Результат: божественная сила

Опыт апостолов показывает, что спасение или возрождение и крещение в Духе Святом являются двумя разными и раздельными переживаниями. Первое состояние апостолы пережили в день воскресения Христа; второе же семью неделями позже, в день Пятидесятницы.

Дальнейшее изучение книги Деяний показывает, что эти два переживания обычно раздельны. Более того, со дня Пятидесятницы термин «принять Духа Святого» применяется только по отношению ко второму переживанию — крещению в Духе Святом. Он никогда не используется для описания возрождения.

Дальнейшие излияния Духа

Кроме дня Пятидесятницы, у нас есть еще три примера того, что происходило, когда люди были крещены в Духе Святом. Речь идет о Самарии, Ефесе и доме Корнилия. Мы по порядку рассмотрим каждый из этих эпизодов.

В Деяниях 8:5 говорится о служении Филиппа:

Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа...

Повествование продолжается в Деяниях 8:12:

Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

Эти люди услышали истину Христову, проповеданную им Филиппом; они уверовали; они крестились. Нет никакого основания отрицать, что они были спасены.

В Евангелии от Марка 16:15-16 Христос посылает апостолов благовествовать:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Самаряне услышали проповедь Евангелия; они уверовали и крестились. Поэтому, основываясь на авторитете слов Самого Христа, мы знаем, что они были спасены. Тем не менее, те же самые люди до того времени еще не приняли Духа Святого. Это становится ясным из Деяний 8:14-17:

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

Мы видим, что самаряне приняли спасение благодаря служению Филиппа; а крещение в Духе Святом — благодаря служению Петра и Иоанна. Принятие Духа Святого было для них переживанием, наступившим после принятия спасения. Это второй библейский пример того, что люди могут обратиться к Господу и стать истинными христианами, но все еще не принять Духа Святого в том смысле, в каком эта фраза используется, начиная со дня Пятидесятницы.

В этой связи интересно отметить, что в отрывке из 8-й главы Деяний, используются два разных речевых оборота. Один из них — принятие Духа Святого; второй — сошествие Духа Святого. Однако, из контекста становится ясным, что речь идет не о двух разных вещах, но о двух различных аспектах одного и того же явления.

Обратимся теперь к Деяниям 19:1-6, где описывается, как Павел пришел в Ефес и встретил тех, кто назвались «учениками». В первую очередь, Павел задал им такой вопрос:

...приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?

Ясно, что эти люди представились как ученики Христа. Ясно также и то, что если бы они вовсе не были христианами, то вопрос Павла о Духе Святом не был бы и задан, потому что Он принимается только через веру во Христа. Однако расспрашивая далее, Павел обнаружил, что они были не учениками Христа, а только Иоанна Крестителя, и поэтому он проповедал им полное Евангелие Христово.

Из этого эпизода ясно, что если бы люди получали Духа Святого автоматически, как непосредственное последствие уверования во Христа, то со стороны Павла было бы нелогично и глупо задавать вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Сам факт, что Павел задает этот вопрос, говорит о том, что он сталкивался с ситуациями, когда считавшие себя учениками, верующими во Христа, не были крещены в Духе Святом.

Это подтверждается повествованием о событиях, о которых идет речь в следующих стихах. Вот что произошло после того, как Павел объяснил Евангелие Христово этим людям, Деяния 19:5:

Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса...

Теперь они услышали и уверовали в Евангелие и крестились. Как мы уже убедились в случае с самарянами, на основании авторитета Слова Божьего они уверовали и крестились – так они спаслись. Тем не менее, ефесяне, подобно самарянам, еще не приняли Духа Святого. В Ефесе, подобно Самарии, это произошло, как отдельное и последовавшее за спасением переживание; и это описано в следующем стихе, в Деяниях 19:6:

...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Это третий пример из Писания тому, что возможны такие ситуации, когда люди искренне обращаются ко Христу, но все еще не имеют Духа Святого.

Этот вывод, сделанный на основании свидетельства Книги Деяния, подтверждается словами Павла в Послании к Ефесянам. Будем помнить, что наученные Павлом ученики, о которых шла речь в Деяниях, были среди тех христиан в Ефесе, которым Павел позднее написал послание.

В Послании к Ефесянам 1:13 Павел напоминает этим верующим о последовательных стадиях их обращения и принятия Духа Святого. Говоря об их уверовании во Христа, он пишет:

...В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом...

Здесь Павел говорит о трех последовательных стадиях их опыта: во-первых, они услышали Евангелие; во-вторых, они уверовали во Христа; в-третьих, они были запечатлены Святым Духом. Это полностью согласовывается с историческим свидетельством Книги Деяния, глава 19, где говорится, что эти люди сначала услышали Евангелие; потом уверовали и крестились; наконец, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой.

В обоих повествованиях — как в Деяниях, так и в Послании к Ефесянам — ясно видно, что эти люди приняли Духа Святого не одновременно с обращением, но после.

В качестве четвертого примера, другого рода, мы кратко рассмотрим Деяния 10:34-48. Это описание того, что произошло в доме Корнилия в результате проповеди Петра.

Создается впечатление, что как только Корнилий и его домочадцы услышали Евангелие и уверовали во Христа, они сразу же приняли Духа Святого и заговорили иными языками. Однако укажем, что хотя в этом примере оба явления произошли вместе, тем не менее это были два вполне различных переживания.

Свидетельством того, что Корнилий и его домочадцы приняли Духа Святого, было не их уверование во Христа, а то, что они заговорили иными языками.

В повествовании о том, что произошло в доме Корнилия, следующие три фразы использованы для описания одного и того же явления: «Дух Святой сошел на всех»; «дар Святого Духа излился» и «получили Духа Святого». И снова, в Деяниях 11:15-17, где Петр описывает то же самое событие, но употребляет следующие три фразы: «сошел на них Дух Святой»; «крещены Духом Святым» и «Бог дал им такой же дар» (Святого Духа).

Ранее, в Деяниях 8:15-17, в описании самарян были использованы две похожие фразы: Дух Святой «не сходил еще на них» и «они приняли Духа Святого».

Принимая во внимание все эти отрывки, мы обнаружили, что в Новом Завете в целом для описания одного и того же явления использовано пять выражений: «Дух Святой сошел на них»; «Дар Духа Святого излился» на них; они «приняли Духа Святого»; «они были крещены Духом Святым» и «Бог дал им дар» Духа Святого.

Может быть, кое-кто из современных истолкователей скажет, что все эти фразы говорят о разных переживаниях. Однако это противоречит свидетельству апостолов, для которых речь шла об аспектах одного и того же явления.

Человек переживает одно и то же, называется ли это принятием Духа Святого или принятием дара Духа Святого, или крещением в Духе Святом, или сошествием Духа Святого на этого человека, или излиянием Духа Святого.

Итак, мы подробно рассмотрели четыре разных группы людей, описанных в Новом Завете: во-первых, это апостолы; во-вторых, самаряне; в-третьих, ученики из Ефеса, в-четвертых, Корнилий и его домашние. Из этих четырех групп, первые три — апостолы, самаряне и ученики из Ефеса — стали христианами до того, как они приняли Духа Святого. Для них это стало отдельным переживанием, последовавшим за уверованием.

Тщательное исследование всего текста Нового Завета вроде бы говорит о том, что, кроме эпизода с Корнилием и его домашними, нет других примеров принятия Духа Святого одновременно с уверованием. Поэтому, с нашей стороны оправданным будет утверждение, что произошедшее с Корнилием, является, скорее, исключением, чем правилом.

Итак, при внимательном изучении свидетельства Нового Завета мы приходим к следующим выводам:

Во-первых, принятие христианами Духа Святого после уверования как отдельное и особое переживание является нормальным.

Во-вторых, если человек принимает Духа Святого одновременно с обращением, это все равно логически остается переживанием, отличающимся от уверования.

В-третьих, принимает ли человек Духа Святого одновременно с уверованием или после, свидетельство принятия Духа Святого, неизменно: говорение на иных языках, как Дух дает провещевать.

В-четвертых, из всего вышесказанного логически следует, что факт истинного обращения и уверования во Христа сам по себе не является свидетельством того, что произошло крещение Духом Святым.

Учение Иисуса

Вывод об обращении и принятии Духа Святого, как о двух разных переживаниях, был сделан, главным образом, на основании Книги Деяния. Однако он не расходится с тем, чему учит Сам Иисус согласно свидетельству Евангелий.

Например, в Евангелии от Луки 11:13 Иисус говорит Своим ученикам:

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

Этот стих, усиленный примером предшествующих стихов, где сын просит своего отца поочередно хлеба, рыбу или яйцо, учит тому, что Бог, как Небесный Отец, желает дать Духа Святого Своим верующим детям, если они попросят Его об этом.Однако сначала человек должен обратиться и уверовать во Христа для того, чтобы стать дитем Божьим.

Ясно, что Христос говорит не о принятии Духа Святого одновременно с уверованием, но скорее о том, что Дух Святой является тем даром, на который всякий возрожденный верующий имеет право, как дитя Божье.Поэтому утверждение, что христианин автоматически принимает Духа Святого при возрождении, не прося о Нем, противоречит Библии.

Снова, в Евангелии от Иоанна 7:38-39 Иисус говорит:

...Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Эти «реки воды живой» представляют Дух Святой, ибо далее Иоанн говорит:

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...

Из этих обоих стихов ясно, что дар Святого Духа, который вызывает излияние живых вод изнутри верующего, принимается теми, кто уже является верующим во Христа. Это то, что им следует принять после уверования во Христа.

Сам Иисус Христос развивает эту же мысль в Евангелии от Иоанна 14:15-17:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

В этом отрывке, Дух Святой назван Утешителем и Духом истины. Христос ясно учит тому, что дар Святого Духа предназначен не для неверующих людей мира сего, дар Святого Духа предназначен только для Христовых учеников, которые любят Его и подчиняются Ему. Это подтверждает то, что дети Божьи имеют привилегию получения Духа Святого, если они соблюдают Божьи условия, которые можно обобщить одной краткой фразой: послушание Христу в любви.

ВСЕ ЛИ ГОВОРЯТ ЯЗЫКАМИ?

Продолжим наше рассмотрение тех возражений, которые обычно выдвигаются против говорения на иных языках.

Дар «разных языков»

Одно из распространенных возражений основано на словах апостола Павла в 1-м Коринфянам 12:30, где он спрашивает: «Все ли говорят языками?». Внимательное изучение контекста показывает, что это риторический вопрос — для Павла совершенно очевидно, что не все говорят языками.

Означает ли это, что в новозаветной Церкви были такие христиане, которые были крещены в Духе Святом без говорения иными языками?

Нет, не об этом говорит Павел. Здесь речь идет не о крещении в Духе Святом, но о различных возможных служениях или сверхъестественных проявлениях Духа, которые предназначены для функционирования в Церкви, после начального переживания крещения в Духе Святом.

Это согласовывается с тем, что Павел сказал двумя стихами выше, в 1-м Коринфянам 12:27-28:

И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

Павел говорит о различных служениях, которые верующие могут нести в церкви. Среди прочего он упоминает «разные языки».

Точно такое же выражение Павел использовал ранее, в этой же главе. В 1-м Коринфянам 12:7-11, Павел перечисляет девять возможных даров, или проявлений Духа Святого, которые могут быть даны тем верующим, которые крещены в Духе Святом. Вот этот список:

Но каждому дается проявление Духа на пользу; одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Его угодно.

Павел говорит о проявлениях или дарах Духа, которыми верующий может служить после крещения в Духе Святом. Это подтверждается тем, что он говорит двумя стихами позже, в 1-м Коринфянам 12:13:

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...

Или более дословно и яснее: «Ибо в одном Духе мы крестились в одно тело...» Здесь Павел говорит о крещении в Духе Святом как об уже пережитом теми, к кому он пишет. После крещения в Духе Святом верующие могут проявлять дары Духа, которые Павел перечисляет.

Павел указывает, что, хотя исходное крещение в Духе Святом предназначено для всех верующих — «все мы одним Духом крестились в одно тело» — после этого различные дары, или проявления Духа, разделяются между верующими особо, согласно суверенной воле Самого Духа. Один верующий может получить один дар, а другой верующий — иной дар. Не все верующие получают все дары.

Среди девяти даров Духа Павел упоминает «разные языки». Он имеет в виду особый духовный дар, позволявший верующему говорить на языке другого народа, не изучая его предварительно, а не исходное знамение крещения в Духе Святом. Рассмотрение действия этого дара выходит за пределы нашего настоящего исследования. Нам достаточно усвоить ту истину, что в 1-м Коринфянам 12:10 и 12:28 Павел говорит не о знамении крещения в Духе Святом, а об одном из девяти духовных даров служения некоторых верующих (но не всех), полученных в результате крещения в Духе Святом.

Из этого следует, что в 1-м Коринфянам 12:30, когда Павел спрашивает: «Все ли говорят языками?», — то он не спрашивает: «Все ли заговорили на иных языках однажды?», т.е. когда они были крещены в Духе Святом. Напротив, его волнует вопрос: «Все ли верующие, крещенные в Духе Святом, регулярно практикуют этот дар разных языков?» Ответ на этот вопрос и во времена Павла, и сейчас определенно: нет. В этом отношении опыт современных верующих после крещения Духом совершенно совпадает с образцом, установленным в Новом Завете.

Это различие между исходным даром Святого Духа, засвидетельствованного говорением на языках, и последующим даром разных языков, очень точно соблюдается словесным употреблением в Новом Завете. Для обозначения дара, когда речь идет о даре Самого Духа Святого, употребляется греческое слово «дореа». Когда же речь идет о даре как одном из девяти различных даров или проявлений Духа (включая дар «разных языков»), то мы встречаем слово «харизма».

Эти два слова не взаимозаменяемы в лексиконе Нового Завета. Слово «харизма» никогда не используется для обозначения дара Самого Духа Святого, принимаемого при исходном крещении в Духе Святом. И, наоборот, слово «дореа» никогда не используется для обозначения любого из девяти отдельных даров Духа Святого, которые проявляются в жизни тех верующих, которые уже крещены в Духе Святом. Как лексикон, так и учение и примеры Нового Завета единогласно свидетельствуют о четком различии этих двух аспектов духовного опыта.

Является ли плод свидетельством?

Те, кто говорят, что говорение языками необязательно является свидетельством крещения в Духе Святом, по логике вещей должны предложить некое другое свидетельство, которое может убедить нас в том, что человек крещен Духом Святым.

Одним из таких свидетельств, которое довольно-таки часто приводится, является плод Духа. Предполагается, что до тех пор, пока человек очень ясно и полно не проявил плод Духа Святого, его нельзя считать крещенным в Духе Святом. Павел дает полный перечень плода Духа Святого в Галатам 5:22-23:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Из этого отрывка как и из многих других ясно, что первичным плодом Духа, из которого вырастают все остальные, является любовь.

Только очень неразумный и поверхностный христианин не согласится, что плод Духа в целом, и любовь в частности, имеют исключительную важность в жизни каждого христианина. Однако это не означает, что плод Духа можно считать библейским свидетельством крещения в Духе Святом. Фактически, эта проверка духовным плодом должна быть отвержена как противоречащая Писанию по двум главным причинам: во-первых, этого не было в практике апостолов; во-вторых, такой подход не учитывает четкой разницы между даром и плодом.

Давайте сначала рассмотрим метод проверки плодами в случае с крещением апостолов. Когда группа из 120 учеников была крещена в Духе Святом в день Пятидесятницы с внешним свидетельством говорения на иных языках, апостол Петр не стал ждать недели или месяцы, чтобы убедиться, что это переживание дало прирост духовного плода в его собственной жизни или жизни остальных учеников по сравнению с тем, что они имели раньше. Напротив, сразу же после сошествия Духа он встал и без всяких колебаний провозгласил:

...Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...»

Какое основание было у Петра для подобного заявления? Никакого иного, кроме того, что все они заговорили на иных языках. Этого было достаточно.

Снова, в 8-й главе Деяний, мы читаем, что после того, как многие самаряне обратились ко Христу через проповедь Филиппа, апостолы Петр и Иоанн пришли к ним для молитвы о принятии Духа Святого. Об этом мы читаем в Деяниях 8:14-20:

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги...

Из этого повествования видно, что от момента уверования самарян до прихода Петра и Иоанна прошло всего лишь несколько дней, максимум несколько недель. Тем не менее они приняли Духа Святого через возложение рук апостолов. Это было единым и целостным переживанием.

После этого никто не стал ждать недели или месяцы, чтобы увидеть достаточно духовного плода в жизни новообращенных, чтобы убедиться, что они действительно приняли Духа Святого. Нет, принятие ими Духа Святого было единым и целостным переживанием, после которого не требовалось ни доказательств, ни проверок.

Иногда выдвигается возражение, что из Писания неясно, заговорили ли эти самаряне иными языками, когда приняли Духа Святого? Это так. Однако из Писания совершенно ясно, что при возложении рук апостолов было такое мощное проявление сверхъестественной силы, что Симон, который был профессиональным колдуном, был готов заплатить, чтобы с помощью этой силы добиться подобных сверхъестественных проявлений в тех людях, на которых он мог бы, в свою очередь, возложить руки.

Если мы согласимся, что эти самаряне, в результате возложения рук апостолов, заговорили на иных языках, как Дух Святой давал им провещевать, это будет соответствовать всем деталям повествования, как оно преподнесено в Книге Деяния, а также не разойдется со всеми остальными примерами, где идет речь о крещении в Духе Святом.

С другой стороны, если кто-то будет настаивать на том, что в этом конкретном случае с самарянами было какое-то иное сверхъестественное проявление, а не говорение на языках, то такой человек должен, по крайней мере, согласиться, что у нас нет возможности узнать, что это было.

Поэтому, на основании подобного предположения нельзя сделать никакого положительного вывода касательно крещения в Духе Святом. Например, нельзя сказать: «Я не говорил языками; тем не менее я знаю, что я крещен в Духе Святом, потому что у меня такое же свидетельство, как у самарян». Если самаряне не говорили на языках, то нет никакой возможности узнать, что же с ними произошло вместо этого.

Итак, предположение, что самаряне не говорили языками, ведет только к совершенно негативным и бесплодным выводам. Оно никоим образом не влияет на те позитивные выводы, которые мы были в состоянии сделать на основании других случаев, когда мы знаем, что крещенные в Духе Святом говорили на языках.

Еще одним примером, который иногда приводится в связи с этим, является Савл из Тарса — позднее апостол Павел. Кульминационный момент обращения Савла и события, сопровождавшие это, описаны в Деяниях 9:17-18:

Анания пошел, и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел...

Вот уже где следовало бы проверить плод: именно в случае с Савлом из Тарса, ставшим Павлом. До того момента Павел был, по его собственным словам, яростным противником Евангелия и гонителем Церкви. Но вот он принимает Духа Святого через возложение рук Анании, после чего нет ни малейшего намека на то, что ему предстояла какая-то проверка.

Опять-таки, в этом случае с Савлом, некоторые оппоненты выдвигают тезис, что в Писании не сказано, что Савл заговорил иными языками, когда Анания возложил на него руки. Верно, что на этот счет в Писании нет деталей. Однако наряду с этим повествованием в 9-й главе Деяний, у нас есть личное свидетельство Павла в 1-м Коринфянам 14:18:

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками...

Сравнивая свидетельство Павла с другими примерами Книги Деяния, мы приходим к такому логическому заключению: в первый раз Павел заговорил на языках тогда, когда Анания возложил на него руки, чтобы он исполнился Духа Святого. Этот вывод дополнительно подтверждается текстом из Деяний 19:6, где описано, что произошло, когда Павел в свою очередь возложил руки на новообращенных в Ефесе:

...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Несуразно предположить, что Павел возложил руки на этих учеников с целью передать им нечто, чего он сам не получил.

Еще одним и решающим является случай Корнилия и его домочадцев, как это описано в 10-й главе Деяний. Петр и другие верующие иудеи неохотно пошли в дом Корнилия, против своего желания, только потому, что Бог явно повелел им. После того как Петр проповедал некоторое время, Дух Святой сошел на всех, кто слушал его слово. Петр и другие иудеи удивились, потому что услышали, как эти язычники заговорили языками.

До сего момента Петр, подобно другим верующим иудеям, не понимал, что язычники, такие, как Корнилий, могут спастись и стать христианами. Тем не менее именно это свидетельство говорения на иных языках моментально убедило Петра и других иудеев, что теперь эти язычники стали точно такими же христианами, как и они сами. Петр нигде не говорит, что этих язычников следовало бы проверить дополнительно или подождать плода Духа, или иного какого-нибудь свидетельства. Напротив, он сразу повелел им креститься водою, что они и сделали. Они были приняты и удовлетворены как христиане.

В 15-м и 17-м стихах 11-й главы Деяний Петр пересказывает этот случай другим руководителям Церкви в Иерусалиме:

Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале... Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?

Из предыдущей главы мы знаем, что Корнилий и его домочадцы все заговорили языками. Тем не менее, Петр не считает нужным упомянуть это решающее свидетельство. Он просто говорит: «...сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале... Бог дал им такой же дар, как и нам...» Другими словами, свидетельство говорения языками в то время повсеместно считалось знаком принятия Духа Святого, и Петр даже не считает нужным упоминать его. Как он, так и другие руководители церкви считали это самим собой разумеющимся.

Вывод приведен в следующем стихе, Деяния 11:18:

Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.

Что убедило Петра и других апостолов в том, что и язычники могут переживать спасение столь же полноценно, как и иудеи? Только одно: тот факт, что те заговорили на иных языках. Во всем этом повествовании нет и малейшего намека на то, что Петру и другим апостолам нужно было еще какое-то свидетельство, кроме того, что они заговорили языками. Не было и речи об ожидании проявления духовного плода.

В этом поведение апостолов было совершенно логичным. Не потому, что плод не имеет значения, но потому что плод, по самой своей природе, полностью отличается от дара.Дар Духа принимается единым актом веры; плод же Духа выращивается медленно и постепенно в процессе насаждения и заботы о нем.

Крещение в Духе Святом является даром, единовременным переживанием, получаемым по вере. Свидетельством того, что человек получает этот дар, является знамение говорения на иных языках.

После этого той единственной целью, для которой дается этот дар, — это сделать человека способным воспроизводить лучший духовный плод, который невозможно было бы воспроизвести без полученного дара. Подчеркивать важность плода — не является ошибкой. Заблуждение заключается в смешивании дара с плодом, свидетельства получения дара с той целью, с какой дар дается.

В следующей главе мы продолжим рассмотрение целого ряда других недопониманий, связанных с языками, как свидетельством крещения в Духе Святом.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Очень распространенным на сегодняшний день является мнение, что крещение в Духе Святом — это, прежде всего, очень сильное эмоциональное переживание. В связи с этим употребляется слово с очень сильной эмоциональной окраской —«экстаз». Я бы выделил две причины возникновения такого мнения о крещении в Духе Святом.

Во-первых, есть целый ряд богословов, которые сами не пережили это состояние, но теоретизируют о нем на основании отрывков из Нового Завета или писаний отцов ранней Церкви. По той или иной причине, эти богословы избрали слово «экстаз» или «экстатический» в качестве достойного богословского термина, суммирующего природу этого сверхъестественного переживания.

Во-вторых, многие верующие действительно пережившие это состояние, свидетельствуют о нем, как это свойственно человеческой природе, подчеркивая главным образом свои собственные эмоции. В результате этого у тех, кто их слушает, непроизвольно создается впечатление, что это переживание по своей сути является эмоциональным. Возможно, чаще всего упоминается такая эмоция, как «радость».

Место эмоций

Рассматривая взаимосвязь эмоций и крещения в Духе Святом, установим два важных факта.

Во-первых, человек — существо эмоциональное. Эмоции составляют неотъемлемую часть его личности. Поэтому эмоциям принадлежит важное место в поклонении и служении Богу. Истинное обращение к Богу не подавляет и не уничтожает человеческие эмоции. Наоборот, оно сначала высвобождает их, а затем дает им новое направление. Если эмоциональная сторона человека не стала участником его обращения — если эмоции человека не направляются Духом Святым, то обращение неполное.

Во-вторых, мы должны признать, что в Писании слово «радость» часто ассоциируется с Духом Святым. Например, в перечислении плода Духа в Галатам 5:22 первой упоминается любовь, а затем радость и т.д. В этом списке радость следует непосредственно за любовью, которая является первостепенной формой плода Духа. Также в Деяниях 13:52 вот что сказано о первых христианах в городе Антиохии:

А ученики исполнялись радости и Духа Святого.

Таким образом, мы видим, что в Новом Завете радость часто ассоциируется с Духом Святым.

Тем не менее, утверждение, что сильная радость или какая другая эмоция сама по себе является свидетельством крещения в Духе Святом, противоречит Новому Завету по двум главным причинам.

Во-первых, в тех отрывках, где непосредственно идет речь о крещении в Духе Святом, нет упоминания об эмоциях. Нигде в Писании эмоции не приводятся в качестве свидетельства или непосредственного результата принятия Духа Святого. Отождествление принятия Духа Святого с эмоциональным переживанием не имеет библейского обоснования. Это совершенно противоречит естественному мышлению и обычно такое мнение бытует в уме среднего религиозного человека, который не основывает свое мнение непосредственно на Новом Завете.

Вот что зачастую происходит: некоторые верующие, в поисках Духа Святого, получают ясное, библейское переживание говорения на иных языках, именно так, как об этом говорится в Новом Завете. Но, тем не менее, они не убеждаются полностью и разочарованы своим опытом просто потому, что не пережили какой-то сильной или чудесной эмоции, на которую их необоснованно настроили.

Проиллюстрируем это на примере маленького мальчика, который попросил у своих родителей щенка спаниеля в качестве подарка на день рождения. И вот, в назначенный день подарок прибывает: это прелестный золотистый щенок, со всеми признаками породы.

Тем не менее, к изумлению родителей, мальчик совершенно не выказывает восторга по поводу подарка. Когда родители начинают выяснять причину неудовлетворения, они обнаруживают, что друзья мальчика в течение многих недель говорили ему, что все спаниели черного цвета, и поэтому у него было очень сильное предожидание, что ему достанется именно черный щенок.

И не имеет значения, что золотистый щенок прелестен. Мальчик не удовлетворен просто потому, что он был настроен на черного щенка. Тем не менее, его представление о том, что все спаниели черного цвета, было совершенно необоснованным, сформировавшимся в результате мнений друзей его возраста, которые являются такими же экспертами в спаниелях, как и он сам.

Точно так же иногда обстоит дело с христианами, просящими своего Небесного Отца о даре Духа Святого. В ответ на свою молитву они начинают говорить на иных языках, что идеально согласовывается с примерами и учением Нового Завета. Тем не менее, они не удовлетворены этим библейским ответом на свою молитву просто потому, что нет сильных эмоций. Они не понимают, что ожидание ими сильной эмоции основывается, в первую очередь, на неправильных понятиях заблуждающихся братьев-христиан, а не на четком учении Нового Завета.

Второй причиной, по которой мы не можем квалифицировать такие сильные эмоции, как радость, в качестве свидетельства принятия Духа Святого, является то, что в Новом Завете есть целый ряд примеров, когда люди пережили чудесную радость, но тем не менее это не означало, что они приняли Духа Святого. Например, вот что мы читаем в Евангелии от Луки 24:52-53 о первых учениках, в промежутке времени после вознесения Иисуса, но до дня Пятидесятницы:

Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

Здесь мы видим, что ученики даже до дня Пятидесятницы переживали сильную радость, поклоняясь Богу. Тем не менее мы знаем, что крещены в Духе Святом они были именно в день Пятидесятницы.

Снова, в Деяниях 8:8, мы читаем такое описание города Самарийского, после того, как люди услышали Евангелие и уверовали в него, как это проповедовал Филипп.

...И была радость великая в том городе.

Тем не менее, как видно позже, они были крещены в Духе Святом только тогда, когда пришли Петр и Иоанн.

Эти два примера доказывают, что сильное эмоциональное переживание, такое как великая радость, не является главным в крещении в Духе Святом и не может быть принято в качестве свидетельства этого крещения.

Физические факторы

Очень часто с крещением в Духе Святом также ассоциируются мощные физические ощущения в теле. На протяжении целого ряда лет, спрашивая людей о том, на каком основании они считают себя крещенными в Духе Святом, я убеждался, что часто этим основанием является сильное физическое ощущение или реакция.

Вот те некоторые примеры, которые были мне приведены в связи с этим: ощущение очень сильного электрического разряда; ощущение огня или сильного жара в каком-то ином виде; падение ниц под влиянием силы; сильное сотрясение всего тела; видение очень яркого света; слышание голоса Бога; видение небесной славы и т. д.

Опять-таки, рассматривая эти теории, мы должны признать, что в них есть элемент истины. На протяжении всей Библии мы находим много примеров, когда непосредственное присутствие и сила всемогущего Бога вызывали сильные физические ощущения в телах тех, кого Он почитал достойными Своей близости.

В Бытии 17:1-3 мы читаем, что когда Господь явился Аврааму и начал говорить с ним, Авраам пал ниц. Несколько раз в книгах Левит и Числа, когда Бог видимо являл Свою славу среди Своего народа, и Моисей, и Аарон, да и другие дети израилевы падали ниц. В 4-й Царств 18:39 когда на жертвоприношение Илии сошел огонь и весь народ увидел это, люди пали на лице свое. Во 2-й Паралипоменон 5:13-14 так сказано о посвящении храма Соломонова:

...тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий.

Пророк Иеремия приводит два примера на основании личного опыта, когда сила Слова Божьего и Его присутствие очень сильно повлияли на его физические ощущения.

В Иеремии 20:9 он говорит:

И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, — и не мог.

Здесь Иеремия свидетельствует, что пророчество Господне внутри его сердца было, как бы горящим огнем в его костях.

Немного дальше, в Иеремии 23:9, он снова говорит о пророках:

...Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его...

Опять-таки, присутствие Божье очень сильно влияет на ощущение Иеремии.

У Даниила 10:7-8 мы читаем, что непосредственное видение Господа очень сильно повлияло на Даниила и его спутников:

Наши рекомендации