Следуя за Царем из ложных побуждений
Старайтесь не о пище тленной, но и пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий.
Евангелие от Иоанна 6:27
Сидя в гостиной у Джоша, я был поражен сказанными им словами. Не то чтобы я никогда не слышал такого прежде, но все, что он говорил, было очень эмоциональным. День уже подходил к концу, и два маленьких ребенка без конца хныкали, постоянно требуя чего-то. Работа, казалось, изматывала его все больше и больше, забирая последние силы. При этом его жена и он не питали друг ко другу особо теплых чувств. Джош тяжело опустился на диван и молча уставился в пол. Было видно, что он просто закипает от злости.
Через некоторое время глава семейства заговорил: «Зачем мне все это нужно? Какой в этом толк? Столько лет потрачено на изучение Библии и молитвы, столько времени я провел в церкви... Я изо всех сил стараюсь во всем поступать правильно, а что получаю взамен? Жизнь, которая просто невыносима! Мне говорят: „Доверься Господу. Уповай на Него". Но зачем? Ведь Он не отвечает. Ему все равно. Я загубил свою жизнь. Мне не следовало ни жениться, ни заводить детей. Я не могу справиться со своими обязанностями, а Бог сидит наверху и безразлично взирает на происходящее. Да, я христианин, но что с того? Какая мне польза от этого? Я устал, устал от всех этих обязанностей и [92] не вижу выхода. Но если я все это оставлю, меня постигнет кара. Разве я не прав? »
Мне не единственному довелось слышать все это от Джоша. То же неудовлетворение и та же досада ежедневно выплескивались на жену и детей в виде бесконечного потока жалоб, гневных слов, раздражения, нетерпения, обвинений и даже угроз.
Я попытался спокойно поговорить с ним и обсудить все эти вопросы, но Джош не желал меня слушать. Весь его монолог вообще был обращен не ко мне. Казалось, я случайно очутился в его гостиной и стал невольным свидетелем этой жестокой откровенности. Гневные слова Джоша в значительной мере раскрыли его истинные мысли и желания. Под маской полного благополучия, которую Джош надевал на себя во время воскресных богослужений, скрывался человек, чье сердце находилось в состоянии войны с Богом. Джош последовал за Царем, но на этом пути он встретил не то, чего ожидал.
Как мы выяснили, рассмотрев шестую главу Евангелия от Луки, слова, которые мы произносим, исходят из сердца. Это означает, что наша речь некоторым образом указывает на объект нашей любви. Что было плохого в монологе Джоша? Не сами слова и даже не тон его речи. Его проблему, связанную с общением, нельзя было решить, лишь попросив его никогда больше не повторять тех слов. Чтобы в речи Джоша произошла серьезная перемена, требовалось разоблачить сомнения и неудовлетворенность, скрывавшиеся за его словами. Необходимо было разобраться, к чему на самом деле прилепилось сердце этого человека. Что с ним происходило? Отчего его речь стала такой неприятной для Бога и пагубной для людей, окружавших его? Почему его слова не были такими, каким должны были быть, – добрыми, ободряющими, исполненными любви и благодати?
В этой главе мы поговорим о том, что скрывалось за словами Джоша. Этот вопрос должен рассмотреть каждый, кто хочет, чтобы его речь соответствовала замыслу Бога. Будьте честными и спросите себя, не похожи ли вы в чем-то на Джоша. Я сам бываю похож на него. Бывают моменты, когда я тоже начинаю считать свою жизнь никчемной. В такие минуты легко начать роптать и жаловаться на то, что пришлось пережить в течение дня.
Реальность внутренней борьбы, которую остро ощущал Джош, весьма важна, и многие с ней хорошо знакомы. Ее суть в том, что многие из нас следуют за Царем из ложных побуждений. Недостаточно восхищаться Царем. Нужно руководствоваться при этом правильными мотивами.
[93] Чья мечта? Какой хлеб?
Если бы вас попросили написать о самой сокровенной мечте, что бы вы написали? В чем заключаются ваши «если бы только», «если бы я только имел», «если бы только Бог дал мне... то я был бы счастлив»? Что вы хотели бы иметь для полного счастья? Возможно, лучше было бы сформулировать этот вопрос несколько иначе: «Какого рода Мессию вы хотите видеть в Иисусе?» Подумайте, как бы вы ответили на него, пока мы будем рассматривать одну из наиболее известных библейских историй, описанную в 6-й главе Евангелия от Иоанна.
В ней рассказывается о том, как Иисус взял у мальчика несколько ячменных хлебов и две рыбки и, будучи Мессией, употребил Свою силу для того, чтобы превратить это небольшое количество пищи в сытный обед для пяти тысяч человек, так что понадобилось двенадцать коробов, чтобы собрать остатки. Какова была бы ваша реакция, если бы вы оказались там? Какое влияние оказала бы сила этого Человека на вас? Представьте себе гул толпы: «Свершилось! Это пророк, Мессия. Он наконец-то пришел. Давайте возьмем и сделаем Его царем! Именно этой минуты мы ждали долгие годы».
Находясь там, вы наверняка подумали бы, что для Иисуса пробил звездный час. Разве Он не пришел, чтобы стать царем этих людей? Разве Он не самый великий Пророк? Да, конечно. Но обратите внимание на то, что делает Христос. Он уходит. Он удаляется на гору. Он исчезает из виду. Что происходит? Почему Он так странно реагирует на происходящее? Люди повсюду ищут Иисуса. Они хотят сделать Его своим царем, но Он, судя по всему, не желает этого. Почему? Разве не для этого Он пришел на землю?
В Евангелии от Иоанна 6:25 говорится, что Иисус пересек Галилейское море и люди нашли Его на противоположном берегу.
И, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришел?
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Него положил печать Свою Отец, Бог.
Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божий?
[94] Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть».
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.
На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб.
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
Евангелие от Иоанна 6:25–36
Как же Иисус реагирует на предложение этих людей сделать Его своим царем? Полон ли Он радости и воодушевления? Готов ли Он согласиться? Нет! Вместо того чтобы благодарить, Иисус упрекает их. По сути, Он говорит им следующее: «Вы ничего так и не поняли».
Иоанн поступил очень мудро, когда писал свое Евангелие. Он не стал называть чудеса, которые совершал Иисус, чудесами. Он предпочел называть их знамениями. Каково назначение знамения? Знамение – это знак, указывающий на то, что вы ищете, или на место, где вы хотите оказаться. Например, отправляясь с семьей в отпуск, вы не останавливаетесь у дорожного знака и не говорите: «Все! Мы приехали! Дети, выходите из машины, и давайте распаковывать чемоданы!» Нет, вы продолжаете ехать в том направлении, куда указывает знак, пока не достигнете места назначения. Дорожный знак лишь указывает направление, в котором вам следует двигаться, чтобы прибыть в назначенное место. Он лишь указывает на существующую реальность.
Именно этого не понимали люди, окружавшие Христа. В этом заключалась их проблема и причина неправильного восприятия того, что Он делал. Они видели чудо, но не видели знамения. Цель физического, видимого благословения, выразившегося в умножении хлебов, состояла в том, чтобы указать им на высшую духовную реальность, которой они, однако, так и не постигли. Они сосредоточили все свое внимание на чуде физического насыщения пяти тысяч человек, как будто это и было самым главным. Христос очень точен в Своих словах. Выражение «вы ели [95] хлеб и насытились» можно было бы перевести дословно как «вы напитали свое чрево, подобно животным на пастбище». Иными словами, Он говорит им: «Вы паслись, пока не наелись досыта, но ничего так и не поняли».
Что стояло за стремлением этих людей следовать за Христом? Чего они на самом деле хотели? Я не думаю, что они ходили за Ним, смиренно повинуясь Ему как Мессии и желая следовать за Ним везде, куда бы Он ни повел их. Их поиски Христа были обусловлены себялюбием и надеждой на то, что Он удовлетворит их физические потребности. Они были рады следовать за Царем, но руководствовались при этом ложными побуждениями.
Боюсь, что многие из нас относятся ко Христу подобным же образом. Нами руководят не покорность Божьей воле и страстное желание все делать во славу Господа, а наши собственные желания и мечты. Мы восхищаемся Царем, потому что воспринимаем Его как действенное средство удовлетворения своих желаний. Узнать, что на самом деле нами движет, мы можем тогда, когда приходит уныние и разочарование, когда Бог не посылает нам тех «благословений», которых мы жаждем. Уста, некогда прославлявшие Его, теперь выражают недовольство; язык, некогда воздававший хвалу, теперь обвиняет. Чтобы избежать этого, нужно научиться почаще спрашивать себя: «Чью мечту мы пытаемся осуществить? Какого хлеба мы в действительности хотим?» Еще раз хочу повторить: битва, происходящая в сердце, будет влиять на то, что исходит из наших уст.