Необходимо выучить их»
Под словами «а приговор,вынесенный Тобой мне,
справедлив» подразумевается всё,что предопределяет АллахСвоему рабу, будь то наказание или боль или их причины. Он
— Тот, Кто предопределяет причину и следствие , и Он справедлив в Своём предопределении. Это предопределение
— благо для верующего. Как сказал Пророк «Клянусь
Тем, в Чьей длани душа моя,что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится благом для
него, и | не | даровано | это | никому,кроме | верующего» | ||
[Муслим]. | |||||||
Я спросил как-то нашего | |||||||
шейха: «Входит ли в это | |||||||
предопределение | грех?» | Он | ответил: «Да, с | его | |||
последствиями». | |||||||
Сказав «последствия», он | подразумевал | последствия, | |||||
любимые | Аллахом — покаяние, смирение, | сожаление | о | ||||
содеянном, подчинение, самопринижение, плач и так далее. |
ахадан минхалъкы-ка ау иста'сарта би-хи фи'ильми-ль-гайби 'инда-ка он тадж'аля-ль-Кур'ана раби'а кальби, ва нура садри, ва Ьжаля'а хузни ва захаба хамми!»
67 Ибн аль-Каййим имеет в виду своего учителя шейха Ибн -Тай мийю.
Польза
Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному
Стремление к миру вечному не будет полноценным без равнодушия к мирским благам, А равнодушие к мирским благам появляется лишь в
результате двух правильных взглядов.
Первый: взгляд на мир этот и его недолговечность,
неполноценность, несовершенство | и презренность, боль, | ||||
которую | причиняет | человеку | состязание | в | обретении |
мирских благ и алчное стремление к , нима также на стеснённость, печаль и муки, которые причиняет эта погоня за мирскими благами, которые всё равно вскоре уйдут и исчезнут, оставив после себя лишь скорбь и сожаление. Стремящийся к обретению этих благ не знает покоя до их обретения и не знает покоя после обретения их и скорбит и печалится, лишаясь их. Это один из взглядов.
Второй взгляд : взгляд на мир вечный , который непременно придёт и который вечен и никогда не исчезнет, и на то, какие прекрасные, приносящие радость блага есть в нем, дабы понять, как велики различия между этим миром и миром вечным. Мир вечный таков , как сказал о нём Всевышний Аллах: «...а Последняя жизнь — лучше и дольше»(сура87 «Высочайший»,аят17).
Это блага совершенные и постоянные, а в этом мире— всего лишь иллюзии, фантазии, к тому же несовершенные, непостоянные и быстро исчезающие.
Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному 205
После этих двух взглядов человек предпочитает то,что подсказывает ему разум, и становится равнодушным к тому, к чему разум велит ему быть равнодушным.
Человек по природе своей так:овн не оставляет близкую пользу и сиюминутное наслаждение ради пользы далёкой и наслаждения,ожидаемого в будущем,но отсутствующего в данный момент, если только для него не очевидно превосходство этого далёкого блага над благом близким, и тогда в нём укрепляется желание снискать то из двух благ, которое ценнее и лучше. И предпочитая тленное и несовершенное, он делает это лишь потому, что для него не очевидна предпочтительность противоположного ему, либо потому, что он не стремится к лучшему.И то, и другое свидетельствует о слабости веры,а также разума и проницательности. Предпочитающий мир этот миру вечному и жадный до мирских благ либо действительно верит в , то что мир вечный — прекраснее, лучше и долговечнее, либо не верит в это. Если он не верит, то это означает, что вера у него полностью отсутствует. Если же он верит в , этоно не предпочитает его миру этому, то это означает, что разум его испорчен и он выбирает для себя скверное.
Это деление неизменно и неизбежно:раб Аллаха
обязательно | относится | к | одной | из | двух | категорий. |
Предпочтение мира этого миру вечному предполагает либо | ||||||
несостоятельность веры, либо несостоятельность разума. И | ||||||
случаев подобного предпочтения великое множество. | ||||||
Поэтому | Посланник | Аллаха | и | его | сподвижники |
повернулись спиной к миру этому и отвернулись от него своими сердцами, отбросили его в сторону и не привыкали к нему. Они оставили его и не склонялись к нему и считали его тюрьмой, а не раем. И они были по-настоящему равнодушны к нему. Если бы они желали
его, то могли бы обрести всё, чего желали, и снискать
всё приятное, что есть в .нёмНо когда ему были
206 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
предложены ключи к его сокровищницам,он отказался принимать их. Он открылся для его сподвижников,но они предпочли ему мир вечный и не стали продавать свою долю мира вечного за него. Они знали, что мир этот — всего лишь переход, мост, а не постоянная обитель и место пребывания, и что это обитель, сквозь которую нужно просто пройти, и она не предназначена для того, чтобы радоваться в ней. Мир
этот подобен летнему облаку,которое очень быстро рассеивается, или сну, который, едва появившись, исчезает.
Пророк сказал: «Что мне до мира этого?Я подобен
всаднику, который отдохнул немного в тени дерева, потом отправился дальше, покинув его» [Ахмад;ат-
Тирмизи; Ибн Маджа].
И он сказал: «Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с нем он вернётся» [Муслим].
Творец мира этого сказал: «Земная жизнь подобна воде,
которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой[или с которой] смешиваются земные растения, идущие в
Пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а её жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает её ночью или днём. Мы превращаем её в жнивьё, словно ещё вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех,
кого пожелает»(сура10 «Юнус»,аяты24-25).Он сообщил опрезренности мира этого и о , томчто следует быть равнодушным к нему, и Он сообщил об обители мира и призвал к ней.
И Всевышний Аллах сказал: «Приведи им притчу о