О предсказателях и им подобных
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вера в предсказания несовместима с верой в Коран.
2. Провозглашение этого неверием.
3. О тех, кто слушает предсказания.
4. О тех, кто верит в дурные приметы.
5. О тех, кто прибегает к помощи колдовства.
6. О тех, кто занимается нумерологией.
7. О разнице между предсказателем и прорицателем.
Муслим приводит слова некоторых жен Пророка о том, что однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если человек придет к прорицателю, спросит его о чем-нибудь и поверит сказанному им, то его Намаз не будет принят в течение сорока дней. (Передали Муслим (2230), Ахмад 5/380 и 4/68. Фраза «...и поверит сказанному им» отсутствует у Муслима.
Что же касается слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ...молитва не будет принята в течение сорока дней, то ан-Навави сказал, что «это значит, что он не получит за них вознаграждения». Ученые единогласны в том, что молитву за эти сорок дней повторять не надо).
Абу Хурайра передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду. Этот хадис передал Абу Дауд. (Ахмад 2/408, 429 и 476, Абу Дауд (3903), ат-Тирмизи (135), Ибн Маджа).
Аль-Хаким приводит следующий достоверный согласно требованиям аль-Бухари и Муслима хадис Абу Хурайры от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Тот, кто пришел к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду. (Ахмад 2/429, аль-Хаким, аль-Байхаки; достоверный хадис).
Абу Йа'ла приводит аналогичный хадис с очень хорошим иснадом от Ибн Масуда*.
Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства, Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду.Этот хадис передал аль-Баззар с хорошим иснадом**.
Такой же хадис приведен и ат-Табарани в «аль-Аусате» с хорошим иснадом от Ибн Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов «Пришедший же к...».(Аль-Мунзири в «ат-Таргиб ва-т-Тархиб» 4/52 сказал, что иснад обоих хадисов хороший. Аль-Хейсами 5/117 сказал, что это — достоверный хадис).
Аль-Багви сказал: «Прорицатель — это человек, который заявляет, что по определенным признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.»
Говорят также: «Это — предсказатель». Предсказателем называется тот, кто возвещает то, что произойдет в будущем. Говорят также: «Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов».
Абу аль-Аббас ибн Теймийа сказал: «Прорицатель — это обобщающее понятие, которым называют предсказателя, астролога, гадателя на песке и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знания о судьбах»***.
Ибн Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звездам: «Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретет добро у Аллаха».
*Абу Йа’ла и аль-Баззар аль-Мунзири в своем труде «ат-Таргиб ва-т-Тархиб» сказали, что иснад этого хадиса хороший. Хафиз аль-Хейсами привел его в «Маджму' аз-3аваид» 5/118 и сказал: «Его передал аль-Баззар и его рассказы достоверны, кроме Хубейры ибн Марйам, который является надежным.» Он также сказал, что его привели ат-Табарани в «аль-Кабире» и «аль-Аусате». Рассказчики «аль-Кабира» ат-Табарани и аль-Баззара надежны.
**Этот хадис указывает на неверие колдунов и предсказателей, поскольку они заявляют о, якобы, знании ими сокровенного, а это является неверием. Всевышний сказал: «У Аллаха знание о Часе. Он низводит сильный дождь и знает то, что в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретет себе завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле умрет. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий! (Лукман, 14). Он так же сказал: «У Него ключи совершенного; не знает их никто, кроме Него». (Скот, 59). Всевышний также сказал: «...Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден ему из посланников...» (Джинны, 26—27). Поэтому поверивший предсказателю отрицает истинность этих аятов, а это — неверие.
Те, кто считал, что подобное неверие не выводит из общины Ислама, опирались на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...Его молитва не будет принята в течение сорока дней. Имам Ахмад недал точного ответа, является ли подобное неверие великим и выводит ли оно из общины Ислама, что является наиболее известным рассказом от него.
В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Не из нас... содержится суровое предупреждение людям, занимающимся подобными делами, будь то ширк, что представляет собой суеверие, или неверие, чем являются предсказания и колдовство.
***Тот, кто заявляет о своей приближенности к Аллаху и ссылается на знание им сокровенного, является клевретом Шайтана, а не приближенным Милосердного. Всевышний одаряет Своих богобоязненных рабов, однако этот дар отличается от того, о котором заявляют люди, говорящие: «Слушайте! Я знаю сокровенное». Уже само подобное заявление является указанием на его ложность. Всевышний сказал: «Потому не восхваляйте сами себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (Звезда, 32). Он также сказал: «Поистине, приближенным Аллаха не будет ни страха, ни печали — тем, которые уверовали и были богобоязненны». (Йунус, 62—63). Как подобные верующие, трепещущие от страха пред их Господом, могут сказать: «3найте, что мы — приближенные Аллаха и ведаем сокровенное?». Говорящий это стремится возвыситься в глазах людей и добиться этим прибыли в мирских делах.
Достаточно взглянуть на сподвижников Пророка, да благословит Аллах и приветствует Пророка и да будет доволен его сподвижниками, и их последователей, которые были лучшими из святых Аллаха:
Абу Бакр не мог удержаться от слез при чтении Корана. Умар, слыша плач с задних рядов, также плакал в Намазе. Они всю ночь напролет повторяли один аят Корана, трепеща от страха. Тамим ад-Дари ворочался в постели, не смыкая глаз от страха перед Огнем, и вставал на Намаз...
Всевышний так охарактеризовал Своих приближенных: «Только рассудительные внемлют этому — те, которые верны в исполнении обязанностей пред Аллахом и не нарушают завета». (Гром, 19—20). Онтакже сказал:«Поистине, те, которые благоговеют в страхе пред Господом своим, которые веруют в знамения Господа своего, которые не придают равных Господу своему, и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним». (Верующие, 57—61). Вот характеристика чистейших святых, и они далеки от того, чтобы посягать на права Всевышнего Аллаха на высокомерие, возвеличивание и знание сокровенного.