После изучения темы студент должен знать
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
1. Роль православия в становлении единого Древнерусского государства.
- Объединяющую роль Русской Православной Церкви в ордынский период и в период раздробленности.
- Причины и следствия церковного раскола XVII века.
- Основные направления старообрядчества. Положение Церкви в имперский период.
- Особенности распространения православия среди народов России.
- Отношение православие к другим христианским конфессиям и другим религиям на территории России.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
Домашнее задание к семинарскому занятию №2
Тема: «Исторический путь православия в России»
№ | Вопросы Темы | Источники Информации | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Роль православия в становление единого Древнерусского государства | 1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2. Основы религиоведения: под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. 3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М.1989. | Составить представление о роли православия в становлении единого Древнерусского государства. | 1.Охарактеризуйте культурные и политические последствия крещения Руси. 2.Почему именно православие было выбрано князем Владимиром в качестве государственной религии? | |
Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности | 1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2. Основы религиоведения: под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. 3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М.1989. | Составить представление об объединяющей и централизующей роли Русской Православной Церкви в ордынский период и в период раздробленности. | 1.Почему именно Церковь стала основным общерусским институтом в XII – XVI веках? 2.Какова роль Церкви в том, что именно Москва стала объединяющим центром Северо-восточной Руси? | |
«Москва – Третий Рим». Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество | 1.Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2.Основы религиоведения: под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. 3.Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М.1989. 4.Кожурин К. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007. | Составить представление о причинах и следствиях Раскола XVII века, о возникновении и развитии старообрядчества. | 1.Как следует понимать утверждение «Москва – Третий Рим»? 2.Существует ли связь между Расколом и конфликтом иосифлян и нестяжателей в XVI веке? | |
Христианство и неславянские народы России. | 1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1989. 2. Кожурин К. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007. 3. История религии: под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002. | Показать, как распространялось христианство среди других народов России. | 1. Как происходила христианизация народов Поволжья и Сибири? 2. Каким образом православие способствовала укреплению связей этих народов с Россией и русским народом? | |
Влияние православия на культуру народов Поволжья, Сибири, Кавказа. | 1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1989. 2. История религии: под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002 | Рассмотреть влияние православия на формирование культуры малых народов России | 1. Как православие повлияло на развитие культуры народов России? 2. Как повлияло соседство нехристианских народов на русский этнос? | |
Взаимоотношения православия с мусульманскими народами России. | 1. http://azbyka.ru/religii/islam/ | Показать взаимоотношения между мусульманскими и христианскими народами России | 1. Когда начались контакты мусульман и христиан на территории России? 2. Какой характер они носили? 3. Как протекает диалог мусульманской и православной культур в настоящие дни? | |
Диалог РПЦ с другими христианскими конфессиями на территории России | 1. Кураев А. Вызов экуменизма. Глава «Десять экуменизмов». http://azbyka.ru/religii/Kuraev_vyzov_ekumenizma03-all.shtml 2. http://azbyka.ru/religii/konfessii/ 3. http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/ | Дать знание о диалоге РПЦ и других христианских конфессий на территории России | 1. Какова позиция РПЦ по отношению к деятельности других христианских конфессий на территории России? 2. Каковы особенности взаимоотношения РПЦ и католической церкви? РПЦ и протестантов? РПЦ и псевдо-христианских сект (например, Свидетелей Иеговы)? |
Литература:
Учебники и учебные пособия.
1. История религии: под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002.
2. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005.
3. Основы религиоведения: под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.
Дополнительная литература.
1. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М.1989.
2. Кожурин К. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007.
3. Кураев А. Протестантам о Православии. М., 1999.
4. Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997.
5. Никольский В. С. Религиоведение. М., 2001.
6. Православные таинства (сост. Костин А.Ю.). М., 2005.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Священное Писание как гносеологическая основа христианской антропологии.
- Священное Предание как гносеологическая основа христианской антропологии.
- Христианская аскетика как практическая форма христианской антропологии. Исихазм.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Православное учение о человеке исходит в главном из трех источников ведения (т.е. знания): Священного Писания, Священного Предания и, наконец, самостоятельных выводов богословствующего разума, куда входят и непосредственные мистические прозрения. Потому такое важное значение в христианстве (и особенно в православии) занимают аскетические практики – конкретные виды духовного делания, ведущего христианина к соединению с Богом. Среди христианских аскетических практик можно назвать молитву (частную и литургическую), духовное окормление (старчество), молитвенное чтение Священного Писания и писаний святых отцов, внешние подвиги (пост, бдение, поклоны, ношение вериг и т.д.) Для церковного Предания не характерна абсолютизация какой-то из этих практик, они воспринимаются как средства для достижения конечной цели. Исихастскийопыт – опыт возведения всего человеческого существа к Богу, совершаемого благодатью через молитвенное Богообщение. Его главная часть – внутренний духовный процесс. Эта антропология носит опытный характер, поскольку строится не на отвлеченных постулатах, а на данных практики, хотя и сохраняет связь с христианским вероучением и догматикой.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: