Если не покаетесь, все так же погибнете

Здесь Христос говорит о тех, кто погиб во время религиозного ритуала: то есть, галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв, когда они совершали жертвоприношение в храме.

Христос говорит, что эти люди погибли, то есть что они ушли в вечную погибель. Даже религиозный ритуал жертвоприношения в храме не спас их души, потому что он не был основан на истинном покаянии.

То же самое относится к религиозным обрядам и постановлениям многих, кто называет себя христианами на сегодняшний день. Никакая религиозная деятельность не может заменить истинного покаяния, обращения к Богу. А без такого покаяния, как сказал Сам Спаситель, «все так же погибнете».

ПРИРОДА ВЕРЫ

Вне Писания, слово «вера» имеет много различных значений, но в пределах нашего исследования мы не будем уделять им внимания. Библейская вера имеет две отличительные черты. Во-первых, она берет начало в Слове Божьем; во-вторых, она всегда непосредственно связана со Словом Божьим.

Вера — это одно из тех немногих слов, которым в Библии дается определение. Это определение приводится в Послании к Евреям 11:1:

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Ближе к греческому оригиналу был бы следующий перевод: «Вера же является надежной сущностью ожидаемого, убежденной уверенностью в невидимом».

Отличие от надежды

Этот важный стих проливает свет на различные аспекты веры. Прежде всего, отметим различие между верой и надеждой. Вера отличается от надежды в двух главных моментах. Во-первых, надежда направлена в будущее, но вера действует сейчас. Надежда — это состояние ожидания тех событий, которые все еще в будущем, но вера — это сущность, надежность, нечто реальное и определенное внутри нас, то, чем мы обладаем здесь и сейчас.

Второе, главное отличие веры от надежды, состоит в том, что надежда относится прежде всего к сфере ума; а вера — к сфере сердца. Павел наглядно демонстрирует эту истину в 1-м Фессалоникийцам 5:8:

Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...

Броня предназначена для защиты сердца; и именно с ней ассоциируются вера и любовь. Надежда же ассоциируется со шлемом, а он защищает голову, то есть разум. Итак, надежда — это прежде всего душевное ожидание будущего; вера же — состояние сердца, которое уже сейчас и здесь дает нам что-то настолько реальное, что оно называется «сущностью», то есть тем, что существует.

В Послании к Римлянам 10:10 проявление веры — верование — опять-таки непосредственно ассоциируется с сердцем, ибо Павел говорит:

...сердцем веруют к праведности...

Многие люди ошибочно считают верой интеллектуальное принятие исторических фактов о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Они исповедуют веру во Христа и в Библию, но их вера только в уме, это только интеллектуальное знание определенных фактов и учений. Это вовсе не истинная библейская вера, и она не производит жизненно важных изменений в тех, кто ее исповедует.

С другой стороны, библейская вера в сердце всегда производит определенные изменения в тех, кто ее исповедует. В контексте веры глагол «верить» становится глаголом действия. Поэтому Павел говорит: «сердцем веруют к праведности» — не просто «в праведность», как абстрактную теорию или идеал. Но совершенно иное верить сердцем «к праведности» — то есть верить так, что это производит изменение и преобразование привычек, характера жизни.

Итак, глагол «верить» ассоциируется с процессом перемены или движения. Умственного восприятия фактов из жизни Христа или истин Его учения недостаточно. Мы должны так верить сердцем, что эта вера будет выталкивать нас из темницы нашего «я» во Христа, от мира — к Нему, из нашего греха — в Его праведность, из нашей слабости — в Его силу, из наших неудач — в Его победу, из нашей ограниченности — в Его всемогущество. Такая истинная библейская вера в сердце всегда производит изменения и преобразования. Это всегда вера во Христа и к праведности. Конечным результатом библейской веры всегда является определенное переживание сейчас и здесь, а не завтра или в более отдаленном будущем.

По этой причине, в Евангелии от Иоанна 6:47 Христос использует настоящее, а не будущее время. Он говорит: «...верующий в Меня имеет жизнь вечную», — не будет иметь, но уже имеет жизнь вечную. Истинная Библейская вера во Христа дает верующим вечную жизнь уже сейчас. Это не надежда иметь ее после смерти. Мы обладаем вечной жизнью уже сейчас, она является нашей сутью, существует внутри нас.

Так много людей живут религией, которая, как они надеются, принесет им добро в час смерти, когда они предстанут перед порогом вечности. Но истинная библейская вера дает верующему возможность уже сейчас уверенно переживать вечность, которая внутри него. Его вера является реальной субстанцией внутри него; и благодаря этой теперешней вере он имеет умиротворенную надежду, спокойную уверенность в будущем. Надежда, которая основана на такой теперешней вере, выстоит испытание смертью и вечностью; но такая надежда, которая не имеет под собой такого основания, обречена на окончательное, горькое разочарование.

Вера основывается только на Слове Божьем

Давайте снова вернемся к определению веры, данному в Послании к Евреям 11:1, и отметим еще один важный факт о вере. Вера является уверенностью в невидимом. Итак, вера имеет дело с невидимым миром.

Вера основывается не на свидетельстве наших органов чувств, но на вечных, невидимых истинах и реалиях, завеса с которых снимается посредством Слова Божьего. Во 2-м Коринфянам 5:7 Павел подчеркивает этот контраст между тем, что является предметом веры, а что — чувственным восприятием: «Ибо мы ходим верою, а не видением».

«Вера» здесь противопоставляется «видению». Видение, как и другие функции органов чувств, связано с предметами физического и материального мира. Вера связана с истинами, открываемыми в Слове Божьем. Наши чувства имеют дело с тем, что материально, временно и изменчиво. Вера имеет дело с откровением Слова Божьего, которое невидимо, вечно и неизменно.

Если наш разум плотский, то мы воспринимаем только то, что нам открывают наши чувства. Но если мы духовны, наша вера делает истины Слова Божьего более реальными, чем все, что доступно нашим органам чувств. Наша вера основывается не на том, что мы видим или переживаем, но на Слове Божьем. Вследствие этого то, что мы видим или переживаем в нашей жизни , является результатом того, во что мы уже уверовали. В духовной жизни видение наступает после веры, а не предшествует ей.

В Псалме 26:13 Давид говорит:

Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.

Давид не стремился сперва увидеть, а потом поверить. Он вначале поверил, а потом уже увидел. Обратите также внимание на то, что вера сделала нечто в его жизни уже сейчас, на земле живых, а не в потустороннем мире, после смерти.

Этот же урок мы извлекаем из разговора между Иисусом и Марфой около гроба Лазаря (Иоан.11:39-40):

Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус явно говорит, что вера состоит в веровании до того, как становится возможным увидеть глазами, а не наоборот. Те, кто мыслят по-плотскому, изменяют порядок. Они говорят: «Я поверю только тогда, когда увижу». Но это неверно. Когда мы действительно видим что-то, то нам уже не нужно верить в это. Нам нужно проявлять веру именно тогда, когда мы не видим. Как утверждает апостол Павел, «вера» и «видение» совершенно противоположны по своей природе.

Очень часто на своем личном опыте мы убеждаемся, что между свидетельством наших чувств и откровением Слова Божьего существует противоречие. Например, мы можем видеть и ощущать на своем теле все симптомы физического заболевания. Тем не менее, в Библии говорится, в Евангелии от Матфея 8:17, что Иисус «взял на себя наши немощи и понес болезни», и снова в 1-м Петра 2:24: «...ранами Его вы исцелились».

Наши чувства говорят нам, что мы больны. Библия утверждает, что мы исцелились. Такое противоречие между свидетельством наших чувств и Слова Божьего ставит нас, как верующих, перед двояким выбором.

С одной стороны, мы можем принять свидетельство наших органов чувств и, таким образом, согласиться со своей болезнью. Так мы становимся рабами своего плотского разума. С другой стороны, мы можем твердо держаться свидетельства Слова Божьего, что мы исцелены.

Если мы будем взывать к Господу об исцелении на основании сказанного Им слова и делать это с настойчивой и активной верой, то свидетельство наших чувств в свое время совпадет со свидетельством Слова Божьего. И тогда мы сможем сказать, что мы исцелились, не только на основании веры в Слово Божье, но и на основании фактического физического переживания и свидетельства наших чувств.

Именно в этом заключается разница между плотским и духовным умом. Плотский ум принимает свидетельство органов чувств во всех обстоятельствах и, таким образом, является рабом чувств. Духовный разум считает свидетельство Слова Божьего неизменной постоянной истиной, принимая свидетельство органов чувств только в такой степени, в какой оно согласовывается со Словом Божьим. Давид так суммирует позицию духовного разума по отношению к Слову Божьему в Псалме 118:31:

Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

И снова, в 152-м стихе того же Псалма:

Издавна я узнал об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки.

Выдающимся библейским примером такой веры, которая поднимается над уровнем физических ощущений, достигая сферы неизменной Божьей истины, является Авраам. Об этом мы читаем в Послании к Римлянам 4:17-21. В 17-м стихе Павел говорит, что Авраам поверил Богу, Который оживляет мертвых и называет несуществующее как существующее.

То, что Бог называет несуществующее как существующее, означает, что как только Бог назвал что-то истинным, вера немедленно начинает считать это истинным, хотя на уровне чувств пока еще нет никаких свидетельств.

Итак, Бог назвал Авраама «отцом многих народов», и с этого времени Авраам сразу же начал считать себя тем, кем Бог назвал его, «отцом многих народов», хотя в тот момент времени у него и Сарры не было даже ни одного сына.

Авраам не стал дожидаться подтверждения слов Божьих в жизни своего тела, чтобы поверить в истинность Его обещаний. Напротив, он начал с того, что принял слова Божьи за истину, и позже по этой причине в его теле произошли те изменения, о которых Бог предвозвестил ранее.

Затем, в следующем стихе, в Римлянам 4:18, Павел говорит, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою».

Фраза «поверил с надеждою» свидетельствует, что тогда у Авраама была и вера, и надежда — надежда на будущее, а вера в настоящем; и что надежда на будущее является результатом веры в настоящем.

А в 19-м стихе мы узнаем, что Авраам

...не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении...

Авраам не согласился с тем, что его чувства, несомненно, говорили, что ни он, ни его жена уже не смогут иметь детей. Авраам не принял такое свидетельство, потому что оно противоречило тому, что сказал Бог. В этом смысле Авраам стал глухим к словам своих чувств, он отказался принимать их во внимание.

Павел продолжает в 20-м и 21-и стихах:

...(Авраам) не поколебался в обетовании Божием неверием... будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Совершенно ясно, на что опиралась вера Авраама: на обетование Божье. Итак, вера основывается на обещаниях и подтверждениях Слова Божьего и принимает свидетельство органов чувств только в той степени, в которой оно согласовывается со Словом Божьим.

Немного раньше, в Римлянам 4:11, Павел называет Авраама отцом всех верующих, а в следующем стихе он говорит о

...ходящих по следам веры отца нашего Авраама...

Это свидетельство тому, что истинная библейская вера поступает так, как Авраам, и идет по его следам. Анализируя природу веры Авраама, мы имели возможность убедиться, что она прошла три этапа.

Во-первых, Авраам не усомнился в истинности обещания Божьего с момента его провозглашения. Во-вторых, Авраам отказался принимать свидетельство своих чувств, так как оно противоречило слову Бога. В-третьих, по причине приверженности Авраама обещанию Божьему, его вера вменилась ему в праведность. В результате он и его жена получили сверхъестественную Божью жизнь в свои тела, и его физическое состояние и свидетельства органов чувств пришли в соответствие со словами Бога.

Итак, то, что он поначалу принял исключительно верой, вопреки свидетельству своих чувств, стало, в конце концов, реальностью, подтверждаемой и органами чувств.

Многие сочтут нелепицей или фанатизмом такой подход к Слову Божьему, как к истине, вопреки свидетельству органов чувств. Тем не менее примечательно, что философы и психологи разных времен и народов в один голос утверждают, что данные наших органов чувств переменчивы, субъективны и ненадежны.

Если мы не можем положиться на наши органы чувств, как на истину и реальность, то где найти правильный стандарт истины и реальности, с помощью которого можно было бы оценивать свидетельство наших чувств? Но ни философия, ни психология так и не смогли найти ответ на этот вопрос.

На самом деле, на протяжении многих веков философы и психологи повторяли вопрос, заданный Пилатом: «Что есть истина?» Христианин же находит ответ в словах Иисуса Отцу в Евангелии от Иоанна 17:17: «Слово Твое есть истина».

Наши рекомендации