Молитва Даниила получила ответ
Когда мы открываем 10-ую главу, то находим там Даниила, взывающего в молитве и частично постящегося на протяжении 21 дня. Он ищет Бога в великой скорби, потому что его народ Израиль находится в пленении, а город Иерусалим разорен:
В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
(Стихи 2-3.)
Даниил вознагражден посещением Гавриила, архангела Божьего. В то время, когда мы изучаем посещение Гавриилом Даниила, нам необходимо помнить, что главы 10, 11 и 12 книги Даниила, это одно продолжающееся откровение о событиях, которые приведут историю Израиля к кульминации.
Гавриил начинает свое послание со слов ободрения:
Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.»
(Стих 12.)
Даниил молился в течении 21 дня, а его молитва была услышана в первый же день. Но ответ пришел только на двадцать первый день. В чем была причина задержки? Причина описана в 13 стихе:
Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Заметьте, что эти события происходили на ангельском уровне. Единственным вовлеченным в эти события человеческим существом был Даниил. Архангел Гавриил послан Богом в ответ на молитву Даниила, для того чтобы принести ему откровение. Однако сатана, зная о важности этого откровения, пустил все свои силы в среднем небе для того, чтобы предотвратить приход архангела Гавриила на землю.
В основном Гавриилу противостоял «князь Персии». Это не человек, а сатанинский ангел, который получил от сатаны двоякую задачу: противостоять Божьим целям и внедрять волю сатаны в Персидском царстве.
Важно помнить, что сатана владеет землей – ее царства, ее империи, и ее правительства – все это поставлено под попечение различных ангелов, управляемых сатаной. То же самое применимо и к нашей современной политической ситуации. Мы можем быть уверены, что у сатаны имеется один из главных ангелов, ответственный за то, чтобы сеять замешательство в Вашингтоне. У него есть еще один ангел, ответственный за Пекин, еще один для Москвы, еще один для Лондона. Если мы не понимаем этих вещей, мы никогда не станем такими эффективными воинами в молитве, какими Бог призывает нас быть.
Противостояние ангелов в небесах между силами Бога и силами сатаны, описанное в Даниила 10, стало настолько интенсивным, что второй архангел, Михаил, должен был придти на помощь Гавриилу.
Эта конфронтация между Гавриилом и Михаилом с одной стороны, и ангелами сатаны с другой стороны, было не просто стычкой. Гавриилу понадобился 21 день для того, чтобы прорваться через ряды ангелов сатаны, препятствовавших его схождению с Божьих небес на землю людей.
Какие действия предпринимают ангелы, когда они сражаются друг против друга? Одно ключевое слово, которое используют в отношении к ангелам в конфликте это стоять или встать. В Даниила 10:13 Гавриил говорит: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день». Это означает «занял свою стойку против меня».
Снова в Даниила 11:1 тот же самый ангел говорит: «Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением».
Эти два великих архангела, Гавриил и Михаил, были объединены задачей, – послужить Даниилу и принести ответ на его молитву.
Затем, исполняя свою миссию, Гавриил начал рассказывать Даниилу о том, что будет в будущем:
А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням…
И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.»
(Даниила 10:14, 20-21.)
Обратите внимание на тот факт, что Даниил был израильтянином, а Михаил назван «князем вашим». Михаил является архангелом, который несет особую ответственность за осуществление Божьих целей для Израиля. Заглянем в Даниила 12:1: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего (Израиля)».
Как только Писание упоминает в частности о действиях Михаила, мы можем заключить, что Израиль находится в центре происходящего на земле.
Это, конечно же, тот случай, когда, как сказал Гавриил, в действительности: «Моя битва еще не выиграна». Затем он продолжил: «Когда мы разберемся с царями Персии, следующим нам будет противостоять князь Греции» («Князь Греции» это ангел сатаны, ответственный за то, чтобы приводить в действие волю сатаны в греческой империи).
Почему Персия и Греция имели особую важность в этой сцене? Из-за их отношения к Израилю.
Четыре следующих одно за другим царства, каждое в своей мере, были ответственны за пленение Израиля и удерживании правления над землей Израиля и городом Иерусалимом. Этими следующими друг за другом царствами были Вавилон, Персия, Греция и Рим. В этой сцене пророчество сфокусировано на земле и народе Израиля. Каждая из этих четырех наций по очереди были важны из-за их исторического вовлечения в судьбу Израиля.
Затем, в 70 г. от Р.Х., когда еврейский народ был рассеян, а Израиль исчез с географической карты, фокус пророчества был смещен. В течение семнадцати или восемнадцати столетий, которые последовали за этим, Библейские пророчества относились лишь к немногим знаменательным мировым событиям. Но сейчас, когда еврейский народ возвратился на землю Израиля, пророчества вновь начали быть актуальными. Божьи пророческие часы опять начали тикать. Сцена готовиться для кульминационных действий века сего. Главы 7, 8, 11 и 12 Книги пророка Даниила полностью сфокусированы на том периоде времени, в котором мы сейчас живем.
Роль ходатайства
Что меня восхищает более всего в тех событиях, которые описаны выше, это то, что служение ходатайства играет решающую роль. Небеса не приходили в движение до тех пор, пока не начал молиться Даниил. Небесные ангелы не могли прорваться до тех пор, пока Даниил не начал молится о них.
Но это требует настойчивости. Если мы молимся молитвой, которая не получает ответ сразу, это может быть не из-за того, что наша молитва не в воле Божьей. Возможно это из-за того, что сатанинский князь восстал в небесных сферах и преградил путь ответу. Так что же мы должны делать? Молиться о том, чтобы он убрался с дороги!
Даниил не отдавал инициативу врагу. Он сам избрал молитвенную передовую. Когда он столкнулся с противостоянием, он проявил упорство. Иногда оппозиция со стороны сатаны – это лучший показатель того, что мы молимся по воле Божьей.
Мы находим два дополнительных элемента молитвенной жизни Даниила. Во-первых, он культивировал жизнь в молитве со своей юности. Это было так важно для него, что опасность быть брошенным в львиный ров не остановила его. Он поддерживал регулярное время для молитвы в течение дня.
Во-вторых, Даниил молился, сообразуясь не со своими собственными идеями, но молился за исполнение Божьих целей, которые открывает Писание. Господь Бог оживил для него место Писания из книги пророка Иеремии:
«В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.»
(Даниила 9:2-3.)
Всякий верующий, посвящающий себя служению ходатайства, нуждается в том, чтобы быть прилежным учеником Библейских пророчеств, потому что они являются главным первоисточником всех действительно эффективных молитв. В общих чертах осуществление всех Божьих целей открыто в пророчестве, данном Самим Иисусом в Матфея 24 и 25. Всякий верующий, посвященный молитве в этом направлении, должен тщательно изучить картину конца времен, которую Сам Иисус дал в этих двух главах.
Серьезной проблемой для многих верующих является недооценка нашего собственного влияния и потенциала. И тем не менее, в определенном смысле, вселенная вращается вокруг нас. Когда мы молимся, небеса приходят в движение. Если мы стоим в молитве, небесные цели исполняются. Если мы сдаемся в молитве, цели Божьи остаются неисполненными.
Один факт жизненной важности нашей молитвенной жизни ясен в свете событий, описанных выше. Однако, к сожалению, лишь немногие христиане уяснили для себя это. Факт состоит в следующем: Наши молитвы, идя с земли к трону Божьей власти должны пройти через территорию, оккупированную нашим врагом. Это было очевидной истиной в отношении молитв Даниила, описанных выше. Им противостоял сатанинский князь в небесах, названный «князем Персидским». Однако, в конце, упорная молитва Даниила заставила этого князя сатаны подчиниться. Эффективность молитв Даниила не была явлена в естественном мире. Он не имел дело с человеческими существами, он разоружал сатанинские силы в небесах, которые противостояли Божьим замыслам.
После того, как пример Даниила бросил нам вызов, нам необходимо задать некоторые вопросы, перед тем как мы предадим самих себя молитве:
· Основаны ли мои молитвы на Писании или они просто являются выражением моего собственного желания?
· Молюсь ли я такими наступательными, неотступными молитвами, которые достигнут Божьего трона?
· Когда я молюсь, готов ли я к столкновению с сатанинскими духовными силами на небесном уровне, а не просто с ситуациями на чисто человеческом уровне?
Однажды я беседовал о молитве с группой методистов, и сказал следующее: «Некоторые люди читают молитвы, некоторые люди произносят молитвы, а некоторые люди молятся».
Конечно же, это спровоцировало некоторые вопросы: «В чем же разница?», спросили они.
«Дело в том», ответил я, «что тот, кто действительно молится, – он не просто читает молитву или произносит молитву, но он сам становиться своей собственной молитвой».
И я пошел далее, объясняя, что это было так для Давида, когда он находился под огромным давлением, как записано в Псалме 108: «Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь».
Переводчики перевели это в соответствии со своим пониманием, но еврейский оригинал говорит не так. То, что Давид на самом деле сказал, это следующее: «Но я - молитва». Другими словами: «Я стал моей собственной молитвой».
Илия на горе Кармил предоставил нам картину такого рода молитвы:
А Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: "запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь".
(3 Царств 18:42-44.)
В этот момент Илия не просто говорил молитву, он стал своей собственной молитвой. Все его тело стало инструментом, чутким к Духу Святому, Движущемуся в нем, и высвобождающим сверхъестественную силу Божью через него.
Но в послании Евреям 5:7 есть один, ещё более великий пример такого рода молитвы, когда описывается пример Иисуса:
Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение.
Илия на горе Кармил и Христос в Гефсиманском саду стали сосудами сверхъестественной силы, которая пробилась через сатанинскую оппозицию и высвободила замыслы Божьи.
Для эффективной молитвы нам необходимы две вещи: власть и сила. Власть является концепцией законности. Для того чтобы иметь власть, мы должны иметь уверенность, что исполнили все законные требования. Когда мы исполним их, тогда молитва во имя Иисуса поставит печать Его власти на нашей молитве. Он Сам подчеркивает постоянно: «Если вы просите что-нибудь во имя Мое, Я сделаю это». Молиться такого рода молитвой – это как посылать заказное письмо. Никто не имеет права вскрывать его или останавливать его. Оно гарантировано достигнет своего предназначения.
Будучи христианами в нынешнем мире, нам следует ожидать, что мы встретимся с ситуациями, в которых именно такой род молитвы, какую продемонстрировали Илия и Христос, и не меньше, принесет победу. Часто это будет выражено в сильной, неудержимой хвале. Наши молитвы нуждаются в том, чтобы быть сверхъестественно усиленными для того, чтобы пройти через область средних небес, где сатана хочет противостоять нам.
Мы можем проиллюстрировать это, наблюдая за техническими приемами, при помощи которых инженеры НАСА запускают корабль «Шаттл» в космос. Они присоединяют ракету-носитель к кораблю, и она, в момент запуска, обеспечивает реактивную тягу, необходимую для выведения корабля за пределы атмосферы земли. Но запуск ракеты сопровождается ослепительным огнем, а затем оглушительным гулом, в то время как корабль проходит атмосферные слои. И, наконец, он достигает определенной высоты, где может двигаться благодаря собственной инерции по своей орбите. Однако, нет другого способа запустить ракету без сильного воздействия на наши органы чувств.
Подобным образом и высвобождение силы, необходимой для поднятия наших молитв через поднебесье, производит мощное воздействие на восприятие. Иногда мы имеем такое мнение, что молитва должна быть торжественной и исполненной достоинства. Но нет ничего торжественного и исполненного достоинства в запуске ракеты.
Духовный конфликт обязательно подвергнет испытанию наш характер. Даниил дает три примера, которые бросают нам вызов.
Первое, молитвы Даниила чего-то ему стоили. Когда он держал частичный трехнедельный пост, он приносил в жертву свои собственные плотские желания.
Второе, он не поддался разочарованию. Несмотря на то, что не было никакого явного подтверждения тому, что Бог слышит его молитву, и тому, что ответ находится в пути, он продолжал изливать свое сердце перед своим Богом.
Третье, благодаря мужеству и настойчивости Даниила последовало высвобождение Божьих целей для Израиля. Его молитвенная жизнь дала ему уникальное место в истории его народа.
Мы можем научиться следующим важным урокам из молитвенной жизни Даниила:
С юности, молитва Даниила была образом его жизни, а не просто религиозной деятельностью. Он отводил время и место каждый день, чтобы предоставлять их молитве.
Даниил не импровизировал для того, чтобы молиться своей собственной молитвой. Первоначальный импульс для молитвы приходил из пророческих Писаний. Он молился за исполнение Божьей воли для Его народа, такой, какой она открыта в Писании.
Молитва Даниила требовала самоотречения и сопровождалась постом. В Нагорной проповеди Иисус сказал Своим ученикам: « Когда вы молитесь…, когда вы поститесь…». Он не сказал: «Если вы молитесь…», или «если вы поститесь…». Он считал само собой разумеющимся, что Его ученики будут практиковать и молитву и пост. Бывает время, когда одной молитвы недостаточно. Она нуждается в том, чтобы быть сверхъестественно усиленной постом.
Даниил был полностью посвящен молитве. Как я упоминал ранее, даже опасность быть брошенным в львиный ров не заставила его поколебаться.
Отсюда виден один факт, которым часто пренебрегают христиане во время духовного конфликта: Эффективная молитва испытывает наш характер. Она требует полного посвящения.
Такого рода молитва вывела Даниила на уровень активности намного выше земного. Последние три главы книги пророка Даниила содержат в общей сложности 78 стихов. Даниил является единственным человеческим существом, кто вовлечен в происходящее. Все другие упомянутые участники это ангелы.
Давайте перенесем наше внимание на эти удивительные существа.
АНГЕЛЬСКИЕ СУЩЕСТВА
Писания содержат множество упоминаний об ангелах. Поэтому удивительно, что эта тема часто находится в пренебрежении у проповедников. И, тем не менее, ангелы играют очень значимую роль в раскрытии Божьих целей.
В 103 псалме Давид определяет сущность ангелов – они духи. Бог «творит ангелами Своими духов» (стих 4).
Теперь, мы знаем, что и внутри человека также имеется собственный дух. В 1 Фессалоникийцам 5:23 Павел молится за христиан: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока». Вся наша полная личность состоит из этих трех элементов: дух, душа и тело.
Писание открывает, что духовные существа вечны. Дух внутри каждого из нас никогда не прекратит существование. Поэтому, как люди, так и ангелы, стоят перед лицом этого важного факта: Они никогда не прекратят своего существования. Отвергающие Божью милость обречены на то, чтобы провести вечность в озере огненном, где нет конца и выхода.
Божественный «Ангел»
В первую очередь, и прежде всего в нашем изучении ангельских существ, мы должны понять, что Бог Сам, Лично, часто являлся людям, как «Ангел» (обратите внимание на заглавную «А»). Например, этот Божественный Ангел явился Агари, наложнице Авраама, когда она убегала от Сары: «Ангел Господень сказал ей (Агари): возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Бытие 16:9).
Затем Он добавил: «И сказал ей Ангел Господень: умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества» (Стих 10).
Позднее Ангел сказал опять: «Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (21:18).
Только сам Бог, явившийся как Ангел, мог произнести такое обещание как это: «Я обильно умножу твоих потомков», и «Я произведу от него великий народ».
Этот Ангел также являлся Моисею: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исход 3:2).
Двумя стихами позднее именно этот самый Ангел назван «Богом»: «И воззвал к нему Бог из среды куста» (Стих 4).
Есть еще один пример, явление Ангела Гедеону:
И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши…?
(Судей 6:12-13.)
При дальнейшем развитии событий этот Ангел в действительности назван «Господом», это священное имя, состоящее из четырех еврейских букв, которое, как мы видели, обычно переводится на английский язык (и другие европейские), как «Иегова» или «Яхве». «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (стих 14).
Фраза Господь, воззрев на него, указывает на то, что там была непосредственная, лицом к лицу, встреча Яхве и Гедеона. Они общались между собой, как личность с личностью.
Позднее (см. Судей 13:3-23), тот же самый Ангел явился родителям Самсона: «Ангел Божий опять пришел к жене» (стих 9), и следующий стих: «Жена… сказала ему: «Вот, явился мне Человек, приходивший ко мне тогда» (стих 10).
В 22 стихе, Маной, отец Самсона, говорит: «Верно мы умрем, ибо видели мы Бога!»
Таким образом, эта Личность, представшая перед родителями Самсона, была «Человеком», Ангелом (посланником от Бога), а также и Самим Богом Лично.
Кто был этой таинственной Личностью? Исходя из моего собственного духовного опыта, у меня не возникает сомнений относительно Его идентификации. Это была та же Личность, Которая позднее проявилась в истории, Как Иисус из Назарета. Иисус сочетает в Себе все три сущности: Бог, Ангел (посланник) и Человек.
По крайней мере, есть еще два явления этого Божественного Ангела, описанных в истории Израиля. Числа 22 описывают то, как Валак, царь Моава, посылает за провидцем Валаамом для того, чтобы проклясть Израиль. Но, когда Валаам ехал по дороге, чтобы сделать это, «открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое» (стих 31). Своей реакцией Валаам показал на то, что он осознал, что находиться в присутствии Бога.
После этой встречи Ангел позволил Валааму продолжить свой путь, но строго предостерег его: «Только говори то, что Я буду говорить тебе» (стих 35). В результате чего Валаам выдал три, последовавших одно за другим, прекрасных пророчества, раскрывающих Божье предназначение для Его народа Израиля.
Позднее в истории Израиля, южное царство Иудея было атаковано Ассирией, и город Иерусалим был окружен. Однако, в ответ на молитву царя Езекии «пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4-ое Царств 19:35). Это была явная демонстрация внушающей благоговейный страх Божьей силы, проявляемой через Ангела.