Начальная подготовка по безумию

Познание

Мы являемся на свет, будучи в таком же неведении от­носительно законов природы, в каком находился наш са­мый первый предок, живший в пещере, и за относитель­но недолгое время от рождения до наступления зрелости приобретаем огромное количество информации и дости­гаем понимания, необходимого для того, чтобы жить в нашем сложном мире.

Люди многое сделали для того, чтобы добиться права познавать, несмотря на сопротивление других людей. В истории были времена, когда людям не разрешалось за­бираться на горы, вскрывать мертвые тела или смотреть­ся в зеркало. Каждая из разновидностей стремления к знанию когда-то была жестоко наказуема. Далеко не все­гда было безопасно пытаться понять законы природы. В ряде мест до сих пор некоторые знания находятся под запретом. В некоторых школах США учитель, который рассказал детям о сексуальности, о теории эволюции или о социализме, рискует потерять место.

Ученые детально изучили законы химии и силы не­одушевленной природы и теперь знают, как их контроли­ровать. Каждый человек, который хочет иметь автомо­биль, может его получить (правда, за плату), но мы до сих пор не изучили свою душевную жизнь настолько, чтобы Дать каждому, кто захочет, близкие отношения, хотя иметь такие отношения хочет каждый.

Я полагаю, что стремление к знанию подавлялось все­гда. Люди узнали о движении звезд и планет вопреки этому сопротивлению; несмотря на него, мы поняли за­коны физики и химии и изучили собственное тело.

Теперь мы стремимся как можно полнее познать свою душу и души других людей. Мне кажется, что сейчас в этой области существует такой же запрет на познание, какой существовал во времена Леонардо да Винчи и Га­лилея.

Самопониманию нередко препятствуют представите­ли медицинских специальностей. Психиатры говорят нам, что мы не можем понять себя, и не одобряют тех, кто счи­тает, что способен на это без их помощи.

Человека, который пожелает понять, как функцио­нирует его организм и откуда берутся болезни, доктора не погладят по головке. В лучшем случае врач скажет: «Я — доктор», что значит: «Доверьте свое тело мне». В худшем случае его заставят испытать чувство вины за то, что он попытался контролировать процесс лечения или (о ужас!) действия врача.

В средневековье запрещалось смотреть на себя в зер­кало. В двадцатом веке косо смотрят на женщин, которые с помощью зеркала проводят гинекологическое самооб­следование, — их действия приравниваются к осуществ­лению медицинской деятельности без лицензии.

Тем не менее человек имеет право познавать себя, включая свое тело. Способность познавать и понимать мир и самих себя является функцией взрослого эго-состояния. Личность располагает двумя Взрослыми: Взрос­лым первого порядка, или Взрослым в Ребенке (Малень­ким Профессором), и Взрослым второго порядка. Эти два состояния занимаются тем, что собирают и обрабатыва­ют информацию о мире.

Взрослый второго порядка создан для переработки закодированной информации, то есть информации, изло­женной словами или символами. Это эго-состояние счи­тается рациональным, или научным, в противополож­ность интуитивному. Хотя это разделение не совсем правомерно: интуитивное прозрение является важной час­тью научного исследования. Многие ученые признава­ли, что интуитивные «озарения» и иррациональный ход мысли играют большую роль в их работе. Ratio не более научно, чем интуиция. При рациональном подходе полу­ченная информация точнее, а данные можно измерить и количественно обработать. С другой стороны, когда нет доступа к количественным данным, интуиция дает боль­ше для понимания процесса, чем рациональное мышле­ние.

Маленький Профессор, или Взрослый в Ребенке (ин­туитивное начало), больше приспособлен для сбора, хра­нения и анализа незакодированной информации, то есть информации, которая, будучи смутной и неоформленной, тем не менее является полезной. Интуиция, или Взрос­лый в Ребенке, работает на границах человеческого по­знания. Как обнаружил Эрик Берн в своем исследовании, интуиция — это могущественный инструмент, который можно использовать с выгодой для себя. Несмотря на то, что в научных кругах интуиция не признана в качестве источника достоверной информации, люди постоянно пользуются ею в быту. В отсутствие точных, количест­венных данных интуиция может стать эффективным инструментом решения проблемы (так же, как Родитель помогает принять решение в отсутствие информации, не­обходимой Взрослому). Так как о душевной жизни чело­века мало научных данных, в человеческих отношениях важную роль играет интуиция.

Оба Взрослых в человеке подавляются в процессе на­чальной сценарной подготовки. Как будет показано в главе, где говорится о полоролевом программировании, в каждой семье есть тенденция нападать на одно из двух взрослых состояний человека. Воспитание мальчиков по­давляет интуицию (Маленького Профессора), воспита­ние девочек — логику (Взрослого). Иными словами, хотя бы одной из этих двух способностей (которые являются

краеугольным камнем взаимодействия с миром) не сужде­но развиться полностью. Логика и интуиция ребенка раз­рушаются двумя способами: игнорированием и ложью.

Игнорирование

Игнорирование — очень распространенное явление.

Так называют пересекающуюся транзакцию, где чело­век, которого подвергают игнорированию, хочет передать информацию от своего Взрослого Взрослому собеседника , а собеседник отвечает от лица Родителя или Ребенка. Рассмотрим следующий пример.

Мэри приходит в спальню родителей среди ночи и будит маму.

Мама(Взрослый). Что случилось, Мэри?

Мэри(Взрослый). Мама, мне страшно.

Мама(Родитель). Не надо бояться, Мэри, иди спать.

Мама задает Мэри вопрос от лица своего Взрослого, на который Мэри отвечает тоже от лица Взрослого: она сообщает, что ей страшно. Мамин же ответ обесценивает сообщенный факт, а именно информацию о том, что Мэри страшно. После этого Мэри скорее всего испугается еще больше и потеряет остатки здравого смысла. Если она за­плачет, мать может рассердиться, а может предложить ей лечь с собой в постель. Независимо от.того, как поведет себя мать — заботливо или строго, игнорирование в лю­бом случае уменьшит способность Взрослого Мэри мыс­лить разумно.

Сравните:

Мама (Взрослый). Что случилось, Мэри?

Мэри(Взрослый). Мама, мне страшно.

Мама (Взрослый). Чего ты боишься?

Мэри (Взрослый). Я услышала шум, и боюсь, что в наш дом залезли воры.

Мама (Взрослый).А-а, понимаю. Но я думаю, в доме ни­кого нет. В нашем квартале за десять лет не было ни одной кражи, и (Родитель) я бы хотела, чтобы ты по­шла к себе и легла спать, хорошо?

Мэри (Ребенок).Хорошо. Но можно, я приду опять, ес­ли мне приснится еще один страшный сон?

Мама (Родитель).Согласна, а сейчас иди спать.

В этой транзакции информация, сообщенная Мэри, не была обесценена, и поэтому она не испугалась еще боль­ше. Мэри узнала ряд важных фактов: что она живет в спокойном районе, где очень мала вероятность преступ­ления; что на маму можно положиться, если ты испуга­лась; наконец, она узнала от мамы, как себя вести с чело­веком, который испугался.

Игнорирование сводит людей с ума. Рональд Лэнг хо­рошо понимал это и дал в своей книге «Узлы» несколько примеров игнорирования и того, как оно действует на че­ловеческий разум.

Джилл. Я боюсь.

Джек. Не бойся.

Этот диалог — пример игнорирования. Игнорирова­ние сбивает человека с толку. Лэнг продолжает.

Джилл. Я боюсь испугаться, когда ты говоришь мне, что­бы я не боялась.

Боюсь.

Боюсь испугаться.

Не бояться испугаться.

Не боюсь.

Боюсь не испугаться.

Не боюсь не испугаться.

Другой пример.

Джилл.Я недовольна, что ты недоволен.

Джек. Яне недоволен.

И снова Джилл теряется.

Джилл.Я недовольна, потому что ты не недоволен тем, что я недовольна тем, что ты недоволен.

Джилл — не единственная жертва игнорирования. Джеку тоже придется иметь дело с его результатами.

Джек. Янедоволен тем, что ты недовольна тем, что я не недоволен тем, что ты недовольна, когда я недоволен, в то время как я не недоволен.

Джилл.Ты думаешь, что я глупая.

Джек. Яне думаю, что ты глупая.

Это тоже игнорирование. У Джилл есть интуитивное ощущение того, что Джек не уважает ее мыслительные способности. Джек прибегает к игнорированию и запу­тывает Джилл.

Джилл. Я глупая, потому что думаю, что ты думаешь, что я глупая, когда ты этого не думаешь, или это значит, что ты лжешь.

Я глупая в любом случае!

Думать, что я глупая, если я глупая.

Думать, что я глупая, когда я не глупая.

Думать, что ты думаешь, что я глупая, если ты не ду­маешь этого.

Психиатр или психолог назвал бы некоторые мысли Джилл паранойяльными. Чувства, которые сопровожда­ют эти мысли, можно счесть неадекватными. Люди, ко­торые постоянно терпят и принимают игнорирование, действительно могут сойти с ума и «демонстрируют» симптомы заболевания паранойей и неадекватные чув­ства. Безумие — это крайнее проявление сценария «Без ума».

Игнорирование — это способ, которым родители и другие люди, окружающие ребенка, препятствуют разви­тию его интеллектуального потенциала и подавляют его способность к пониманию окружающего мира. Игнорированию подвергаются интуитивное, чувственное (эмо­циональное) и логическое познание.

Наши рекомендации