У св. Нила Синайскаго идет выбор до 27-й главы. Приложим и их. В предыдущих 23-х главах содержатся его 24 главы
25. Когда демон чревоугодия, после частых и сильных борений, не сможет растлить установившегося воздержания, тогда влагает в ум желание строжайшего подвижничества, ради чего выводит на среду известное о Данииле – ту скудную жизнь и семена (служившие ему единственной пищей) (Дан. 1, 16), припоминает ему и других некоторых отшельников, которые всегда так жили или в новоначалии, и понуждает стать их подражателем, чтоб, погнавшись за неумеренным воздержанием, не успел он и в умеренном, когда тело по своей немощи окажется бессильным для того. Думаю, что им справедливо не верить таким внушениям и не лишать себя хлеба, елея и воды. Ибо братие опытом дознали, что такая диета есть самая лучшая, только всего этого принимать не досыта и однажды в день. И было бы дивно, если бы кто, досыта вкушая хлеба и воды, мог получить венец бесстрастия. Бесстрастием же я называю не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обрезанием сокровенного Иудея (Рим. 2,29). Если кто падает духом, слыша такие слова, тот да приведет себе на память сосудъ избранъ (Деян. 9, 15), Апостола, который в голоде и жажде совершал свое течение. Этому демону подражал и дух уныния, сей противник истине внушает терпеливому мысль об удалении в глубочайшую пустыню, призывая его возревновать Иоанну Крестителю и начатку отшельников – Антонию, чтоб, не вынесши долговременного и вышечеловеческого уединенничества, бежал он со стыдом, оставя свое место, а этот, хвалясь после того, сказал: укрепихся на него (Пс. 12, 5).
26. То же, что гл. 68 Евагр. перв.
2724. Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один сведый умъ человечъ (Иов. 7, 20) и создавый на едине сердца ихъ (Пс. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные25. Посему справедливо Дух Святой обличает нас, говоря: седя на брата твоего клеветалъ еси, и на сына матери твоея полагалъ еси соблазнъ (Пс. 49, 20), отворял, то есть, дверь помыслам памятозлобия и возмущал ум во время молитвы, представляя непрестанно лицо врага своего, и его имея таким образом за бога. Ибо на что ум взирает непрестанно во время молитвы, то справедливо признать его богом. Потому будем избегать болезни злословия, никого не будем поминать злом или извращать лица свои, при воспоминании о каком-либо ближнем. Ибо злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора – все любопытствуют, весь день поучаясь на нас льстивым (Пс. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет.
12.
ЕВАГРИЯ МОНАХА – ИЗРЕЧЕНИЯ26
1. Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено.
2. Говорил также: много значит молиться без развлечения, а еще более петь (псалмы) без развлечения.
3. Еще говорил: помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного Суда, и сохранишь душу твою от всякого греха.
4. Еще говорил: не будь искушений, никто бы не спасся.
5. Сказал авва Евагрий: начало спасения – самоукорение.
6. Он же сказал: если впадешь в малодушие, молись, но молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно.
7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу и сказал ему: Авва! Преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя27.
8. Однажды по какому-то делу было собрание в келлиях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими, а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так, отец, но единою глаголахъ, - второе не приложу (Иов. 39, 35).
9. Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (φρόνησις), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы, дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к несущему; приняв семена от первого земледельца, отвращаться от всевателя (врага) свойственно, по его мнению, целомудрию28. А дело справедливости – воздавать каждому по достоинству.
10. Там же говорит он: столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением, а происходящее от благодати – правдой, кротостью и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные, а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, озаряющий их ум.
11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание.
12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысл особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению.
1 Статья эта помещается в творениях Нила Преподобного. Но как между сими главами есть главы, слово в слово схожие с главами в других статьях Евагрия, - то можно верить, что и эта статья внесена в сочинение Нила по ошибке подобно другим. Составители Добротолюбия взяли ее, очевидно, из полного собрания писаний Евагрия.
2 Прибаавление в Лат.
3 У прп. Нила, 5.
4 Дополнения из прп. Нила.
5 Прп. Нила, 7.
6 Из прп. Нила.
7 Прп. Нила, 9.
8 Прп. Нила, 10.
9 Прп. Нила, 11.
10 Прп. Нила, 13.
11 Прп. Нила, 14.
12 Прп. Нила, 15.
13 Прп. Нила, 16.
14 Прп. Нила, 17.
15 Прп. Нила, 17.
16 Прп. Нила, сл.18.
17 См. преж. гл. 70.
18 Прп. Нила, гл. 20.
19 Прп. Нила, 22.
20 По прп. Нилу.
21 Прп. Нила, гл. 23.
22 Прп. Нила, гл. 33.
23 Прп. Нила, гл. 24.
24 Эта похожа на 47-ю главу из сотни, но там очень коротко.
25 Перифраз по причине неясности в тексте.
26 Из "Достопамятных сказаний", Сборника преосвященного Игнатия и "Алфавитного Патерика".
27 Для ученого Евагрия это был подвиг немалый.
28 Из притчи: всеявый есть диавол.