Вера под прицелом атак сатаны

Наделив человека способностью употреблять веру, Бог требует от него проявления этой способности. Способность употреблять свою веру делает человека зависимым от Бога.

Поэтому сотворив человека, Бог поместил его в такие условия, которые требовали проявления веры. Писание ясно говорит, что Бог как Личность не всегда был в Едемском саду. Он оставил Адаму вместо Себя Своего заместителя — Свое слово. В первой главе мы уже отметили, что вера связывает нас с двумя невидимыми реалиями — Богом и Его словом. В такого рода отношениях находился Ада­м. Он имел непосредственный личный контакт с Богом, но когда Бога не было в саду, Адам должен был оставаться зависимым от Бога через то слово, которое ему было дано:

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от не­го; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.

Бытие 2:15-17

Содержание записанного в 16-м и 17-м стихах можно разделить на три части: во-первых, разрешение: «от всякого дерева в саду ты будешь есть»; во-вторых, запрещение: «а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»; в-третьих, предупреждение: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». До тех пор, пока человек оставался в правильных отношениях с Богом через Его слово (зависимым от Него и Его слова), он испытывал благословение и был в безопасности. Враг человека — сатана — не мог прикоснуться к нему.

Но дьявол был решительно настроен разрушить связь человека с Богом и лишить его тем самым Божьих благословений. С присущей ему хитростью он начал атаку на взаимоотношения Адама с Богом издалека. Он начал с разжигания сомнений в слове Божьем и приблизился к Адаму через «немощный сосуд» — Еву.

Первая встреча сатаны с Евой описана в 3-й главе Бытия, стихах с 1-го по 3-й:

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: по­длинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

В своей стратегии по обману Евы сатана начал не с прямого отрицания слова Божьего, что было бы слишком очевидным; сатана начал с того, что поставил Божье слово под сомнение: «подлинно ли сказал Бог?..» Я полагаю, что Ева про­играла сражение в тот момент, когда начала размышлять над этим вопросом.

Если мы хотим быть в правильных отношениях с Богом, то мы не должны даже задумываться над благостью и важностью Божьих слов, если их происхождение от Бога установлено. Но Ева доверилась не Божьему слову, а своему собственному суж­дению, которое и помог ей выработать «знающий» змей, заговоривший с ней в саду. Корнем ее ошибки была самоуверенность.

Следующий шаг стратегии сатаны описан далее:

И сказал змей жене: нет, не умрете...

Бытие 3:4

За­думавшись над вопросом, Ева утратила способность противостоять искушению. Однако стратегия сатаны на этом не закончилась. Чтобы уразуметь его конечную цель, мы должны вспомнить два вывода, которые мы сделали в пятой главе. Во-первых, конечной целью истинной веры является Сам Бог. Если мы теряем веру в Личность Бога, то мы в конце концов потеряем веру и в Его Слово. Во-вторых, если мы никогда не будем сомневаться в Божьей благости, Божьей мудрости и способности позаботиться о нас, то у нас никогда не будет мотива согрешить. Сатана знал все эти принципы и поступил соответственно. Сначала ему удалось по­колебать веру Евы в сказанное Богом слово, а потом он попытался расшатать ее веру в Самого Бога. И достиг этого, сказав:

...но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Бытие 3:5

Анализируя эти слова сатаны, мы видим, что они были направлены на дискредитацию Бога как Личности. Сатана постарался внушить Еве, а через нее и Адаму, что Бог — властный деспот, пытающийся держать их через неведение в состоянии незаслуженного унижения. Обвинение сатаны против Бога можно перефразировать следующим образом: «Вы что, на самом деле думаете, что Бог любит вас? Вы что, думаете, что Он хочет благословлять вас? Нет! Разве вы не знаете, что Он поместил вас в сад, чтобы держать под Своим контролем и в порабощении? Вы ничем не лучше рабов. Но вот если вы вкусите от того самого дерева — все изменится! Вам больше не придется подчиняться Богу, зависеть от Него; вы станете такими же независимыми, как и Сам Бог».

Именно этот последний аргумент и разрушил взаимоотношения Евы с Богом. Ранее она уже потеряла доверие к Его слову, теперь же она потеряла доверие и к Самому Богу. Вместо того чтобы видеть во всем окружающем явное свидетельство любви и благости Бога, она приняла в свое сердце темный, циничный образ Бога, как властного деспота, целью которого является содержание ее самой и ее мужа в неполноценном состоянии, намного ниже их действительного потенциала. Ева поверила сатанинской лжи, что если они вкусят запретный плод, то это моментально высвободит их «скрытый потенциал», который даст им равенство с Богом! Она рассуждала: «Что может быть более высокой целью, чем равенство с Богом?» Падение Евы описано далее:

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Бытие 3:6

Ключевым словом в этом тексте является «увидела». Ева «увидела... что дерево...» Это говорит о пере­ходе из одного состояния в другое. В этот момент Ева оставила свою веру в невидимую реальность Бога и Его слова. Вместо этого она начала опираться на то, что видели ее глаза. Ею начали двигать чувства, и она спустилась из сферы веры в сферу чувств, от духовного — к душевному. В этой низшей сфере дерево привлекло ее по трем причинам: оно было хорошо для пищи; оно было приятно для глаз и влекло к себе, как источник знания.

Природа искушения

В 1-м Послании Иоанна 2:15-16 перечисляются три основные формы искушения:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего).

То, что привлекательно в миру, согласно библейской терминологии, состоит из трех элементов: похоти плоти, похоти очей и житейской гордыни. В Писании слово «похоть» обычно означает сильное желание, не подчиняющееся Божьим праведным тре­бованиям и ведущее ко греху.

Первые две формы искушения, перечисленные Иоанном, являются теми желаниями, ко­торые влияют на человека через его органы чувств. Третья форма искушения взывает к человеческому «эго», к его падшей природе. «Гордость житейская» — это такое внутреннее побуждение человека, когда он отказывается признать свою зависимость от Бога и ищет самовозвы­шения. Словесно это может выразиться так: «Я могу сам устроить свою жизнь... Я могу быть самостоятельным! Почему это я должен смириться и быть подчиненным?»

В пустыне сатана противостал Ииусу с каждым из этих трех искушений (Луки 4:1-13). Он хотел заставить Его превратить камень в хлеб — «похоть плоти». Затем он показал Ему все царства вселенной с их славой — «похоть очей». Он пытался спровоцировать Иисуса броситься вниз с крыла храма, совершив, таким образом, чудо по Своей воле, что прославило бы Его Самого, а не Отца. Это было искушение гордостью.

Интересно сравнить искушения Адама и Иисуса, Который в 1-м Послании к Коринфянам 15:45 назван «последним Адамом». Адам был искушаем в прекрасном саду, в окружении всяких свидетельств Божьей любви и Его обеспечения. Иисус был искушаем в дикой пустыне. Адам впал в искушение через плод, который он съел. Иисус победил искушение постом. Рассудите сами, насколько глубок смысл этого сравнения!

Но вернемся к искушению Евы. Заметим, что и она предстала перед этими тремя формами искушения. Через плод дерева сатана взывал к ее естеству — «похоть плоти». Дерево оказалось приятым для взора — «похоть очей». Сатана пощекотал ее тщеславие обещанием, что она станет мудрой и, таким образом, будет независимой от Бога — «гордость житейская».

По своей сути, грех — это не неправильные поступки. Грех — это состояние независимости от Бога, что в итоге и приводит к неправильным поступкам. Как только мы чувствуем запах этого желания независимости — это запах духовной опасности, запах духовной смерти.

В случае с Евой знание было тем желанным средством, которое привело ее к независимости от Бога, падению и смерти — знание «добра» и «зла». Это одно из самых коварных средств, которое использует религия, один из способов отделить человека от Бога.* Человек может стать настолько «знающим» и религиозным, что перестает нуждаться в Боге, Который ежедневно вел бы его и научал. Другими предпосылками к независимости являются богатство, слава или власть.

Движимая стремлением к независимости, Ева пере­местила центр доверия с Божьего слова на свои чувства. В результате этого она быстро стала жертвой трехсто­роннего искушения и вкусила от плода. Затем она со­блазнила и мужа сделать то же самое — оба они через непослушание отвернулись от Бога.

Суммируя все вышесказанное, мы можем определить природу искушения. Вера в Бога и Его слово является врожденным и естественным для человека качеством; не­верие же является неестественным извращением. Иску­шение уводит человека от его естественной веры в Бога и Его слово. Неверие взывает к чувствам человека, к его душе. По своей сути всякое искушение — это искушение к неверию, которое взы­вает к желанию быть независимым от Бога. Целью неверия является непослушание Богу и независимость от Него.

Наши рекомендации