тела.

По мере того как физическое тело растет, астральная материя следует за всеми его преобразованиями, причем 99 % ее концентрируется на периферии физического тела и лишь примерно 1 % заполняет остальную часть яйцеформы, образуя ауру, которую мы рассматривали в одной из предыдущих глав.

Процесс собирания материи вокруг астрального ядра иногда совершается быстро, а иногда с большим опозданием; когда же он завершается, эго предстает в своих кармических одеяниях, которые оно себе приготовило, готовое принять от Владык кармы эфирный дуплет, внутри которого, как в литейной форме, будет сформировано новое физическое тело (см. книгу «Эфирный двойник»).

Таким образом, вначале человеческие свойства никак не задействованы и представляют собой не что иное, как ростки тех потенциальных качеств, которые «застолбили» себе одно из мест в структуре новых тел. Проявятся ли они в этой жизни в виде абсолютно тех же самых наклонностей, что и в прошлой, – это в первую очередь зависит от того, будут ли окружающие давать ребенку в ранние годы его жизни соответствующую стимуляцию или нет. Каждое из свойств, будь оно хорошее или плохое, при наличии стимулов может быстро активизироваться или же, напротив, может быстро сойти на нет из-за отсутствия этих стимулов. Если какая-то тенденция стимулируется, то она на этот раз становится более мощным фактором в жизни человека, нежели в прошлом существовании, а если подавляется, то так и остается бесплодным ростком, который вскоре чахнет и отмирает, и в последующей инкарнации более не появляется.

Поэтому в целом о ребенке можно сказать, что он еще не обладает развитым ментальным или астральным телом, но имеет вокруг и внутри себя ту материю, из которых они должны сформироваться.

Если допустить, например, что в прошлой жизни человек был пьяницей, то в камалоке он изживет эту тягу к алкоголю и полностью избавится от нее. Но хотя это желание и отомрет, оно по-прежнему останется тем самым слабым свойством в характере человека, под действием которого он и сделался пленником этой страсти. В следующей жизни его астральное тело будет содержать материю, которая может дать толчок к проявлению той же страсти, однако сам человек никоим образом не повязан необходимостью использовать эту материю так же, как делал это раньше. Если он попадет в руки заботливых и разумных родителей, то они, возможно, сумеют воспитать его так, что он будет считать эту страсть чем-то плохим или нехорошим, сможет взять ее под свой контроль и подавить, если она начнет проявляться, лишив таким образом данную астральную материю жизненной силы, так что она по причине своей ненужности в конце концов иссякнет. Необходимо помнить, что материя астрального тела медленно, но неуклонно изнашивается и заменяется новыми частицами, так же как и материя физического тела, и что отмершая материя заменяется другой, более тонкого порядка. Именно таким образом исправляются дефекты и пороки и устраняется возможность их появления в будущем.

Первые годы жизни власть эго над телами очень незначительна, поэтому человек держится за родителей, чья обязанность – помочь ему обрести более жесткий контроль и создать подходящие условия.

Невозможно передать словами всю гибкость и пластичность этих еще не сформировавшихся тел человека. Первые годы с физическим телом можно делать просто невероятные вещи, например, обучать детей акробатике, а астральное и ментальное тела в этом отношении еще более податливы. Детей захватывает и пленяет любая вибрация, с которой они встречаются, и они живо откликаются на все влияния, как хорошие, так и плохие, которые исходят от окружающих. Кроме того, в раннем детстве и юности они крайне восприимчивы и податливы, все схватывают на ходу, впитывают, запоминают и быстро усваивают привычки, которые, если уж они однажды закрепились, потом поддаются изменению с величайшим трудом. Будущее детей находится всецело во власти их родителей, причем в гораздо большей мере, чем они сами считают.

Только ясновидящий знает, сколь существенно и быстро улучшился бы характер ребенка, если бы улучшился характер взрослых.

Есть поразительные примеры того, как жестокость учителя наносила столь непоправимый вред астральному и ментальному телам ребенка, что он в этой жизни был уже не в состоянии достичь того прогресса, на который рассчитывал изначально.

Когда речь идет о низшем классе монад с необычайно сильными астральными телами, монад, чье перевоплощение происходит за очень короткий период времени, то иной раз случается, что тень или оболочка, оставшаяся от прошлой астральной жизни, все так же активна, и несомненно, что в этом случае ее привлекает новая личность. Когда это происходит, она очень энергично тянет за собой старые привычки и образ мышления, а иногда и реальную память о прошлой жизни.

Если речь идет о человеке, жившем столь плохой и нечестивой жизнью, что его астральное и ментальное тела после смерти буквально отрываются от эго, то, отныне лишенное тел, в которых оно могло бы жить в астральном и ментальном мирах, оно вынуждено формировать себе новые. Но как только сформированы новые астральное и ментальное тела, между ними и старыми, еще не разложившимися телами начинает действовать закон сродства, в силу чего старые тела (астральное и ментальное) преобразуются в некую устрашающую форму, которую называют «стражем порога».

В исключительных случаях, когда человек на своем пути к повторному рождению собственными разнузданными пороками или каким-то другим образом создал очень сильную привязку к тому или иному виду животных, то благодаря этому магнетическому сродству он сначала привязывается к астральному телу животного, чьи свойства оживил, а затем уже становится пленником его физического тела. Повязанный таким образом, он не может осуществить процесс повторного рождения; и хотя он наделен сознанием в астральном мире и обладает человеческими способностями, но не способен контролировать нечеловеческое тело, с которым связан. А потому и не может проявлять себя через него на физическом плане. В этом случае животный организм выступает скорее как тюремный страж, чем как тело. Животная душа не вытесняется, а остается истинным владельцем своего тела и полностью властвует над ним.

В сущности, подобное пленение нельзя считать перевоплощением, однако на этом примере хорошо видно, что есть случаи, которые, по крайней мере частично, объясняют распространенную в восточных странах веру в то, что в определенных обстоятельствах человек может воплотиться в тело животного.

В тех случаях, когда эго, или душа, не попадает в абсолютный плен, хотя астральная жизнь человека характеризуется сильным животным началом, он может вновь вернуться на путь обычных человеческих перевоплощений, но при этом указанные животные свойства будут мощно сказываться на его физической форме, как это происходит с людьми, которые внешне очень походят на свиней, собак и так далее.

Страдания, претерпеваемые сознательным человеческим существом, временно лишившимся возможности прогрессировать и выражать свое «Я», очень велики, но в то же время назидательны и облагораживающи. Нечто подобное происходит и с другими эго, которые привязаны к человеческим телам с неполноценным мозгом, то есть с людьми, которых мы называем идиотами, сумасшедшими и так далее. Но идиотизм и сумасшествие – это уже результат действия других пороков.

Глава 25. Господство над чувствами

Эта книга была бы написана напрасно, если бы учащийся в процессе чтения не осознал необходимость того, что, во-первых, нужно добиться контроля над астральным телом; во-вторых, путем постепенной тренировки сделать его проводником сознания, полностью подвластным собственно человеку – воле эго, или души; и в-третьих, со временем развить и усовершенствовать его различные силы и энергии.

Обычный мирской человек знает об этом очень мало, а интересуется подобными темами и того меньше, но для учащегося кардинально знаменательно то, что он достиг полного господства над всеми своими телами – физическим, астральным и ментальным. И хотя в процессе анализа и учебы важно делать различие между этими тремя телами и изучать их по отдельности, однако практика жизни показывает, что тренировка этих тел по большому счету осуществляется одновременно и любая способность, приобретаемая одним из них, в какой-то мере помогает тренировать два других.

Мы уже видели, сколь разумно очищать физическое тело посредством здоровой пищи, питья, гигиены и так далее, чтобы несколько облегчить достижение контроля над астральным телом. Тот же принцип в еще большей степени относится и к ментальному телу, ибо в конечном счете только посредством мыслящего разума и воли можно полностью подчинить желания, чувства и страсти астрального тела.

Тщательное изучение чувственной или эмоциональной психологии людей с различным темпераментом может стать, по меньшей мере, большим подспорьем и помощью, поскольку ясно, что силу, чьи происхождение и природа полностью осознаны, подчинять гораздо легче.

По этой причине автор настоящей книги настоятельно рекомендует тщательно изучить принципы, перечисленные в поучительном трактате Бхагавана Даса «Наука эмоций». (Кроме того, к этому труду магистр искусств К. Браунинг написал прекрасное резюме под названием «Конспект науки чувств».) Основной тезис вкратце можно сформулировать следующим образом:

Все проявленное бытие может быть проанализировано в виде «Я», «не-Я» и связи между ними.

Эту связь можно подразделить на 1) знание (джнянам); 2) желание (ичича); 3) действие (крийя). Знать, желать, стремиться или действовать – эти три категории охватывают в целом всю сознательную жизнь.

Чувства или эмоции разделяются на две разновидности – приятные и мучительные. Удовольствие, или радость, в основе своей олицетворяющее стремление хотеть иметь больше, вызывает притяжение – любовь (рага); боль, или мука, в основе своей олицетворяющая стремление хотеть иметь меньше, вызывает отталкивание – ненависть (двеша).

Из притяжения происходят все эмоции любви; из отталкивания – все эмоции ненависти. Все эмоции вызываются любовью или ненавистью – или той и другой, представленными различными степенями интенсивности.

Точная природа каждой эмоции, или чувства, определяется связью или сродством между человеком, испытывающим это чувство, и предметом, это чувство вызывающим. Испытывающий чувство в зависимости от обстоятельств, связанных с этим специфическим чувством, должен занимать одну из трех позиций по отношению к объекту, то есть быть 1) выше; 2) наравне или 3) ниже, чем сам объект.

Продолжив этот анализ, мы приходим к шести возможным типам чувственных элементов, указанных в третьей колонке нижеприведенной таблицы. В четвертой колонке указаны подразделы наиболее важных чувств, объединенных по степени интенсивности: самые сильные – в верхней, самые слабые – в нижней части каждой группы.

Все человеческие чувства слагаются либо из одного из этих шести чувственных элементов, либо, что наблюдается чаще, из двух и более элементов, связанных между собой. Учащийся отсылается к указанному трактату, если хочет детально ознакомиться с приведенными выше фундаментальными принципами, и нет сомнения, что его работа щедро вознаградится.

Другая область, которую следует изучить человеку, жаждущему познать себя, с тем чтобы обрести господство над собой, – это коллективное, или групповое, сознание. Лучшая книга по этой интересной теме, которую может предложить пишущий эти строки, – это «Толпа в дни мира и войны» сэра Мартина Конвея.

С поразительной ясностью, с помощью большого количества иллюстраций сэр Мартин освещает следующие основополагающие факты.

1) Большинство людей воспитывается в духе уважения и всю свою жизнь относится к определенной психологической группе, то есть это группы людей, думающих и прежде всего чувствующих как одно целое. Эти группы состоят из семей, домочадцев, друзей и коллег по работе, школ и университетов, членов профессиональных концессий, религиозных сект, политических партий, философских школ, наций, рас и так далее. Даже те, кто читает одну и ту же газету или состоит членом одного и того же клуба, образуют некую психологическую группу.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧУВСТВ

Отношение к объекту Важнейший чувственный элемент Степени чувства
Качественное Количественное
    вышестоящим     Любовь к равным себе   нижестоящим         почтительность     преданность   благотворительность     поклонение богам обожание почтительность глубокое уважение уважение восхищение   преданность товарищество дружба вежливость   сострадание заботливость дружелюбие жалость
Глава 8. Физическая жизнь 10 страница - student2.ru Глава 8. Физическая жизнь 10 страница - student2.ru Глава 8. Физическая жизнь 10 страница - student2.ru вышестоящим   Ненависть к равным себе     нижестоящим     страх   гнев   гордыня или тирания   ужас страх боязнь робость   враждебность бессердечие отвращение холодность сдержанность   презрение насмешка пренебрежение высокомерие  
       

2) Эта группа в основном формируется, подпитывается и руководствуется чувством или эмоцией – а не мыслью. Такая группа, или масса, людей наделена чувством, а не разумом: она может чувствовать, но не может мыслить. Единство мнений в такой группе достигается очень редко или никогда не достигается посредством разума, а сами мнения представляют собой заразительные страсти, которые охватывают толпу подобно электрическому току, чаще всего рождающемуся в мозгу какого-то отдельного человека. Когда отдельный индивидуум моментально смешивается с группой или толпой и теряется в ней, он быстро утрачивает способность к самостоятельным мышлению и чувству и становится одним целым с толпой, живет ее жизнью, разделяет ее мнения, позиции, предрассудки и тому подобное.

3) Лишь очень немногие обладают силой или мужеством порвать с различными группами, к которым принадлежат; большинство же всю свою жизнь остается под влиянием этих групп, которые их полностью абсорбируют.

После этого автор продолжает перечислять и описывать достоинства различных групп, показывая, что они – нечто иное, чем достоинства отдельного человека, поскольку в целом находятся на гораздо более низком и примитивном уровне.

Любая группа, которая не способна к самоуправлению, нуждается в руководителе и находит его. Существует три основных типа руководителей групп:

а) Покоритель. Это тот, кто доминирует в группе и руководит ею, насаждая свои идеи чисто в силу авторитарности собственной личности. Примерами такого типа руководителей являются Наполеон, Дизраэли, Цезарь и им подобные.

б) Выразитель. Этот тип людей совершенно отличается от первого. Наделенные обычной чувствительностью, они ощущают или в состоянии ощущать, что именно чувствует толпа, и ясным, как правило, красноречивым языком выражают эти чувства, которые сами по себе не сформулированы. Такие люди сами редко инициируют проблемы и столь же редко прокламируют собственное евангелие. Они ждут лишь того момента, когда чувства толпы или группы тем или иным образом оформятся, после чего с головой окунаются в борьбу и выражают красноречивым языком, с силой и энтузиазмом то, что туманно ощущают окружающие их люди. Примеры такого типа людей часто встречаются в повседневности, особенно в сфере политики.

Наши рекомендации