Слайд №13) Проанализировать ситуации. Найти нужные решения

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.
Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №2), люди разных рас и национальностей (слайды № 3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего классного часа? /версии учащихся/

Проверим ваши предположения.

Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

(слайд № 4) «Толерантность – путь к миру!».

Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах, роли в группе распределены. В течение урока вы работаете с таблицей ЗУХ.

Сейчас, посовещавшись, озвучьте вашу версию устно, а секретарь затем заполнит 1 и 3 графу.

Что мы знаем? Что мы узнали? Что хотим узнать?
Представляем, что обозначает слово толерантность. Представляем, что такое мир.   1. Почему толерантность приводит к миру? 2. Какие должны быть взаимоотношения между людьми, чтобы был мир? 3. Какие отношения между людьми называются толерантными? Почему они способствуют миру?

(Слайд № 5) Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
(слайд № 6 ) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
(слайд № 7 )Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

(слайд № 8 ) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
(слайд № 9) Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

2. Введение и объяснение понятия толерантность.
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.

Может, кто знает, что обозначает это слово? /версии детей /
(Слайд № 10) Толерантность(от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Может, кто узнал, что оно означает в других языках?

· английском – готовность быть терпимым;

· во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

· в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

· в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

Подберите ближайшие синонимы к этому слову.

Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие.

(запись слов- синонимов на карточках-ладошках)

Согласны ли вы, что проявлять толерантность- это..
(Слайд № 11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Верно ли утверждение, что быть толерантным – это…

( Слайд № 12) Быть толерантным -означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.


- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете те ли выназвать события, угрожающие миру?
- Война,теракты ….
- Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

- Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

- Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
Мы должны проявлять милосердие!

Как вы понимаете смысл этого слова?

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Слайд №13) Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим, 1- развито ли у вас это качество;

2- какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

1. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

Наши рекомендации