Бог, Которому поклоняемся

Как было указано выше, большинство людей согласно с тем, что Аллах – Владыка вселенной и абсолютный Распорядитель ею. Но достаточно ли этого человеку, чтобы быть верующим?

Конечно, нет! Тут появляется четвертая проблема, касающаяся веры: нужно поклоняться Одному Богу. Если вы действительно признаете, что Аллах существует и Он – Господь миров и Владыка вселенной, вы, кроме Него, никого не будете обожествлять в любых проявлениях вашего поклонения.

В cуре Ан-Нас ("Люди") дано четкое опровержение тем, кто признает Божественную сущность и владычество Аллаха, однако не признает Его единобожия. С помощью Аллаха, проанализировав эту суру, я пришел к заключению, к которому не пришел никакой другой комментатор. Я надеюсь, что мое заключение верное. Аллах Всемогущий и Великий говорит:

"Скажи: «Ищу спасенья я у Господа людей, Властителя людей, у Бога человеческого рода...»"

(Сура 114, аяты 1-3)

Почему слово "люди" повторяется, ведь можно было применить местоимение "их", т.е. таким образом: "Господа людей, их Властителя и их Бога?"

Мне думается (а Аллаху виднее), будто наш Бог хочет сказать людям: "Вот три отдельных, но неотъемлемых момента. Итак, Он – "Господь людей", т.е. сотворивший и охраняющий их, Он же – "Властитель людей", т.е. их Хозяин и Распорядитель. Он же – "Бог людей", т.е. Он один заслуживает их поклонения, и нельзя никого уравнивать с Ним в поклонении... Следовательно, необходимо либо признать все три момента полностью, либо не признать ни одного из них.

Как же можно признать первый и второй моменты и отказаться от третьего? Как можно разрывать взаимосвязанные факты, признавая одни и отказываясь от других? Ведь все они одинаково доказаны и неразделимы по логике!

ГЛАВА VI

ЕДИНОБОЖИЕ

Вера в Аллаха как Господа миров и Владыку вселенной – дело сердца, т.е. мировоззрения, которое утверждается в человеке. Однако вера в то, что Он – Один Истинный Господь, не ограничивается просто убеждением. Она должна касаться нашего поведения и действий, а также поклонения только Аллаху. Если человек отказывается от поклонения Ему или обожествляет другие объекты наряду с Ним, он не является верующим, даже если он признал и поверил, что Аллах – Господь миров и Владыка вселенной.

Что тогда представляет собой поклонение Богу? На первый взгляд кажется, что поклонение Богу – это зикр (пребывание с мыслью об Аллахе), молитва, пост, чтение Корана и выполнение других предписаний, приближающих нас к Аллаху. Это определение, несомненно, правильное, однако поклонение Богу не ограничено только этими действиями. К тому же всякое полезное дело, не запрещенное шариатом (исламским законом) и совершенное с единственной целью – угождения Аллаху, является поклонением Богу в широком смысле этого слова.

Верующий принимает пищу, чтобы приобрести энергию для повиновения Ему. Таким образом, принятие пищи с этой целью является поклонением Богу. Он женится, чтобы обеспечить себе и семье добродетельный образ жизни. Таким образом, его супружеская связь – поклонение Богу. Деньги, приобретенные с этой же целью – поклонение Богу, расходование денег на семью – поклонение Богу, учеба и стремление получить диплом – поклонение Богу, ведение женщиной домашнего хозяйства и забота о своем муже и детях – поклонение Богу, а также всякое разрешенное дело, совершенное ради Бога, является поклонением Богу.

Таким образом, смысл поклонения Богу расширяется и охватывает все полезные деяния человека. Пожалуй, это и имеется в виду в следующих словах Бога:

"Я создал джиннов и людей лишь для того, чтоб Мне они служили."

(Сура 51, аят 56)

Духовный аспект поклонения Богу

Поклонение Богу имеет два аспекта: духовный и физический. Духовный аспект предполагает два элемента: воззрение, побуждающее к поклонению Богу, и цель, реализуемая через поклонение Богу. Физический аспект – это действия органов тела. Молитва включает: движение и речь, стояние и сидение, поясной и земной поклоны, упоминание и восхваление Аллаха. Все это – физический аспект молитвы. Но если стимулом этих движений не являются единобожие в истинном смысле и здоровое убеждение, а целью не является повиновение Аллаху и стремление к тому, чтобы Он принял ее, молитва становится мертвым телом без духа.

Основа единобожия

Вера в то, что Аллах – Единственный Источник пользы и вреда, является основой единобожия. Давайте разъясним эту мысль: Аллах – Творец всякой вещи. Он создал эти миры, рассеял по ним всякие вещи для их процветания. Дал нам разум и велел размышлять об этих сотворенных вещах своим разумом, смотреть, что есть в небесах и на земле.

Но, посмотрев на них, мы нашли, что Аллах, сотворив эти вещи, дал одним из них власть над другими. Так огонь, коснувшись сухого дерева, может сжечь его, а вода способна потушить его. Комар, укусивший человека, поражает его малярией, а хинная кора может вылечить человека от малярии.

Также мы нашли, что Аллах установил соотношения, при соблюдении которых соединение разных веществ дает новый продукт. Например, соединение хлора, являющегося токсичным веществом, с натрием, тоже токсичным веществом, дает полезный продукт, необходимый для человека, а именно – поваренную соль.

Можно еще привести следующие факты:

1. Имеются определенные взаимосвязи и взаимоотношения, основанные на незыблемых правилах, и все эти неизменные принципы и установки, исходящие от Бога, мы привыкли называть законами природы.

2. Эти взаимосвязи между вещами в природе, которые мы назвали законами природы, не все похожи на реакцию между огнем, деревом и водой. Фактически большинство этих взаимосвязей – более глубокие, тонкие и скрытые от нашего взора. Для каждой болезни Аллах создал лекарство, но это лекарство Он не предоставил нам в готовом виде. Наоборот, Своей высшей мудростью Он скрыл его от нас в удивительных формах и в местах, о которых вряд ли можно догадаться. Например, целебный пенициллин был обнаружен в плесневом грибке, кажущемся смертельным ядом. Самые благоухающие ароматы и красивые краски были найдены в самом отвратительном по запаху и виду материале – в черном гудроне, из которого получают ароматы и краски.

Такие продукты не встречаются в готовом виде, ибо наш Господь смешал их с другими веществами так, что извлечение полезного вещества требует сложных методов, а также больших усилий и труда.

Читая о мадам Кюри и ее муже, мы видим, как терпеливо она трудилась. Она проводила длительные серии исследований и экспериментов, длящихся несколько лет, чтобы извлечь один грамм радия из огромной массы материала! Каждый студент должен прочитать книгу "Вечная студентка" о мадам Кюри и ее муже Жолио, чтобы увидеть, какое терпение и какая стойкость нужны для приобретения знания.

Биографии ранних исламских ученых также имеют сотни примеров терпения, настойчивости и искренности в научном исследовании.

3. Пока нам очень мало известно о законах, установленных Творцом вселенной. То, что было открыто, не превышает капли в океане. К тому же это весьма ограниченное знание распределено по наукам: биологии, химии, физике, физиологии, медицине и другим. Каждая наука имеет специалистов, которые "копаются" в ее глубинах, чтобы приумножить знания о Божьих законах.

4. Во вселенной одни вещи для нас полезны, а другие вредны. Пользу и вред можно разделить на две категории. Одна категория вещей определяется по явной причине. Например, нам известно, что мы погибнем, если примем яд. Это знание мы получили из опыта, применив законы природы, включенные в наши науки. Во второй категории вред и польза не имеют явной причины и не проистекают из известного закона природы. Например, у человека, обладающего отличным здоровьем и находящегося в хорошем физическом состоянии, без известной причины останавливается сердце. Обе эти категории вещей исходят от Аллаха. Ведь только Аллах может решить, что принесет вред, а что – пользу.

5. Аллах внедрил в нас врожденное качество – любить полезное и ненавидеть вредное. Вот почему человек прилагает все усилия, чтобы добиться полезного и избежать вредного и злого. В связи с этим он обращается за посторонней помощью и добивается постороннего содействия всеми силами и средствами. Причем обращение за помощью к одним источникам разрешено религией, а к другим – запрещено. Итак, какое же обращение законное, а какое нет?

Допустим, что ваш сын заболел и вы обратились к врачу, который обследовал его, поставил диагноз и выписал рецепт. Это законное обращение, так как вы обратились за исцелением к закону природы, установленному Творцом вселенной, и к специалисту, знающему этот закон. Но если с просьбой вылечить сына вы обратились к колдуну или шарлатану, то это значит, что вы ищете помощь вне Божественного закона. Другими словами, лечение сына не будет основано на знании законов природы. Но вместо этого вы призываете мнимые и невидимые силы, существование которых не подтверждено ни физическими доказательствами, ни достоверными источниками, такими как Коран или хадисы Пророка . Обращение к ним недопустимо.

Если вы посетили могилу умершего врача и обратились к нему, чтобы он вылечил вашего сына и выписал ему рецепт, такое обращение также недопустимо, так как врач уже не в состоянии удовлетворить вашу просьбу. А если все врачи, к которым вы обратились, не смогли оказать помощь, а принимаемые лекарства не действуют, тогда взывайте к Аллаху или подайте милостыню, или попросите какого-нибудь богобоязненного человека, чтобы он обратился за помощью к Аллаху. Но недостойно стоять перед могилой какого-либо человека, обращаясь к нему за помощью, ведь он сам беспомощен.

Добиться выздоровления, принимая лекарство, которое выписал врач, весьма законно, но нельзя использовать сам рецепт в качестве чар, привязывая его на шею больного или вымачивая его в воде, веря, что такая вода излечит больного. Ведь добиться помощи от чего-либо, что Аллах не сделал явным средством для выздоровления, нельзя.

Бесплодная женщина, желающая иметь ребенка, вправе консультироваться у врача и принимать лекарство, разработанное по научной методике. Но она не должна поступать как неграмотные женщины, которые верят, что если женщина протянет свою руку в окно тюрбы (мавзолея) какого-то "святого", она забеременеет. В других странах мира существуют еще более странные суеверия. А это противоречит сущности единобожия.

Как видно из этих примеров, совершенно правомерно консультироваться со специалистами, изучившими законы природы, и нормальными средствами добиваться пользы, всегда помня, что добро дарует только один Аллах, и никто другой, и нельзя обращаться за помощью к невидимым силам, не признанным экспериментальными науками, а также Кораном и сунной Пророка , ведь это является нарушением сущности единобожия.

Аллах – Единственный,

Кто вправе судить о разрешенном и запрещенном

Итак, польза, полученная от применения законов природы, является мирской, ведь Аллах дал нам разум для того, чтобы мы могли выявлять эти законы природы, а не для того, чтобы мы выискивали что-либо, находящееся за пределами материального мира, и не для того, чтобы мы извлекали блага из другого мира. Мы стараемся извлекать блага и избегать вреда в пределах материальной жизни в этом мире, но польза и вред в другом мире – вне нашей воли и власти.

Аллах предписал исполнившим свой долг в этом мире щедрые вознаграждения в другом мире. А увлекшимся вещами, выходящими за пределы Божественного закона, обещано наказание и мука в другом мире.

Такой принцип закладывает основу концепции разрешенного (халяль) или запрещенного (харам), награждения или наказания. Никто другой не в состоянии установить, что является законным или незаконным, или же сделать обязательным то, чего Аллах не устанавливал, и запретить то, чего Аллах не запрещал. А каждый, кто дает какому-либо созданию наряду с Аллахом право на разрешение и запрещение, тот уже поклоняется этому созданию вместо Аллаха или наравне с Ним. Таким образом, грех того, кто утверждает, что лимонный сок запрещен, намного превыше греха того, кто употребляет алкоголь, не отрицая того, что он запрещен. В Коране это связывается с таким понятием, как ширк (многобожие).

"И скажут те, кто соучастников (Аллаху) прочит: «Если б Аллах желал того, мы б соучастников Ему не придавали, (чего б не делали) и наши праотцы, и не имели б никаких запретов.»"

(Сура 6, аят 148)

Наши рекомендации