Вознесение Господне. Лк. 24: 48-50; Деян. 1: 4-8
В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. В эти светлые дни, полные необычных явлений, радостных слов и трепетного ожидания, Спаситель стремился показать ученикам, что Он не дух, что воскресло Его Тело, взойдя, однако, на высшую ступень духовной телесности. Это было не возвращение к прежней жизни, а полное преображение тела, которое не знало уже препятствий и ограничений, свойственных грубой материи.
В течение всех этих дней Господь открывал Своим последователям тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди.
И вот настал день разлуки — сороковой день после воскресения Христова. В то время все апостолы находились в Иерусалиме, куда собрались они на праздник Пятидесятницы. Когда они находились в Сионской горнице в молитве и единодушии, им внезапно явился Христос. Беседуя с апостолами, Господь вывел их из Иерусалима, и они все вместе пошли на Елеонскую гору. Достигнув вершины горы, Господь стал прощаться с апостолами, заповедуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдет Дух Святой. «Иоанн крестил водою, а вы, — сказал им Спаситель, — через несколько дней будете крещены Духом Святым». На мгновение к некоторым ученикам вернулись старые надежды: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда на вас сойдет Дух Святой; и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до конца земли».
Затем Христос поднял руки и начал благословлять Своих любимых учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Долго еще стояли ученики Христовы на вершине горы и смотрели на небо, куда ушел от них любимый Учитель.
Внезапно им явились два ангела. Обращаясь к апостолам, они сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
С радостью ученики возвратились в Сионскую горницу, где пребывали всегда в единодушии, прославляя и благословляя Бога. Это была первая христианская община, ядро будущей славной Христовой Церкви.
Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, все единодушно избрали, вместо отпавшего Иуды-предателя, Матфия и причислили его к одиннадцати апостолам.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2
Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской горнице. Был третий час дня (девять часов утра). Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов они увидели как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке.
Люди изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык?» Нашлись, впрочем, и такие, которые говорили: «Это они напились вина и опьянели».
Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с пламенной речью: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Эти люди не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите и слышите, сбывается предсказание пророка Иоиля о сошествии Духа Божия на всякую плоть. Этого Духа Истины ниспослал на Своих последователей Иисус всякую плоть. Этого Духа Истины ниспослал на Своих последователей Иисус Назарянин — Сын Божий, Которого вы осудили и распяли. Но смерть не могла удержать в гробе Источника жизни.
Христос воскрес, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца» [*]. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» .
Благодатная проповедь Петра так подействовала на сердца слушателей, что многие уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение. Это был «первый улов рыбака» Петра и его друзей-апостолов.
Заключение
Так начала умножаться и распространяться на земле Церковь Христова. Вдохновленные Духом Святым, апостолы смело пошли в мир, просвещая его светом Христова учения. И хотя силы ада обрушили на последователей Христа всю свою злобу, но теперь уже ничто и никто не мог запугать, удержать и разлучить апостолов от любви Божией: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8: 38-39). Смело они проходили через лобные места и цирки, через костры и тюрьмы, через насмешки и неверие, через безумие и отчаяние мира, вслушиваясь в слова, несущиеся из тишины вечности: «Я с вами во все дни до окончания века». Все они, по примеру своего Божественного Учителя, отдали жизнь свою ради спасения людей, ради торжества Царства Божия на земле. И святое дело апостолов не пропало даром. Их мученическая «кровь стала семенем христианства».
Церковь Христова, хранимая Духом Святым, из века в век все больше и больше распространялась на земле. Из маленькой общины в несколько десятков человек она превратилась во вселенский Союз Духа, объединяющий сотни миллионов людей всех языков и различного цвета кожи. Если первыми последователями Христа были лишь простые галилейские рыбаки, то впоследствии перед Назаретским Учителем склонились величайшие гении человечества. Учение Христово осолило и просветило мир, лежащий во мраке духовной ночи. Оно принесло надежду опустошенным и отчаявшимся, влило «живительный бальзам в раны античного мира». Христианство вдохнуло благодатные силы в сердца людей, вселило в них надежду и веру в Спасителя мира, провозгласило Любовь основным принципом жизни человека. Своим авторитетом оно заставило дикую и грубую силу варварских народов преклониться перед силой духа, а в рабовладельческих странах способствовало искоренению рабства.
Но главное, что принесло христианство, — это внутреннее перерождение человека, новую жизнь во Христе. Иисус Христос в Своем Лице открыл нам Бога, ставшего близким и дорогим человеческому сердцу, и через это сделал жизнь полной смысла, радости и красоты. Каждый человек, обретший Иисуса Христа, отныне знает, что он — не одинокий скиталец, которого некому окликнуть в черной космической пустыне, а — дитя Божие, соучастник божественных замыслов. Своей жертвенной любовью Христос примирил человека с Богом и даровал ему вечную жизнь.
Пронеслись века... Неузнаваемо изменился и сам облик земли. Рушились великие царства и империи, исчезали целые народы, культурные и социальные перевороты бушевали в мире. Но Церковь, хранимая Духом Святым, как несокрушимая скала, продолжает стоять среди этого бушующего житейского моря. Все силы ада упорно трудятся над ее разрушением. Недостоинство многих христиан, их измена делу Божию на земле вносит разрушительный яд в ее недра. Но обетование, данное Спасителем сыну Ионы, остается непреложным: «Ты Петр, и на этом камне создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее».
Вот почему всякий раз, когда христианство считали уже похороненным, оно, как Распятый и Воскресший, вставало из гроба и сияло небесным светом в темном царстве зла и неправды.
В трудные дни испытаний верные последователи Христовы смело шли на мучения, зная, что с Господом нет смерти. Святые отцы, мученики и исповедники как звезды сияют на небесном своде Христовой Церкви, показывая пример веры, надежды и любви будущим поколениям.
Дай же и нам, Божественный Учитель, силу их веры, несокрушимость их надежды и огонь их любви к Тебе. Когда, заблудившись на жизненной дороге, усталые мы остановимся, не зная, куда идти, укрепи нас Твоей благодатной силой и дай нам увидеть во тьме Твой ясный Лик. Сквозь рев и грохот технического века, столь могущественного и одновременно столь нищего и бессильного, открой нашим сердцам тишину вечности и дай услышать в ней Твой голос, ободряющий нас: «Я с вами во все дни до скончания века».