VI. Покажите, как прекрасна любовь Бога к нему
Очень часто, когда никакой другой метод не работает, осознание любви Божьей к людям заставляет таять самые жестокие сердца и ведет к принятию Иисуса Христа. Нет лучшего стиха, говорящего о любви Божьей, чем Иоан.3:16:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"
Как правило, комментарии здесь излишни. Однажды я беседовал с одной из самых легкомысленных и порочных женщин, которых мне приходилось встречать. Она вращалась в приличном обществе, но ее тайную жизнь можно было сравнить с жизнью уличной девки. Она рассказала мне историю своей жизни, не стесняясь в выражениях и бесстыдно посмеиваясь. Я ничего не ответил, только открыл Библию и попросил прочитать ее Иоан. 3:16. Не дочитав стих до конца, она разрыдалась. Любовь Божья коснулась ее сердца.
Таким же образом мы можем использовать Ис. 53:5:
"Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились"
Бог использовал этот стих, чтобы вызвать слезы покаяния у одной из самых упрямых и своенравных женщин, с которыми мне приходилось иметь дело. Я почти ничего не говорил, просто прочитал ей этот стих. Похоже, что Дух Святой рисовал перед ней ее Спасителя, изъязвленного за ее грехи и мучимого за ее беззакония. Ее упрямство было сломлено, и очень скоро она радовалась во Христе.
СтихиГал. 3:13 и 1Петра 2:24 можно применять таким же образом.
"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, - ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе..." (Гал.3:13)
"Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петра 2:24)
После того, как вы показали, прибегая к вышеперечисленным стихам, как Бог любит людей, хорошо в заключение обратиться к Римл. 2:4,5:
"Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога..."
Перед тем, как прочитать этот отрывок, скажите:
- Мы говорили о том, как Бог любит вас. А теперь давайте посмотрим, какова же цель этой любви, и что будет, если мы отвернемся от этой любви.
Затем пусть ваш собеседник прочитает этот отрывок. После этого спросите, какова же цель Божьей благости.
- Привести к покаянию.
- Если благость Божья не ведет нас к покаянию, то что можно сказать о нас и о наших сердцах?
- Мы упорны, а сердца наши нераскаянные.
- И если мы откажемся от благости Божьей, ведущей к покаянию, каковы же последствия нашего отказа?
- Мы тем самым сами себе собираем гнев на "день гнева и откровения праведного суда от Бога..."
Конечно, не всегда удается разобрать с человеком, которого мало волнует собственное спасение, все отрывки из Писания. Но очень часто уже после прочтения первого или второго отрывков удается пробудить его интерес, и он готов продолжить беседу. Часто бывает не обязательным прибегать ко всем стихам. Бывает, что уже Матф. 22:37,38 имеет желаемое действие, но хорошо, если вы проделаете тщательную работу и воспользуетесь всеми отрывками из Библии.
Иногда человек не будет разговаривать с вами долго. В этом случае лучшее, что вы можете сделать - это выбрать стих, заставляющий задуматься, и повторить его этому человеку несколько раз. А напоследок можно сказать следующее:
- Я буду молить Бога о том, чтобы эти слова коснулись вашего сердца.
А затем не забудьте исполнить обещанное.
Еще можно использовать следующие отрывки:
"Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Римл.6:23)
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Марка 16:16)
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:36)
"Нет мира нечестивым, говорит Бог мой" (Ис.57:21)
Когда ваш собеседник, благодаря одному или всем отрывкам из Писания, осознал, что он нуждается в Спасителе и по-настоящему желает спастись, тогда он переходит в разряд людей, о которых речь шла в предыдущей главе. И беседовать с ними надо согласно рекомендациям, данным в предыдущей главе. Это не значит, что благовестник должен строго следовать методам, изложенным в этой книге. Они даны в качестве совета или предложения. Бог благословил этот метод, посредством которого многие обрели спасение. Но, каким бы методом мы ни пользовались, давайте выполнять наш труд тщательно, чтобы он выдержал испытание временем.
Конечно, нельзя думать, что ваш собеседник будет отвечать точно так, как написано. Но всегда можно воспользоваться его ответами или, если есть необходимость, задавать тот же вопрос по-другому, пока он не даст желаемый ответ. Ответы на вопросы содержатся непосредственно в тексте Писания. Но люди имеют удивительную способность не видеть очевидного, так просто изложенного в Библии. Если ваш собеседник не отвечает правильно, вернитесь еще раз к отрывку из Писания, повторите вопрос и продолжайте задавать наводящие вопросы, пока он не даст правильный ответ. Возможно, ваш подопечный попытается увести вас в сторону. Не позволяйте ему этого, строго придерживайтесь темы.
Глава VII.
Как благовествовать тем, кто испытывает трудности
Вы обнаружите, что очень многие из тех, кого мы пытаемся привести ко Христу - на самом деле очень хотят спастись, причем, знают как. Но они сталкиваются с препятствиями, которые они считают существенными или даже непреодолимыми. Хорошо, если это возможно, сначала показать такому человеку, что он нуждается в Иисусе Христе. Желательно сделать это до того, как возникнет разговор о конкретной трудности, которую он испытывает. В этом случае многие из так называемых трудностей просто теряют свою актуальность. Часто, когда люди действительно хотят спастись, они не имеют такого глубокого, ясного и четкого понимания того, насколько они нуждаются в Иисусе Христе, как хотелось бы. Обычно обсуждение конкретной трудности будет лишь пустой тратой времени, пока у вашего собеседника не появится четкого осознания своей нужды в Спасителе.
I. "Я слишком большой грешник"
Такая трудность действительно есть и очень часто встречается. Но, к счастью, с этой трудностью довольно легко справиться. Действовать нужно следующим образом.
1. Обычные случаи. Нет лучшего стиха, чтобы разрешить эту проблему, чем 1Тим.1:15:
"Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый"
Этот стих настолько подходит в этом случае, что почти отпадает необходимость в комментарии. Однажды после воскресного утреннего служения я беседовал с очень умным и способным человеком, но который находился на самом дне греховной пропасти. Когда я спросил его, почему он не христианин, он сказал: "Я слишком большой грешник, чтобы иметь спасение" Я сразу же обратил его внимание на 1Тим.1:15. Но не успел я дочитать стих до конца, как он возразил:
- Но я - первый из грешников.
- Тогда этот стих именно о вас.
Он ответил:
- Это драгоценное обетование.
Я сказал:
- Готовы ли вы принять его теперь?
- Да.
Тогда я сказал:
- Давайте преклоним колена и скажем об этом Богу.
Мы опустились на колени, он исповедал свои грехи пред Богом и молил, чтобы ради Иисуса Христа Он простил его. Когда он закончил свою молитву, я спросил его, действительно ли он принял Христа. Он сказал, что принял. Тогда я спросил, верит ли он, что принят. И он ответил "да". Он воспользовался первой же предоставленной возможностью для исповедания Иисуса Христа и стал активным христианином. Его распавшаяся семья была восстановлена, и он каждый день свидетельствовал людям о своем Господе.
Матф. 9:12,13 - еще один подходящий в данном случае отрывок:
"Иисус же, услышав это сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию"
Этот стих сразу же показывает вашему собеседнику, что его грех не только не является препятствием на его пути ко Христу, но, напротив, служит условием его прихода к Спасителю, потому что Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Часто я обращаюсь к Римл.5:6-8:
"Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками"
Однажды в Миннеаполисе, в конце вечернего служения, я заметил, что человек, который поднял руку, желая помолиться, поспешил уйти, как только прозвучала последняя молитва. Я поспешил за ним и, догнав, положил руку на его плечо:
- Разве вы не поднимали руку, желая помолиться?
- Да, поднимал.
- Почему же тогда вы так поспешно уходите?
Он ответил:
- Разговаривать со мной бесполезно.
Тогда я сказал:
- Бог любит вас.
Он возразил:
- Вы не знаете, с кем вы разговариваете.
- Это неважно, с кем я разговариваю, но важно то, что Бог любит вас.
Он сказал:
- Я самый ужасный преступник в Миннеаполисе.
- Тогда я точно знаю, что Бог любит вас.
И я открыл свою Библию и прочитал Римл.5:6-8.
- Итак, если вы самый ужасный преступник в Миннеаполисе, вы - грешник. А эти стихи говорят о том, что Бог любит грешников.
Дух Божий вложил эти слова любви в его сердце и он больше не в силах был противиться. Мы прошли в одну из комнат, и он рассказал мне историю своей жизни. В этот день он вышел на свободу после тюремного заключения и собирался совершить, по его словам, одну из самых дерзких краж со взломом когда-либо известных в Миннеаполисе. С двумя соучастниками он проходил мимо того места, где мы проводили служение на открытом воздухе. Он остановился на минутку узнать, что происходит и, несмотря на протесты и ругань своих дружков, остался до конца служения, а затем последовал за нами в здание миссии. Случилось так, что за несколько дней до освобождения из заключения, он видел во сне свою мать. Затем он попал на это собрание, где услышал Благую Весть. И наконец несколько слов, сказанных ему в личной беседе, сделали свое дело. После того, как он поведал мне историю своей жизни, он преклонил колени и помолился. С трудом сдерживая чувства, со слезами на глазах он попросил прощения у Бога. Он вышел из комнаты радостным и уверенным, что все его грехи прощены.
Часто человек, который считает себя слишком большим грешником, нуждается в том, чтобы ему сказали:
- Твои грехи ужасны. Гораздо ужасней, чем ты думаешь. Но за них уже заплачено.
И, чтобы показать ему, что это действительно так, дайте ему прочитать Ис.53:6.
"Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас"
2. Особые случаи. Среди тех, кто считает себя слишком большим грешником, есть особые случаи:
а) Когда человек утверждает: "Я - погибший"
Если ваш собеседник формулирует свою трудность именно таким образом, необходимо обратиться к Луки 19:10, так как этот стих наиболее подходит в этом случае:
"Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее"
Однажды я разговаривал с одним молодым человеком, который был полностью во власти пьянства и других грехов. Я пытался убедить его в необходимости принятия Иисуса Христа своим Спасителем. Он повернулся ко мне и с отчаяньем в голосе сказал:
- Мистер Торрей, я погибший человек, со мной нет никакого смысла разговаривать. Поберегите свое красноречие для других.
Я ответил:
- Если вы погибший человек, у меня есть кое-что именно для вас из Слова Божьего. Я открыл Библию и прочитал: ""Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Луки 19:10). Текст Писания настолько соответствовал ситуации, что с моей стороны уже не было необходимости объяснять или комментировать что-либо.
б)Убийцы.
Среди тех, кто считает себя слишком большими грешниками, чтобы спастись, убийцы составляют совершенно особую группу людей. Я обнаружил, что очень многие из тех, кто запятнали свои руки кровью другого человека, имеют глубокое убеждение, что нет никакой надежды на спасение тем, кто совершил этот грех. В этом случае полезно обратиться к Ис.1:18. Однажды вечером я беседовал с человеком, уверенным, что для него нет никакой надежды на спасение. Я спросил, почему он так думает, и он ответил, что отнял жизнь у другого человека. Я сказал:
- Разрешите я прочитаю вам кое-что из Слова Божьего.
И я прочел:
"Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис.1:18)
Я сказал ему:
- Если вы отняли жизнь у другого человека, ваши грехи - как багряное.
- О, - воскликнул он, - пуля была красная от крови, я до сих пор вижу ее.
Затем я попросил его еще раз послушать, какое обещание дает ему Бог: "Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны как пурпур, - как волну убелю"
Он понял, что это обещание - для таких, как он. И сердце, изнывавшее от отчаяния, обрело надежду.
Пс. 50:16 - еще один очень хороший стих для такого случая:
"Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего.."
Прочитав этот стих, я всегда обращаю внимание своего собеседника на то, что это - молитва человека, который запятнал свои руки кровью другого человека. Затем я говорю, что Бог услышал эту молитву и освободил автора этого псалма от вины кровопролития. Затем я открываю Псалтырь, где сам псалмопевец утверждает, что его грех прощен:
"Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего" (Пс. 31:5)
3. Общие замечания.
а) Никогда не прибегайте к утешению типа: "Ну вы не такой уж и большой грешник"
Такая ошибка допускается очень часто. Мягкосердечные люди очень переживают, когда Дух Божий работает в сердцах их подопечных и приводит к глубокому осознанию своей греховности. И поэтому они пытаются утешить своих собеседников, говоря, что они в конце концов не такие уж и большие грешники. Это ложное утешение. Нет ни одного человека, который считал бы себя большим грешником, чем он есть на самом деле.
б) После того, как вы устранили конкретную трудность, которую испытывал человек, укажите ему путь спасения. Как это сделать - описано в пятой главе этой книги. Это замечание касается не только этой трудности, но и всех других. Недостаточно просто устранить препятствие, необходимо привести вашего подопечного к спасительному познанию Иисуса Христа.