Трудности, возникающие еще в детстве 4 страница
сценарий победителя, проводят остаток жизни в уединенных усадьбах с
управляющими и считаются достойными гражданами.
Лучшее средство для стариков, не имеющих сценария, - разрешение. Они,
однако, редко им пользуются. В каждом большом городе нашей страны можно
найти тысячи стариков, живущих в тесных комнатках и тоскующих по
человеческой душе, по кому-нибудь, кто готовил бы еду, рассказывал, просто
слушал. В таких же условиях живут тысячи старых женщин, которые счастливы
были бы кому-нибудь готовить, что-то говорить, кого-то слушать. Но если
даже двоим из них удается встретиться, они редко используют открывшуюся
возможность, предпочитая свое привычное мрачное жилье, где остается
смотреть в рюмку или в телевизор или просто сидеть, сложив руки, ожидая
безопасной, безгрешной смерти. Так их учила мать, когда они были
маленькими, этим указаниям они и следуют по истечении семидесяти -
восьмидесяти лет. Они и раньше не старались словчить (может быть, только
разок сыграли на скачках?), так зачем же ставить все под угрозу теперь?
Сценарий давно уже исчез, он исполнен, но старые "лозунги" еще звучат в
голове, и, когда приходит смерть, ее встречают с радостью. На могильном
камне они велят вырезать: "Обретший покой среди тех, кто ушел раньше", а на
обратной стороне: "Я прожил хорошую жизнь и никогда не ловчил".
Говорят, что в следующем столетии будут выращивать детей в пробирках,
вырабатывая в них качества, нужные государству и родителям, которые будто
бы будут закладываться путем сценарного программирования. Сценарное
программирование легче изменить, чем генетическое, однако мало кто
пользуется этой возможностью. Тот, кто им воспользовался, заслужил более
впечатляющее надгробье. Почти все благочестивые эпитафии переводятся
одинаково: "Взращен в пробирке, там же и жил". Так они и стоят, ряды за
рядами памятников, крестов и прочих символов, все с одним и тем же девизом.
Лишь иногда мелькнет иная надпись, которую можно было бы расшифровать:
"Взращен в пробирке - но сумел из нее выскочить". Большинству это так и не
удается, хотя "пробка y пробирки" почти всегда отсутствует.
Сцена смерти
Смерть - не поступок и даже не событие для того, кто умирает. Она - то
и другое для живущих. В нацистских лагерях смерти физический террор
сопровождался психологическим террором: газовые камеры делали невозможным
проявление достоинства, самоутверждения, самовыражения. Перед смертью y
погибающих людей не было повязки на глазах и последней сигареты, не было
пренебрежения к смерти и знаменательных последних слов, то есть не было
предсмертных трансакций. Конечно, были трансакционные стимулы от умирающих,
но убийцы на них не реагировали.
В общении с пациентом, который много говорит о смерти психотерапевту
(чтобы понять ход его мысли), помогают вопросы: "Кто будет стоять y вашего
смертного ложа и каковы будут ваши последние слова?" Дополнительный вопрос:
"А каковы будут их последние слова, сказанные вам в ваши последние
мгновения жизни?" Ответом по первому вопросу является обычно что-нибудь
вроде: "Я им доказал..." "Им" - чаще всего бывают родители, иногда супруг
или супруга.
При этом подразумевается: "Я им доказал, что делал в жизни так, как
они хотели" или "Я им доказал, что не надо было делать так, как они
хотели".
Ответы на эти вопросы фактически являются формулировкой жизненной
цели. Психотерапевт может использовать их как мощный инструмент, чтобы
разрушить привычные игры и извлечь пациента из его сценария: "Итак, вся
ваша жизнь сводилась к тому, чтобы доказать, что вы чувствовали себя
ущемленным, испуганным, сердитым или виноватым из-за родительских
предписаний. Очень хорошо, если вам казалось это необходимым. Но не
разумнее ли поискать более достойную цель в жизни?"
Сцена смерти может быть частью скрытого или сценарного брачного
договора. Муж или жена, прожившие долгую совместную жизнь, обычно ясно
представляют себе, что один из супругов умрет первым. В этом случае y них
формируются взаимодополняющие друг друга сценарии, когда более ранняя
смерть одного из них как бы планируется заранее. Они могут жить многие годы
в согласии, но если в пожилом возрасте каждый из них будет рассчитывать на
более раннюю смерть другого, то сценарии не дополняют друг друга, а
перекрещиваются, и тогда совместная жизнь будет протекать не в согласии, а
в взаимных мучениях, несмотря на то, что во всех других отношениях их
сценарии взаимодополнительны. Проблемы обнаруживаются отчетливо, когда один
из супругов тяжело заболевает. Общий сценарий, основанный на сцене смерти,
может присутствовать в браке молодой женщины и пожилого мужчины. Хотя
циники нередко говорят, что такие женщины выходят замуж за стариков из-за
денег, однако не менее важна для таких суждений сценарная сцена. Чаще всего
жене хочется быть рядом, когда мужу грозит смертельная опасность, чтобы
заботиться о нем, но в то же время, чтобы не пропустить момент финальной,
итоговой трансакции. Если он об этом в своей жизни догадывался, то их брак
был крайне неустойчивым: в самом деле нелегко жить бок о бок с человеком,
ожидающим твоей смерти. Та же ситуация возникает в случае женитьбы молодого
человека на женщине более старшего возраста, что, однако, встречается
гораздо реже.
Согласно изначальному сценарному "протоколу", на место пожилого мужа
можно поставить отца, а на место стареющей жены - мать.
Юмор висельника
Безвременная смерть под ударами неотвратимой судьбы - болезни или
насилия, в мирное время или на войне - всегда глубокая трагедия. А
сценарная смерть обычно отмечена улыбкой или юмором висельника. Человек,
умирающий с улыбкой на лице или шуткой на устах, умирает смертью, которая
как бы предопределена его сценарием. Лондонские воры в XVIII веке были
подлинными мастерами юмора висельников. Они развлекали толпу прибаутками,
когда палач выбивал табуретку из-под их ног. Такая смерть была результатом
последовательного выполнения материнских "инструкций": "Ты закончишь на
виселице, сынок, как твой отец". Точно так же многие великие люди умирали с
шуткой на устах и в согласии с родительским заветом: "Ты умрешь во славе,
сынок". Если в роли неизбежной судьбы выступают другие люди, смерть не
бывает такой легкой, ибо она противоречит предписаниям матери: "Живи
долго!" и "Умри счастливым!". В фашистских концентрационных лагерях,
насколько мне известно, юмор висельников был не в ходу.
Посмертная сцена
Посмертную сцену многие люди представляют себе весьма реалистично.
Человек, создавший крупную фирму или оставивший тома научных трудов,
воспитавший множество детей и внуков, обычно знает, что все им созданное
переживет его, а те, кто связаны с делом его жизни, будут стоять y его
могилы. А обладатели трагических сценариев, размышляя, что случится после
их смерти, впадают в патетическое ослепление. Например, будущий самоубийца
может говорить: "Они об этом еще пожалеют" и воображает печальные
сентиментальные похороны, которых на самом деле может и не быть. Это -
самоубийца-романтик. Озлобленный самоубийца скажет: "Моя смерть их
остановит". Он тоже может ошибаться, ибо его враги, скорее всего, будут
рады, что он исчез с их дороги.
Самоубийство с мотивом: "Я им покажу" чаще всего не оправдывает
надежды погибшего человека, так как имя самоубийцы может только случайно
попасть в раздел мелких происшествий какой-нибудь газеты. И наоборот,
самоубийство по причине крушения надежд и тщетности усилий, когда человек
стремится уйти из жизни незаметно, - может по каким-то случайным
обстоятельствам попасть на первые полосы газет. Даже человек, покончивший с
жизнью для того, чтобы его жена получила деньги по страховке, может попасть
впросак, если не удосужится предварительно хорошо ознакомиться со страховым
полисом. Для любого человека убийство или самоубийство - самый ужасный
способ разрешения жизненных проблем. Во всяком случае, человек, помышляющий
о самоубийстве, должен усвоить хотя бы такие правила: родителям нельзя
умирать, пока младшему ребенку не минуло восемнадцать лет. Детям нельзя
умирать, пока жив хотя бы один из их родителей.
Надгробный камень
У надгробного камня, как и y "футболки", две стороны. Рекомендуемые
вопросы психотерапевта здесь таковы: "Что напишут на надгробной плите вашей
могилы?" и "Что вы написали бы на памятнике своей могилы?". Вот типичные
ответы: "Она была хорошей женщиной" или "Я старалась, но не сумела". В
качестве авторов первой эпитафии подразумеваются родители или те, кто
выполняли роль родителей. Сочиненная ими эпитафия - антисценарий, тогда как
сам пациент поместил бы на могильный камень свое сценарное предписание, в
данном случае:
"Трудился усердно, но ничего не добился". Так что надписи на этом
могильном камне говорили бы об умершем только хорошее: с одной стороны, он
следовал антисценарию, с другой - был послушным ребенком и выполнял
родительские сценарные предписания.
Пациент может уклониться от ответа, ссылаясь, например, на то, что
памятника на его могиле вообще не будет. Но и этот ответ чаще всего имеет
определенный смысл: кто ни на что не надеется после смерти, тот утратил
надежду в жизни. Но психотерапевт все же должен настоять на своем,
переформулировав вопрос: "Hy, а если бы памятник был?" или "Представим, что
он обязательно будет".
Завещание
Как бы ни представлял себе человек сцену после его смерти, завещание
или оставшиеся после него бумаги могут дать ему шансы увидеть все более
отчетливо. Если его жизнь зиждилась на каком-либо фальшивом документе или
неожиданно найденном сокровище, что обнаруживается только после его смерти,
то это выглядит для всех его ближних каким-то трюком, который покойный
продемонстрировал им напоследок. Такие факты можно проследить на многих
исторических примерах: ценные рукописи или редчайшие художественные холсты,
спрятанные в гардеробе, являют миру неизвестных доселе художников, а
вскрытие завещания обнаруживает тайную бедность или от всех скрываемое
богатство. Завещание очень часто обнаруживает весьма неожиданные
переключения. Например, мать оставляет все свое достояние неверной дочери,
а преданной достаются жалкие гроши. Иногда лишь при чтении завещания
обнаруживается двоеженство. Вопросы психотерапевта на эту тему "Каков будет
важнейший пункт в вашем завещании?", "Что будет для ваших близких самой
большой неожиданностью после вашей смерти?" - освещает в определенной
степени жизненный сценарий пациента.
Мы проследили сценарный путь человека от времени, предшествующего его
рождению, до событий, разыгрывающихся после его смерти. Тем не менее нам
предстоит разобрать еще несколько интересных тем.
Часть третья
Сценарий в действии
ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ
Победители, непобедители и неудачники
Сценарий обычно охватывает всю жизнь человека. Он основывается на
решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании, которое
беспрестанно подкрепляется. Подкрепление может осуществляться в ходе
ежедневных контактов, когда, например, сын работает в фирме, принадлежащей
родителям, или дочь каждый день перезванивается с матерью, чтобы обсудить
текущие дела. Когда контакты между детьми и родителями осуществляются реже,
например при переписке от случая к случаю, то воздействие родительских
указаний будет непрямым, хотя и не менее сильным. Когда родители умирают,
то их "инструкции" могут воздействовать даже более ярко и живо, чем раньше.
На языке сценариев неудачника мы назвали Лягушкой, а победителя -
Принцем или Принцессой. Родители в основном желают своим детям счастливой
судьбы, причем желают им счастья в той роли, которую для них избрали. Они
бывают против изменения избранной для своего ребенка роли, за исключением,
может быть, только особых случаев. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет,
чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но противится любой ее попытке стать
Принцессой ("Почему ты решила, что ты..?"). Отец, воспитывающий Принца,
желает, конечно, сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее
несчастным, чем Лягушкой ("Что же ты делаешь с нами? Мы отдавали тебе все
лучшее").
Психотерапевту советуем в первую очередь выяснить все в отношении
сценария: кому он принадлежит - победителю или неудачнику. Это легко
понять, ознакомившись с манерой пациента говорить. Победитель обычно
выражается так: "В другой раз не промахнусь" или "Теперь знаю, как это
делать". Неудачник же скажет: "Если бы только...", "Я бы, конечно...", "Да,
но...". Бывают еще неполные неудачники или как мы их называем непобедители,
которым сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы
победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Это те люди, которые
говорят: "Да, я поступил так, но по крайней мере я не..." или "Во всяком
случае, спасибо и за это". Непобедители чаще всего кажутся прекрасными
согражданами, сотрудниками, ибо они всегда лояльны, всегда прилежны и
благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не
создают. Это люди, о которых говорят, что они приятные в общении, хорошие
соседи. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они
борются, вовлекая в борьбу других сограждан. Однако большинство
неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются
неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду,
то пытаются увлечь в нее всех рядом стоящих.
Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни
достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. Этот
договор, или притязание, может состоять, например, в том, чтобы стать
миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или
стать доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он -
победитель. Если же он увяз в долгах, или получил какую-то серьезную
физическую травму, или провалил экзамен на первом курсе, то этот человек
явный неудачник. Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму
денег, или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в
промышленную фирму со званием магистра, то он, по крайней мере,
непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует для себя
сам. И хотя в основе их - Родительское программирование, но окончательное
решение принимает его Взрослый. Заметьте, человек, поставивший своей целью
пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, -
победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата - 9,5, а
пробежал за 9,6 секунды - этот непобедитель. С точки зрения краткосрочных
программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал
капитаном команды или кто смело назначил свидание "королеве" конкурса
красоты. А непобедитель - это тот человек, который так и не дотянулся до
приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из
участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду
и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.
Типичный, классический пример неудачника - человек, страдающий от
болезней и прочих неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же
серьезная причина имеется, то этот человек ощущает "успех" в качестве
мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить, проигрывая.
Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об
этом. А неудачник не знает, как быть, если придет неудача, но постоянно
рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать
несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников -
победитель, кто - неудачник. Особенно это выявляется в семейном споре и в
психотерапевтической группе.
Наверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии
победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через
антисценарные лозунги. Непобедитель получает свой выигрыш от строгого
Родителя посредством предписаний. Неудачника же приводит на тропу расплаты
провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие
собственного саморазрушительного "демона" человека.
Сценарное время
Сценарием (победителя или неудачника) мы считаем способ
структурирования времени своей жизни между первым приветственным звуком y
материнской груди и последним "прощай" на краю могилы. Время жизни
исчерпывается и наполняется деланьем и неделаньем. Время почти сплошь
состоит из "никогда не делаю", "делаю всегда", "ни разу не делал раньше",
"не буду делать, сделаю после", "делаю вновь и вновь" и "буду делать до тех
пор, пока ничего уже невозможно будет сделать". Поэтому и возникают
сценарии, обозначаемые как "Никогда" и "Всегда", "До тех пор, пока" и
"После того, как", "Снова и снова", а также сценарии "С открытым концом".
Их интересно проследить на сюжетах некоторых греческих мифов. Греки очень
тонко чувствовали жизнь.
Сценарий "Никогда" представлен судьбой мифического героя Тантала,
обреченного на вечные муки, которому суждено было страдать от голода и
жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали
его губ. Обладателям подобных сценариев родители запретили делать то, что
им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и "танталовых мук". Они как
бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок боится того,
чего они сильнее всего желают, в связи с чем они мучают себя сами.
Сценарий "Всегда" может быть представлен Арахной, героиней греческой
мифологии, посмевшей состязаться в ткацком искусстве с самой богиней
Афиной. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою
паутину. Подобные сценарии порождают родители, любящие позлорадствовать:
"Тебе этого хочется. Но знай, что это навсегда, на всю твою жизнь".
Сценарий "До тех пор, пока" или "Перед тем, как" аналогичен мифу о
Ясоне, предводителе аргонавтов, отправившемся за золотым руном. Ему было
предсказано, что он не станет царем, пока не выполнит определенных условий.
В будущем он был вознагражден и прожил многие годы счастливо. Похожий
сценарий был y Геракла, который не мог стать богом, не испытав доли раба.
Сценарий "После того, как" может быть представлен мифом о Дамокле. Ему
на один день было позволено блаженствовать в царском достоинстве на
престоле. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе
над своей головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого
сценария: "Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья".
"Снова и снова" - это сценарий Сизифа, мифического царя, который
разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда
камень достигал вершины, он срывался вниз и все приходилось начинать снова.
Это также классический пример сценария "Чуть-чуть не...", где одно "Если бы
только" следует за другим.
Сценарий "С открытым концом", называемый также "Рай на небесах",
характерен для непобедителей. Модель для него - история Филемона и Бавкиды,
по греческой легенде - это неразлучная, любящая чета, незлобливые и
радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые
деревья. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские
наставления, проводят остаток своей жизни в "растительном" существовании,
наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими
услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети
которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни
разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских предписаний.
Секс и сценарии
Каждый из описанных сценарных типов характеризуется особым отношением
к сексу. Так, сценарий "Никогда" может запрещать либо секс, либо любовь,
либо то и другое. Если запрещена любовь, но не секс, сценарий дает
разрешение на беспорядочную половую жизнь. Этим разрешением пользуются
неразборчивые мужчины, а проститутки и содержанки умеют извлечь из него
средства к существованию. Если запрещен секс, но разрешена любовь, то
сценарий может породить будущего священника, монаха, благотворителя. Люди,
погрязшие в беспорядочной половой жизни, разврате, очень часто испытывают
"танталовы муки" при виде верных любовников и счастливых супружеских пар. В
то же время многие филантропы пребывают во власти любовных искушений.
По сценарию "Всегда" в основном складывается жизнь юношей и девушек,
изгнанных из дому за грехи, к которым их подтолкнули, может быть, сами
родители. "Если забеременела, иди сама зарабатывать себе на жизнь", "Если
стал наркоманом, заботься о себе сам" - вот образцы такого сценария. Отец,
прогоняющий дочь на панель, сам, может быть, таил относительно нее
нескромные мысли, когда ей было десять-пятнадцать лет, а отец, проклявший
сына за наркотики, сам, возможно, напьется в тот же вечер, чтобы погасить
душевную боль.
Родительское программирование в сценарии "До тех пор, пока" самое,
пожалуй, отчетливое, ибо заключается в прямых указаниях: "Секс не
позволителен до замужества" или "Выходить замуж нельзя, пока твоя помощь
требуется матери (или пока не окончишь колледж)". Влияние родителей в
сценарии "После того, как" столь же ярко выражено. "Висящий меч"
поблескивает явно угрожающе: "Когда выйдешь замуж, начнется трудная жизнь".
В переводе на язык практики это значит: "Лови удовольствие, пока не
поздно". После замужества появляется лозунг: "Трудности начнутся, когда
пойдут дети".
Обладательница сценария "Снова и снова" почти всегда выступает в роли
подружки невесты, а самой стать невестой ей никак не удается. Сюда
относятся любые персонажи, которые упорно стараются снова и снова что-то
сделать, но никак не достигают желаемого. "С открытым концом" - это финал,
к которому чаще всего приходят мужчины и женщины, без сожаления
наблюдающие, как постепенно исчезает их жизненная сила, и черпающие
удовлетворение в воспоминаниях о прежних победах. Женщины с таким сценарием
нетерпеливо ждут климакса, надеясь, что с ним разрешатся все их сексуальные
проблемы. Похожим образом и мужчины стремятся к пенсии в надежде избавиться
от обязательств по отношению к женскому полу.
На более интимном уровне каждый из сценариев своеобразно проявляется
непосредственно и в моменты половых отношений. Сценарий "Никогда" рождает
не только вечных холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он еще
производит фригидных женщин, которые, возможно, ни разу за всю свою жизнь
так и не ощутили оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов,
способных к оргазму только при отсутствии любви - классический пример,
описанный Фрейдом: человек был импотентом со своей женой, но полноценным
мужчиной с проститутками. По сценарию "Всегда" формируются нимфоманки и
донжуаны, проводящие жизнь в погоне за обетованным мигом удовольствия.
Сценарий "До тех пор, пока" используют суетливые домохозяйки и усталые
бизнесмены. Они не способны к сексуальному возбуждению, пока не наведен
полнейший порядок на кухне или в оффисе. Но и возбудившись, они могут в
самый критический момент прервать любовные ласки игрой в "Дверцу
холодильника" или "Папку для бумаг", которая дает повод немедленно
выскочить из постели, будто бы им необходимо срочно проверить, насколько
плотно закрыта дверца холодильника или уложены ли в папку документы,
которые понадобятся утром. По сценарию "После того, как" близость
обесценивается тревогой. Страх забеременеть, например, не дает женщине
достигнуть оргазма, а мужчину заставляет прийти к нему слишком скоро.
Прерывание полового акта в момент приближения оргазма y мужчины,
практикуемое как метод контроля рождаемости, держит обоих партнеров в
постоянном напряжении. В результате женщина остается возбужденной и
обделенной, если партнеры не находят другого способа обеспечить ей
удовлетворение. Слово "удовлетворение", к которому прибегают, обсуждая эти
проблемы, само свидетельствует о неполноценности замены, ибо естественный
оргазм - нечто гораздо более ощутимое, чем бледный призрак, именуемый
удовлетворением.
Сценарий "Снова и снова" - это и звон колоколов по многим женщинам-
неудачницам, которые во время интимных отношений возбуждаются все сильнее и
сильнее, но на пороге блаженного мига для женщины мужчина (возможно, с ее
помощью) удовлетворенно вздыхает, а ее "камень" скатывается обратно вниз.
Такое состояние может длиться y супругов в течение многих лет. Сценарий "С
открытым концом" проявляется y пожилых людей, воспринимающих секс как
обязанность или нечто, требующее особых усилий. Перешагнув через
определенный возраст, многие пожилые люди считают себя слишком старыми для
"таких" дел. Их железы от бездействия начинают "сохнуть", и тогда
морщинится их кожа, слабеют мускулы и тупеют мозги. Чтобы избежать такого
жалкого существования, сценарий не нужно ограничивать во времени, он должен
рассчитываться на всю жизнь, какой бы долгой она ни оказалась.
Половая потенция, влечение и жизненная мощь людей в какой-то степени
определяются наследственностью и состоянием органических процессов. Но,
пожалуй, не в меньшей степени они обусловлены сценарными решениями в раннем
детстве и Родительским программированием, побуждающим эти решения. Качество
и частота половых встреч в течение всей жизни человека, так же как его
умение и готовность любить, в значительной мере закладываются в детском,
примерно в шестилетнем, возрасте. Это особенно справедливо по отношению к
женщинам. Некоторые из них очень рано решают свою судьбу. Девочка знает,
что в будущем может стать матерью или остаться девственницей, а возможно,
вечной невестой. В проявлениях половой активности y обоих полов в основном
отражаются суждения родителей, предупреждения взрослых, детские решения,
распространенные страхи и предрассудки. Естественные влечения могли
подавляться, преувеличиваться, искажаться, наказываться или пренебрегаться.
В результате то, что называют сексом, становится нередко орудием игрового
поведения. Простые трансакции греческих и римских мифов, дела и проделки
Олимпийских богов, составляющие в большинстве случаев основу первоначальных
сценарных версий, в жизни "перерабатываются" в хитрости и увертки,
наподобие героев волшебных сказок. Так, Европа может стать Красной
Шапочкой, римская богиня плодородия и подземного царства Прозерпина -
Золушкой, а умный, хитрый, отважный, изворотливый Одиссей - глупым