Власть Христа-Искупителя
Последнее слово, которое описывает то, что даровано нам во Христе, – это слово «главенство». Павел говорит, что Бог все покорил под ноги Христа и «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (Еф. 1:22, 23). Мы никогда не столкнемся с ситуацией, которая бы не контролировалась Христом. Наша жизнь – не хаос. Христос управляет ей ради нашего блага и ради Своей славы.
Чаще всего проблемы в общении у нас возникают именно из-за того, что мы не признаем главенства Христа. Нередко наши слова свидетельствуют, что мы сами пытаемся контролировать [53] ситуацию, чтобы извлечь из нее максимальную для себя выгоду. Нами движут личные амбиции и желание добиться того, что, по нашему мнению, принесет пользу. Поэтому мы строим разговор таким образом, чтобы наверняка получить желаемое. Мы защищаемся, обвиняем, перекладываем вину на других, подтасовываем факты, оправдываемся, льстим, просим, умоляем, угрожаем – все для того, чтобы управлять человеком или ситуацией.
Иногда мы поступаем так из-за страха. Мы боимся, что наша жизнь выйдет из-под контроля. Нам начинает казаться, что окружающие нас люди мешают нашему успеху, и поэтому мы стремимся сами встать у руля. Нам кажется, что, если мы не сделаем этого, случится непоправимое. Однако разговор, в основе которого лежит страх, мешает нам вспомнить об одном из самых драгоценных евангельских обетовании, суть которого в том, что Христос сейчас, в данный момент управляет всеми обстоятельствами ради нашего блага, поскольку мы Его дети. Возможно, я не всегда замечаю Его руку и не всегда осознаю, что Он все совершает мне но благо. Тем не менее Он всегда производит Свою работу и все держит под контролем. Если в общении с людьми мы пытаемся обрести чувство личной безопасности и уверенности, беря все в свои руки, то, поступая так, мы забываем об одном из сладчайших обетовании Слова Божьего, гласящем, что Бог управляет всем миром ко благу Своих детей.
Эту мысль можно выразить иначе. Наши слова часто свидетельствуют о том, что мы не столько доверяем Господу, сколько стараемся занять Его место. Своими словами мы пытаемся сделать то, что только Он один может сделать. Поступая так, мы терпим неудачу, причиняя вред себе и окружающим.
Например, родители не должны чрезмерно переживать за своего ребенка и пытаться при помощи слов добиться того, что только один Бог может совершить по Своей благодати. К сожалению, многие прибегают к следующим приемам: «Я заставлю тебя уважать меня, чего бы мне это ни стоило» (угроза). «Мы так много работаем, так много денег на тебя тратим, столько времени тебе посвящаем, а ты выказываешь нам такую вот благодарность!» (попытка вызвать чувство вины). «Помнишь автомобиль, который ты хотел получить в подарок на день рождения? Он будет твоим, если ты...» (манипуляция). В каждом из этих случаев родители пытаются воздействовать на ребенка словами, используя их как средство достижения цели.
Но попытки при помощи слов управлять людьми и ситуацией не всегда являются следствием страха. Нередко за ними кроется [54] гордость. Как грешники, мы склонны к эгоизму. Нам сложно довольствоваться тем, что мы имеем, поэтому во всех ситуациях мы стремимся к удовлетворении своих желаний.
Просыпаясь по утрам, я первым делом думаю о самом себе. Открывая глаза, я уже переполнен собственными желаниями и прокручиваю в мозгу планы на предстоящий день. Когда я нахожусь у себя в офисе и вдруг звонит телефон, мне сразу приходит мысль: «Ну что еще?» – я боюсь, что кто-то нарушит мои планы. По дороге домой я нередко мечтаю о предстоящем вечере, мысленно представляя себе, каким он будет. При этом я опасаюсь, что кто-то все испортит и помешает мне наслаждаться миром и покоем. Наши слова часто показывают, насколько мы пропитаны эгоизмом и как настойчиво мы добиваемся того, что хотим получить от других людей.
«Почему мне не дают провести хотя бы один вечер спокойно?!» – кричит отец на ребенка, попросившего его помочь выполнить домашнее задание. «Мне кажется, ты не любишь меня», – укоряет жена мужа, когда тот, опаздывая на важную встречу, рассерженный и раздраженный, устремляется к двери. Слова жены в данном случае сфокусированы на ней самой. Они несвоевременны и выражают полное безразличие к нуждам и интересам мужа. «Живи я в другом месте, у меня бы не было и половины этих проблем!» – стонет подросток, которого упрекают за плохое поведение. Руководимый своими желаниями, он срывает зло на родителях, которые, как ему кажется, всегда стоят у него на пути.
Евангелие может решить и эту проблему. Христос призывает нас принимать во внимание интересы, которые стоят выше наших собственных. Он управляет всем ради нашего блага, но Его господство было утверждено не для того, чтобы потакать нашим прихотям. Мы призваны покоряться Христу, чтобы быть святыми и своей святостью прославлять Его.
Слово пришло и принесло в наш мир славное, всестороннее и верное руководство, несущее людям искупление. Наша речь должна быть исполнена покоем, который мы обрели, осознав, что Слово правит миром.
Сила и могущество Христа – вот единственная надежда на то, что наши слова будут соответствовать Его стандарту и замыслу. В Слове мы обретаем надежду, когда все кажется безнадежным. В Нем мы становимся богатыми, когда ощущаем себя нищими. В Нем мы обретаем силу, видя свою слабость, и полагаемся на Его руководство, когда кажется, что все вокруг нас выходит из-под контроля.
[55] Евангелие и ваша речь
Здравый, благотворный разговор, который члены тела Христова ведут дома, в церкви или на работе, зиждется на славных реалиях Евангелия. Слово пришло и принесло с Собой все, что нужно, чтобы мы могли разговаривать так, как угодно Богу. Пришествие Христа в этот мир дало нам надежду на то, что наши слова будут похожи на слова Отца речи, а не на слова отца лжи. Христос пришел, чтобы исправить страшные последствия грехопадения, одним из которых стало то, что чудесный дар словесного общения превратился в ужасный источник всевозможных бед. Христос пришел, чтобы укротить то, что человек никогда не смог бы укротить сам. Он пришел, чтобы использовать для достижения Своих целей то, что кажется совершенно непригодным. Он пришел, чтобы наделить нас славным богатством и ни с чем не сравнимой силой, благодаря чему наш язык может быть Его орудием праведности. Наш язык не должен быть неудержимым злом и прикрасой неправды по одной простой причине: Слово пришло в мир.