Правила и обязанности: прогулка по натянутому канату свободы
Я не против правил, они должны появляться как следствие твоего понимания. Они не должны навязываться извне. Я не против дисциплины! Но она не должна становиться рабством. Вся настоящая дисциплина — это самодисциплина. Такая дисциплина никогда не противоречит свободе, по существу, это лестница, ведущая к ней. Только дисциплинированный человек становится свободным, но его дисциплина — это не подчинение другим, это повиновение своему внутреннему голосу. И ради этого он готов поставить на карту все.
Позволь твоему собственному осознанию решить, как тебе жить, каким примерам следовать. Никому не позволяй решать за тебя. Это грех — позволять другим решать за тебя. Почему это грех? Потому что ты никогда не будешь жить своей жизнью. Она останется пустой, это будет сплошное притворство.
Человек, обладающий осознанием, не подчиняется ни прошлому, ни будущему. Тебя никто не заставляет вести себя как положено. В твоей голове больше нет никаких Вед. Махавира, Мухаммед, Иисус Христос больше не принуждают тебя куда-то идти. Ты свободен. Вот почему в Индии мы называем такого человека мукта. Мукта — это человек, достигший полного освобождения. Он и есть сама свобода.
В такой момент, какой бы ни была ситуация, человек реагирует на нее с полной осознанностью. Это твоя ответственность. Ты способен отвечать. Твоя ответственность — это не обязательство, это восприимчивость к настоящему моменту. Меняется смысл ответственности. Это не ответственность как обязанность или долг, как бремя, как дело, которое непременно нужно сделать. Нет, ответственность — это лишь восприимчивость, она подобна зеркалу. Когда ты подходишь к зеркалу, оно отражает, отвечает тебе. Что бы ни случилось, человек, обладающий осознанием, реагирует со всей полнотой своего существа. Он ничего не держит в себе; вот почему он никогда ни о чем не сожалеет, никогда не испытывает чувства вины, все, что можно было сделать, он сделал, с этим уже покончено. Каждое мгновение жизни он проживает полностью и до конца.
Для тебя в твоем невежестве ничего не завершено. Ты ничего не довел до конца. Внутри тебя хранятся миллионы переживаний, крупинок опыта, они ждут своего завершения. Тебе хотелось смеяться, но в обществе так не принято. Ты подавлял смех. И этот смех живет внутри тебя, он превратился в рану. Как же это печально — даже смех становится раной! Когда ты не позволяешь себе рассмеяться, твой смех ранит тебя изнутри, он все ждет и ждет, когда же ты выпустишь его.
Ты кого-то любил, но не мог выразить свои чувства: тебе мешал твой характер, не позволяла этого сделать совесть. Даже когда темной ночью вы с любимой одни в комнате, с тобой незримо присутствует общество. Вот стоит полицейский и наблюдает за вами. Вы не одни. У тебя есть совесть, у твоей любимой тоже есть совесть: как вы можете остаться наедине? Здесь с тобой все общество, вокруг тебя собралась целая рыночная площадь народу. Да, и Бог, Он смотрит сверху, наблюдает, что это ты там делаешь. Бог похож на такую большую любопытную Варвару, которая все время подсматривает за людьми. Общество использует Бога для того, чтобы контролировать тебя, чтобы сделать из тебя раба. Ты даже любить не можешь до конца, не можешь до конца ненавидеть или злиться. Ты ничего не можешь сделать, абсолютно.
Ты и ешь как-то вполсилы, и гуляешь нерешительно, и смеешься равнодушно. Ты не можешь плакать, в твоих глазах застыли тысячи слезинок. И все это лежит на тебе тяжелой ношей, ты без всякой надобности таскаешь за собой все свое прошлое. Это и есть твой характер.
У будды характера нет, он течет, как вода, он гибкий. Характер означает жесткость. Он похож на броню. Он защищает тебя от чего-то, но потом он же тебя и убивает.
И тем не менее нам нужен какой-то внутренний контроль, не так ли? Я боюсь, что моя жизнь может превратиться в хаос, если я откажусь от попыток как-то дисциплинировать себя.
Как только ты начинаешь чрезмерно себя контролировать, ты не позволяешь твоей жизни случиться. Ты ставишь слишком много условий, жизнь не может всем им соответствовать.
Она происходит с тобой, лишь когда ты безусловно ее принимаешь; когда ты готов приветствовать ее, в каком бы виде она к тебе ни явилась, какое бы обличье ни приняла. А человек, который привык все держать под контролем, всегда требует, чтобы жизнь явилась ему в некоем виде, чтобы она соответствовала определенным условиям. А жизни до этого никакого дела нет, она просто обходит таких людей стороной. И они живут почти как мертвецы, ведут растительное существование.
Чем скорее ты уберешь все ограничения, любой контроль, тем лучше, ведь любой контроль идет от ума. А ты — это нечто большее, чем твой ум. Такая небольшая часть пытается управлять тобой, пытается указывать, что с тобой должно происходить. Жизнь идет своим чередом, а ты остаешься далеко позади. И тогда ты испытываешь разочарование.
Логика ума такова, что говорит тебе: «Вот, смотри, ты плохо контролировал происходящее, вот почему все так получилось, так что усиливай контроль». А правда заключается совсем в другом: у людей не получается, потому что они слишком сильно все контролируют.
Стань похожим на бурную реку, и все, о чем ты даже и не мечтал, что и представить себе не мог, на что и не надеялся, окажется прямо за поворотом. Стоит лишь дотянуться. Но ты должен раскрыть ладони; нельзя идти по жизни со стиснутыми кулаками — это жизнь под контролем.
Живи жизнью раскрытых ладоней. Целый небосвод — для тебя, на меньшее не соглашайся. Никогда не довольствуйся меньшим. Все небо принадлежит нам по праву. Мы можем полететь в самые отдаленные уголки Мироздания, насладиться всеми его радостями и восславить все, что дает нам жизнь.
Есть ли разница между контролем и дисциплиной? Я всегда был суров по отношению к себе, и чувствую, что из-за этого упустил в жизни много радостей.
Между этими понятиями есть не просто разница, а разница огромная: дисциплина и контроль — это полные противоположности. Контроль исходит от твоего эго, дисциплина — от «не-эго»; контролировать — значит манипулировать самим собой, придерживаться дисциплины — это значит осознавать себя. Дисциплина — явление естественное, а контроль противен природе; дисциплина стихийна, а контроль — это разновидность подавления. Для дисциплины требуется лишь осознание: ты осознаешь и действуешь в соответствии с этим. У дисциплины нет идеалов, которым нужно следовать, у нее нет догм, она не подавляет и постепенно приводит тебя к целостности.
Контроль крайне взыскателен, у него есть идеалы, к ним нужно стремиться; у тебя в голове сидит представление о том, каким ты должен быть. У контроля есть много «ты должен...» и много «ты не должен...», у дисциплины же этого нет. Дисциплина — это естественное понимание, это цветение.
Само латинское слово «дисциплина» происходит от корня, означающего «учиться», у дисциплины общий корень со словом «ученик» — «disciple». Ученик — это тот, кто готов учиться, а дисциплина — это способность к открытости, которая помогает тебе учиться.
Дисциплина не имеет ничего общего с контролем. По существу, дисциплинированный ум никогда не будет думать в терминах контроля, ему это не нужно. Дисциплинированному уму контроль не нужен, он совершенно свободен.
А ум недисциплинированный в контроле нуждается, поскольку при отсутствии контроля он чувствует себя в опасности. Такой ум не в состоянии доверять себе самому, отсюда и такая потребность. К примеру, если ты не контролируешь себя, то можешь кого-то убить; в гневе, в ярости ты можешь стать убийцей. Тебе необходим контроль, потому что ты боишься самого себя.
Человек, обладающий осознанием, тот, кто понимает себя и других, всегда чувствует сострадание. Даже если кто-то твой враг, ты будешь испытывать к нему сочувствие, поскольку человек осознания способен воспринимать и чужую точку зрения. Он знает, почему другой человек чувствует то, что чувствует; знает, почему другой испытывает гнев, ведь он знает свое собственное «я» и благодаря этому знанию он познал и других людей. Он испытывает сострадание, у него есть осознание, и человек ему следует. Когда я говорю об этом — пожалуйста, поймите правильно мою мысль, — по существу, за осознанием ничего не следует. Само слово «следовать» дает представление о том, что нужно что-то делать: ты осознаешь, потом ты должен что-то предпринять, последовать за осознанием. Нет, осознавай — и все наладится само собой. Тебе не нужно ничего делать, все просто случится.
Поэтому важно понять разницу между контролем и дисциплиной. Контроль — это фальшивая монета, придуманная обществом как заменитель дисциплины. Выглядит он точно так же, как и дисциплина: каждая поддельная монета так выглядит, иначе она не смогла бы обращаться на рынке. В духовной жизни есть много таких фальшивых монет. Контроль — это подделка настоящей монеты — монеты дисциплины.
Никогда не пытайся контролировать себя. Кто на самом деле будет контролировать? Если ты осознаешь, контроль уже не нужен; если ты не осознаешь, тогда кто будет контролировать? Вот в чем суть проблемы.
Если ты осознаешь, то зачем тебе контроль? Ты осознаешь, поэтому все, что ты делаешь, верно. Не потому, что ты должен это делать. Ты делаешь это потому, что ты не можешь поступать неверно. Если ты голоден, ты же не будешь есть камни — ты понимаешь, что камни не едят, и точка! Ты не нуждаешься в заповеди «Если ты голоден, никогда не ешь камни». Было бы очень глупо так говорить. Когда ты испытываешь жажду, то пьешь воду. К чему здесь придумывать какие-то «ты должен...» или «ты не должен...»?
Когда ты осознаешь, жизнь кажется простой. В ней нет никаких правил и ограничений, они не нужны, ведь твое осознание служит самым главным правилом. Есть лишь одно золотое правило — и это осознание; все остальные правила бесполезны, их можно выбросить. Если у тебя есть осознание, ты можешь отказаться от любых форм контроля, можешь быть свободным, ведь, что бы ты ни делал, все будет проходить через твое осознание.
Если бы меня попросили дать определение тому, что такое «хорошо», я бы сказал, что это все, что делается с осознанием. Нет никаких реальных критериев для того, чтобы определить, что «хорошо», а что «плохо»; не бывает плохих и хороших поступков, есть лишь поступки, которые совершают осознанно, и поступки, совершаемые по причине отсутствия осознавания. Поэтому иногда случается так, что один поступок может быть плохим сейчас и хорошим в следующее мгновение, поскольку изменилась ситуация и осознание подсказывает что-то совсем другое. Осознание — это когда жизнь проживаешь от мгновения до мгновения, воспринимая, откликаясь на ее голос.
У тебя нет жестких, установленных правил поведения: ты оглядываешься вокруг, ты ощущаешь, видишь, и потом из твоих чувств, из того, что ты увидел и узнал, рождается поступок.
Человек, скованный контролем, не обладает видением жизни, он ее не чувствует. Он будет смотреть в карту, даже когда прямо перед ним простирается дорога, прямая и широкая. Стоя перед дверью, он будет спрашивать других: «А где дверь?» Он слеп. Он должен контролировать себя, потому что расположение двери меняется каждую секунду. Жизнь — это не застывшее, мертвое явление, нет. Она полна движения.
Поэтому то же самое правило, которое было «хорошим» вчера, уже не будет таковым сегодня и не может быть завтра. Но у человека, живущего под контролем, в голове только застывшие представления, он всегда сверяется с картой. Дороги меняются ежедневно, жизнь движется в новых направлениях, а он тащит за собой свои старые, никуда не годные убеждения. Он берет одну из своих идей, следует ей, и все всегда получается не так.
Вот почему ты чувствуешь, что упустил в жизни так много радостей. Ты и не мог не упустить, ведь единственная радость, которую может даровать жизнь, — это отклик на осознание. Тогда у тебя не будет ни правил, ни идей, ни идеалов, и ты испытаешь много радости. Ты не будешь следовать каким-то сводам законов, ты здесь для того, чтобы жить и открывать свой собственный закон жизни.
Когда ты постигнешь свой собственный закон, то увидишь, что это не что-то данное раз и навсегда. Он так же подвижен, как и сама жизнь.
Если ты попытаешься контролировать — это твое эго, оно управляет тобой разными способами. Через эго тобой управляет общество, а через общество тобой манипулируют все мертвецы, все, кого уже нет в живых. Каждый живой человек, если он придерживается мертвых идей, поддерживает мертвецов.
Заратустра — это прекрасно, Будда, Лао-цзы, Христос — просто замечательно. Но их опыт уже устарел. Они прожили свои жизни, они реализовали себя. Учись у них, но не будь слепым подражателем. Стань учеником, но не будь студентом, изучающим.
Студент заучивает слово, мертвое слово; ученик просто познает секреты осознания, и когда осознание приходит и к нему, он становится на свой собственный путь. Он отдает должное Лао-цзы и говорит: «Теперь я готов, я благодарен Тебе, и иду своим путем». Он всегда будет благодарен Лао-цзы, но вот в чем парадокс: люди, посвятившие себя учениям Христа, Будды или Мухаммеда, не могут их простить. Если из-за этих людей ты был лишен многих радостей жизни, как ты можешь их простить? Как ты можешь испытывать к ним благодарность? На самом деле тебя переполняет гнев. Если бы они тебе попались, ты бы их убил; потому что именно эти люди заставили тебя контролировать свою жизнь; эти люди не разрешали тебе жить так, как тебе того хотелось бы. Это они, Моисей и Мухаммед, навязали заповеди, по которым тебе следует жить. Ты не можешь их простить. Твоя благодарность не настоящая. Ты так страдаешь, как же при этом можно испытывать благодарность? За что? Ты способен благодарить за свои страдания? Нет, чувство благодарности может появиться, только когда ты счастлив.
Когда ты светишься внутренним блаженством, когда чувствуешь благословение, благодарность тенью следует за тобой.
Будь человеком дисциплины, но никогда не становись человеком контроля. Откажись от всех правил и предписаний, проживай свою жизнь весело и с азартом, больше ничего не нужно. Единственным твоим законом должно быть осознание. Если ты осознаешь — ты любишь, если любишь, то никому не причинишь никакого вреда. Если в тебе живет осознание, ты будешь счастлив и захочешь делиться своим счастьем. Если ты осознаешь, тебя настолько переполняет блаженство, что изнутри твоего существа непрерывным потоком будет, подобно реке, изливаться благодарность всему Мирозданию.
Попробуй понять, осознать жизнь, не напрягайся, будь всегда свободен от прошлого; ведь если оно с тобой, а ты все контролируешь, тебе не удастся понять жизнь. А она так скоротечна, ей некогда ждать.
Но почему люди пытаются придумывать правила? Почему они вообще попадаются в эту ловушку? Они попадают в нее оттого, что жизнь с осознанием — это жизнь, полная опасностей. Ты должен полагаться только на самого себя. Жизнь под контролем комфортна и безопасна, тебе не нужно быть самостоятельным: достаточно Моисея, Библии, Корана, Бхагавадгиты — тебе не нужно беспокоиться о своих проблемах, ты можешь убежать от них. Ты прячешься в старых словах, учениях, мыслях, ты цепляешься за них. Вот почему можно вести вполне комфортную жизнь, которая будет полна удобств. Но удобная жизнь — это не счастливая жизнь. Ты лишаешься радости, ведь она возможна только тогда, когда твоя жизнь полна опасностей. Другой не бывает.
Живи опасно, и когда я говорю это, я имею в виду жизнь в согласии с самим собой, чего бы это ни стоило. Не важно, что поставлено на карту, живи, прислушиваясь к своему собственному сознанию, слушая свое сердце и чувства. Если от спокойствия не осталось и следа, если потерян и покой, и все удобства жизни, то и тогда ты будешь счастлив. Может, ты будешь нищим, наверняка ты не станешь королем, ты можешь оказаться на улице в лохмотьях, но ни один император не осмелится соперничать с тобой. Даже императоры будут завидовать тебе, ведь у тебя есть богатство — оно не материально, это богатство сознания. Ты будешь излучать едва уловимый свет, и тебя переполнит чувство блаженства. Даже другие люди смогут это почувствовать. Оно настолько зримо и ощутимо, что будет передаваться и другим, оно станет притягивать к тебе людей. Внешне ты можешь быть нищим, но внутренне ты стал королем.
Но если ты живешь в удобстве, безопасности и спокойствии, если избегаешь опасностей, многие трудности и страдания обойдут тебя стороной, но при этом ты лишишься и того счастья, которое могла бы подарить тебе жизнь. Когда ты избегаешь страданий, то убегаешь от блаженства, запомни это. Когда ты пытаешься уйти от проблем, ты уходишь и от их решения. Если ты не желаешь сталкиваться с неприятной ситуацией, ты уродуешь свою собственную жизнь. Никогда не живи управляемой жизнью — это жизнь эскаписта, но будь дисциплинирован. Дисциплина — не подчинение мне или кому-то еще; это жизнь, которую ведет твой собственный свет. «Будь светом для самого себя». Это последнее, что сказал Будда перед смертью; последние слова, которые он произнес. Это и есть дисциплина.