Сидеть дзадзэн означает играть Будду

Практиковать путь Будды означает делать вид, как будто бы ты являешься Буддой. Ты должен как можно лучше имитировать Будду. Проблема появляется тогда, когда ты пытаешься понять учение Будды как человек. Потому что тогда ты пытаешься даже учение Будды сделать чем-то человеческим. И начнёшь думать, что твоя имитация Будды — это твоё собственное, человеческое действие, которое принесёт тебе соответствующую пользу. Это называется «болезнью Дзэн».

Отпустить тетиву, чтобы попасть в цель: Это не имеет никакого отношения к дзадзэн. Потому что в дзадзэн вся вселенная — это цель, тут нет возможности промахнуться. Но за это ты не получишь и пачки сигарет, только за то что попал в цель.

«Даст мне это что-нибудь? Или же нет?» — оставь такое отношение и просто сиди.

«Из глубокого самадхи смотреть на Будд десяти направлений» (Лотос-сутра).

Здесь речь идёт не только о глубине самадхи, а также о том, чтобы воплотить это самадхи на практике. Но речь идёт также не только о практике, но и о глубине самадхи, из которого идёт эта практика. Поэтому недостаточно просто полагаться на основной принцип учения. Мы должны прекратить цепляться за своё эго и погрузиться в чистое самадхи. Просто сидеть в дзадзэн. Это означает глубину. Но если мы просто принимаем позу, чтобы достичь чего-нибудь, то это не глубокое самадхи, а внешняя форма без содержимого. Мы не должны бегать за чем-либо, но и не должны ничего пугаться.

Мастер Экхарт говорит, что истинный Бог там, где больше нет даже Бога. Что мы делаем, когда практикуем дзадзэн? Абсолютно ничего. Если мы во время дзадзэн занимаемся ещё чем-нибудь побочно, то делаем тем самым дзадзэн чем-то очень маленьким. Только если мы абсолютно ничего не делаем, то заполняем этим всю вселенную. И, наоборот, заполнять всю вселенную означает абсолютно ничего не делать.

То, что мы имеем возможность абсолютно ничего не делать, доказывает, что мы заполняем всю вселенную. Это так не только в этом мгновении. Это всегда так.

В главе Сансуйкё в Сёбогендзо Догэн Дзэндзи говорит о «сообщениях из времени вечного прошлого, пролегающего бесчисленные пустые века тому назад». Это прошлое, которому мы даже не можем дать имя, безвкусно и прозрачно, одиноко и тихо, безгранично, велико и далеко. Воплощенное на практике, оно означает дзадзэн.

Одинокая тишина существует только там, где ты просто практикуешь дзадзэн согласно учению — без малейшего отклонения. Там нет ни малейшего ожидания чего-нибудь, никаких спиритических сюрпризов. С самого начала это не имеет никакого значения, даст это что-нибудь тебе или нет. Нет ничего проще этого, но одновременно нет и ничего, что бы ни беспокоило тебя больше. Ты постоянно спрашиваешь, всё ли правильно с твоим дзадзэн. Похоже, даже ученики Догэна Дзэндзи имеют проблемы с этим абсолютно чистым дзадзэн, от которого мы совершенно ничего не получаем назад.

Ты практикуешь дзадзэн — вот и всё. Каждое отдельное действие как это одно действие — это точно это одно действие. Вот и всё.

Сикантадза (просто сидеть) означает черпать из колодца воду ведром без дна.

Когда мы слышим, что должны просто сидеть дзадзэн, чтобы быть Буддами, то это звучит так просто, что мы вообще бросаем практику. Так мы порочим свою собственную практику. Если же мы начинаем быть горды за то, что практикуем, то тоже загрязняем её. Поэтому в нашей практике мы должны всегда быть внимательными к тому, что делаем: Мы постоянно склоняемся к тому, чтобы идти своим собственным путём и норовим позволить нести себя реке наших грязных склонностей. Это делает сикантадза такой тяжёлой. Но именно это практика и есть сикантадза.

Я часто слышал, как мастер Мурата Сэйсё, который практиковал в Хаката с Ситири Осё, рецитировал имя Будды своим грациозно-тихим способом (Нэнбуцу: «Наму Амида Буцу»). Он всегда напоминал другим: «Вы ещё не ушли туда с головой! Ваш Нэнбуцу слишком поверхностный!».

Он имел этим в виду, что другие не рецитировали имя Будды всем их телом. Если ты рецитируешь его имя вяло и бессильно — десять тысяч раз «Нанмандабу, Нанмандабу…» — то это не имеет никакого отношения к стране Будды.

Твоя практика сикантадза не должны быть поверхностной. Ты должен дойти до конца — исчерпать всё. «Просто сидеть» не означает сидеть просто так, сложа руки. Вся твоя жизнь должна зависеть от правильности направления твоей практики.

Ты не должен практиковать свой дзадзэн в пол силы. Он не должен быть средством для цели. Дзадзэн должен быть твоим миром: Если ты держишь путь до самого конца, то возвращаешься домой на это самое место, здесь и сейчас — целостно ты сам.

Дзадзэн — это просто дзадзэн. Сам дзадзэн и есть цель, другой берег (нирвана), высшая ценность. Речь не идёт о том, чтобы стать Буддой.

Что означает дзадзэн? Он означает играть Будду. Это не работа: мы играем Будду.

Создание

40. Ты ищешь здоровье и долгую жизнь? Ты больной!

Для меня образ самого дзадзэн — это живой Будда. И из какого сырья состоит содержимое этого образа дзадзэн? Это ничто иное, как человек Саваки. Я использую это тело заурядного человека, чтобы практиковать им дзадзэн вместе с Шакьямуни Буддой и всеми горами, реками и травами. Ум человека Саваки как дикая обезьяна, а его сердце как сумасшедшая лошадь — они такие же, как ум и сердце всех других живых существ: Поэтому дзадзэн может спасти вместе со мной и все остальные существа.

Самый большой подарок, который ты можешь преподнести Буддам в трёх мирах — это твоя практика дзадзэн. Практиковать дзадзэн означает спасать всех живых существ. Соответственно, содержимым твоего дзадзэн должно быть спасение всех существ. Сидеть один период в дзадзэн означает одновременно, и стремиться наверх к истине, и торопиться вниз к освобождению всех существ.

То, что мы сидим в дзадзэн, означает, что мы тянем вперёд этим дзадзэн и всё общество. Спасать все живые существа означает, что я сижу в дзадзэн.

Говорят, что есть люди, которые называют мой Дзэн «Дзэн заурядного человека». У меня нет ни малейших проблем с «Дзэн заурядного человека». Потому что путь Будды позволяет идти заурядному человеку тем же путём, что и Шакьямуни Будда. И это практика этого пути, в которую мы верим.

Сегодня все хотят долгую и здоровую жизнь. Но с какой целью ты вообще-то хочешь долго жить и быть здоровым? Разве ты не видишь, что само твоё желание долгой жизни похоже на болезнь? Долгая жизнь или здоровье сами по себе ничего для меня не значат. Только для того чтобы идти путь Будды я желаю себе долгую жизнь и крепкое здоровье.

Чего ты хочешь на самом деле? Может быть, стоит однажды об этом хорошенько подумать. Если ты день за днем просто живёшь, жрёшь, что появится перед твоим носом, даже не задумываясь об этом — то твоя жизнь не настоящая. Только с помощью религии ты достигнешь того, чего ты желаешь себе как человек в конечном счёте. Что это? Я называю это: дзадзэн.

Я хочу, чтобы весь мир практиковал дзадзэн. И для этой цели я ем каждый день.

Наш ум постоянно в движении. Он не квадратный и не круглый — его вообще нельзя схватить. Но, несмотря на это мы даём наш обет (спасти всех живых существ) этим неутомимым умом, и этот обет тянет нас вперёд всю нашу жизнь. И когда-то он начинает давать плоды.

Если ты практикуешь, не дав обет, то это похоже на то, как если бы ты ездил на мотоцикле без руля. Ты не в равновесии. Когда ты делаешь что-нибудь хорошее, то ты не должен делать это просто по настроению. Наша практика должна быть основана на обете.

Если в твоём уме зреет решение дать обет, то возраст не имеет значения. Буддизм — это религия обета. Если ты действительно решишься дать обет, то это принесёт свои плоды.

Если ты действительно знаешь, что должен делать, то будешь для этого жертвовать свою жизнь. Если ты однажды узнал направление, никто уже больше не сможет затормозить тебя.

Дать обет (спасти все живые существа) означает иметь настоящее спокойствие ума. Без обета ты не сможешь не поддаться искушению. С обетом у тебя есть достаточно умственного пространства, чтобы оставаться хозяином положения.

Твоя задача велика: Ты должен ясно понять, что берёшь на свои плечи всё человечество. «Моя жизнь необходима для земли, как бы мир мог обойтись без меня?» — такой большой и твёрдой должна быть твоя самоуверенность.

Для нас речь идёт о вселенной, о вечности. И ни о чём другом. Твёрдо сидя бёдрами на земле — это неподвижный ум.

Буддадхарма означает, что мы, люди, прекращаем огонь. Что мы прекращаем выбрасывать одно, чтобы схватить другое, ненавидеть одно, в то время как любить другое. Буддадхарма — это мир, в котором мы ни от чего и ни за чем не должны бегать. Там нет принуждения делать что-либо. Но это, конечно же, не означает, что мы можем лентяйничать. Мы жертвуем нашу жизнь, но если мы полностью живём телом и душой, то тело и душа найдут истинный покой.

Дзадзэн абсолютно безвкусен и прозрачен — поэтому его так тяжело объяснить. Там нечего восхвалять, но именно поэтому я так громко говорю об этом. Нет ничего сложнее, чем защищать то, что на самом деле ничто. Поэтому ты должен быть настоящим мужчиной, если хочешь рассказывать другим о прозрачном и безвкусном дзадзэн.

Наши рекомендации