ЭПИЗОД 2: Срочное совещание
Двигаясь следом за автомобилем старшего лейтенанта Евсеева, Живунцов рассказал Волкову суть прочтённого им послания.
– Дело забирает ГРУ… – мрачно произнёс он.
– Что значит забирает? На каком основании?
– На основании «принципа приоритетной важности»… Так было написано в приказе.
– Чьём приказе?! У вас же разные конторы!
– То-то и оно, что этот приказ подписан непосредственно моим начальником…
Волков пытался осмыслить происходящее.
– Но причём тут разведка? – спросил он, наконец.
– Ты знаешь, чем занимается девятое управление ГРУ?
– Просвети.
– Военные технологии. Всё, что с этим связано… И я предполагаю, что именно ГРУ, а не ФСБ после распада союза перешло в наследство дело о загадочном подземном объекте и вся связанная с ним документация…
– Но почему ГРУ проявило себя именно сейчас?
Живунцов лишь пожал плечами.
– Это ты не у меня спрашивай… Это ты у них можешь спросить. Правда, не факт, что тебе что-то ответят…
Новая штаб квартира ГРУ расположилась в районе Хорошевского шоссе. Пройдя тщательную процедуру проверки, в ходе которой им пришлось временно сдать оружие, капитан Волков и капитан Живунцов в сопровождении старшего лейтенанта Евсеева двинулись по сложной системе коридоров, пока не оказались у дверей лифта, который вопреки их ожиданиям двинулся не наверх, а вниз. Спустившись на неопределённую глубину, им вновь пришлось углубиться в переплетение светлых, напичканных камерами наблюдения и другой следящей электроникой коридоров, внутри которых они ещё дважды подверглись проверке.
В конце концов провожатый остановился возле большой двустворчатой двери.
– Прошу, – произнёс он, делая приглашающий жест рукой.
За дверью оказался средний по размерам прямоугольный кабинет с мягким приглушённым освещением, основную часть которого занимал длинный стол. По периметру стола располагались кожаные кресла, в которых разместилась разношерстная группа людей. Часть из них была одета в строгие тёмные костюмы, но были здесь и люди в военной форме в чине не ниже полковника, в основном генералы. Кабинет был наполнен приглушённым гулом голосов – собравшиеся в полголоса что-то оживлённо обсуждали между собой.
При виде вошедших – заседавший во главе стола седовласый мужчина в штатском оторвал взгляд от расположенных перед ним бумаг и, лёгким кивком поприветствовав вошедших, жестом предложил занять два пустующих кресла.
– Ну, что ж, раз все в сборе, тогда предлагаю начинать, – произнёс он, когда Волков и Живунцов также расположились за столом.
Гул голосов стих, и взгляды собравшихся устремились на главу собрания.
– Итак, господа, ситуация, по поводу которой я собрал вас здесь, крайне серьёзная и требует неотлагательного решения. То, что сегодня в этом кабинете находятся представители совершенно разных ведомств, таких как МЧС, МВД, ФСБ и так далее – не случайно. И причина заключается в том, что проблема, с которой мы столкнулись, с одной стороны не касается ни одного из этих ведомств, а с другой – касается их всех разом… Итак, прошу вас надеть встроенные в ваши кресла наушники и обратить внимание на экран.
И без того неяркий свет в кабинете плавно погас. Вместе с тем позади председателя собрания опустился огромный, величиной со стену плазменный экран, на котором возникло компьютерное изображение трехмерной модели какого-то цилиндрического сооружения.
«Перед вами трехмерная модель секретного военного бункера? построенного в тридцатых годах на территории столицы и получившего кодовое обозначение «ОБЪЕКТ-12», – прозвучал в наушниках голос.
«История сооружения и причины, по которым правительство СССР пошло на его создание таковы:..»
В течении двадцатиминутного документального фильма, последовавшего перед собравшимися, была планомерно раскрыта суть происходящего, начиная от проблем, с которыми столкнулись строители при возведении объекта, и заканчивая событиями самых последних дней. Уже знакомые с большей частью информации Волков и Живунцов наблюдали, как меняются выражения лиц больших чинов и генералов различных ведомств в ходе того, как они пытаются осознать, не шутка ли всё происходящее. Но место проведения встречи и задействованные в ней участники говорили о том, что всё действительно обстоит именно так, как показано на экране – то есть очень серьёзно.
Наконец, информационный мини-фильм закончился. Экран погас, и в кабинете снова зажёгся свет.
– Итак… – вновь взял речь председатель собрания. – Как вы видите, ситуация вырисовывается очень непростая. Если шестьдесят лет назад это… существо, чем бы она не являлась, не стало подниматься на поверхность, то сейчас ситуация изменилась… Происшествие в развлекательном центре «Золотые ворота» было лишь первой весточкой, но никто не гарантирует, что подобных инцидентов не будет и впредь… Посему специальной комиссии, членами которой все собравшиеся назначаются с этой минуты, поручается в кратчайший срок разработать и осуществить весь комплекс мер по нейтрализации этой угрозы. Для достижения цели разрешается использовать любые технические средства, которые не повлекут многочисленных жертв среди мирного населения…
Председатель комиссии замолчал и оглядел взглядом собравшихся.
– Теперь, прошу, задавайте вопросы и, если есть, делайте предложения.
В кабинете повисла тишина. Огорошенные свалившейся на голову, переворачивающей мировоззрение информацией, большие чины пребывали в состоянии временного ступора.
– Разрешите? – наконец подал голос один из «штатских».
Председатель кивнул.
– Это создание… Из рапорта майора Нежданова следует, что оно разумно…
– Да. – утвердительно кивнул председатель.
– Раз так… А не стоит ли попробовать с ним… Договориться?
Выражение лица председателя практически не изменилось.
– Договориться можно пытаться с террористом или любым другим врагом, который является человеком. Природа этого существа нам не известна, однако, совершенно очевидно, что ему чуждо сострадание или жалость. Как следует из рапорта майора Нежданова – истинной целью этой твари является абсолютное господство. А потому любые попытки договориться с ним считаю не целесообразными.
– Почему оно проявило себя лишь сейчас? – послышался вопрос с другого края стола.
– Согласно предположению наших аналитиков – всё это время существо могло находится в состоянии анабиотического сна, в процессе которого залечивало раны от ожогов.
– Какими доказательствами, кроме показаний майора Нежданова, ещё может быть подтверждена разумность этого создания?
– К сожалению, других выживших после встречи с этим существом не было.
– А где сейчас сам гражданин Нежданов?
– Гражданин Нежданов сейчас имеет звание полковника в отставке и не может здесь присутствовать по состоянию здоровья. Ещё вопросы?
Постепенно кабинет стал наполняться оживлённым гулом, тем самым, который обычно стоит в помещении, где группа людей обсуждает что-то очень важное, и все говорят одновременно.
Волков и Живунцов по прежнему сохраняли молчание. Было очевидно, что на фоне возникшей угрозы даже дело касающееся проекта «Ахиллес», ведомое Живунцовым, отошло на второй план, а банальное уголовное дело, ведомое Волковым, – на двадцать второй…
Слово взял пожилой генерал.
– Если верить вашему аналитическому отделу – база, или правильнее сказать, гнездо нашего противника располагается внутри этого самого объекта, покоящегося на дне подземного озера, внутрь которого вы так и не смогли за все эти годы проникнуть?
– Поправка… – покачал головой председатель комиссии, – проникнуть внутрь объекта труда не составляет… Но дальше вся связь с тем, кто это делал раньше, обрывалась. Практически сразу же… И назад никто не возвращался. После того как стало ясно, что посылать внутрь людей бессмысленно, все исследования были заморожены вплоть до середины восьмидесятых. Тогда для этих целей внутрь было послано три дистанционно управляемых робота. В итоге – ни результата, ни роботов.
– Допустим… Но раз дело обстоит так… То почему бы не уничтожить сам объект?
В помещении воцарилась тишина.
– Продолжайте… – кивнул председатель.
– Исходя из предположения о том, что объект является гнездом для этой твари, нет гарантии, что через какое-то время у неё не заведётся потомство, и это потомство не станет выползать на поверхность, как черви после дождя… Ведь сведениями о системе размножения этих существ мы не располагаем… Соответственно, принимая во внимания степень создавшейся угрозы, логичнее всего будет объект уничтожить…
Председатель комиссии задумчиво смотрел на генерала.
– Вы обратили внимание на то, какого объект размера, где находиться, и что материл, из которого он сделан, крайне прочен?
– Так точно, – кивнул генерал. – Именно поэтому считаю, что единственным возможным в данной ситуации решением – будет использование портативного ядерного фугаса малой мощности.
В помещении вновь возникла тишина.
– Вы в своём уме? – послышался наконец голос представителя МЧС. Вы хоть представляете, какие разрушения произойдут на поверхности в случае ядерного взрыва, пусть даже подземного?! Не забывайте, что на поверхности стоит город, и не просто город, – а Москва!
Конференц-зал вновь наполнился ярым гулом спорящих друг с другом голосов, но председатель призвал всех к молчанию.
– Поясните суть вашего предложения, генерал. – попросил председатель.
Убедившись, что все его внимательно слушают, генерал продолжил.
– На вооружении нашей страны имеются портативные ядерные фугасы малой мощности… Конечно необходимо проконсультироваться со специалистами, оценить плотность почв и некоторые другие факторы…Однако, считаю, что если мощность заряда не будет превышать двухсот тонн в тротиловом эквиваленте, и то, что взрыв произойдёт на глубине более километра… никаких разрушений на поверхности произойти не должно…
– «Не должно произойти» и «не произойдёт» – очень разные вещи! – послышался протестующий голос представителя МЧС, и вслед ему конференц-зал вновь утонул в гвалте спорящих друг с другом людей.
– Тишина! – вновь призвал к порядку председатель. – Прошу тишины!
Слово вновь взял генерал.
– Прошу вас рассуждать логически. Если верить шумерским клинописям, а не верить им после всего произошедшего нельзя, эта тварь – единичный экземпляр некой межпланетной саранчи. И нам крайне повезло, что сейчас мы имеем дело лишь с одной полноценной особью. Но что, если те многочисленные миниатюрные монстры, которые истребили весь личный состав ОБЪЕКТА-12 и есть не полнозрелое потомство этой твари? Что, если в этот раз мы не сможем локализовать эту заразу так же, как это удалось в прошлый раз, то есть фактически случайно? Как вы могли заметить, газ на это существо не действует. А внутри корабля…Давайте называть вещи своими именами? Внутри корабля оно, судя по всему, способно взрастить сколько угодно таких особей… То что мы будем делать тогда, когда однажды ночью тысячи таких созданий атакуют нас из-под земли? Ничего! Мы не сможем сделать уже ничего! Потому что на что способна даже одна такая тварь, вы уже видели на примере этого сгоревшего заведения! Но когда их будет целая стая – погибнут миллионы! А вскоре и миллиарды, потому что всем известно, что такое саранча!
– У вашей теории нет никаких доказательств! – вновь послышался чей-то голос.
– Предложите свою версию развития событий! – отозвался кто-то, поддерживающий сторону генерала.
Яростный спор вскипел было вновь, но слово опять взял председатель.
– У теории генерала Воронина есть доказательства… – произнёс он, и все резко замолчали.
Даже сам генерал казалось был слегка удивлён подобным заявлением председателя.
– Информация поступила ко мне буквально за десять минут до начала нашего заседания, а потому не была включена в информационный фильм. Так вот… Два часа назад был зафиксирован первый случай прорыва тварей на поверхность…
В зале вновь воцарилась тишина.
– Где именно это произошло? – послышался чей-то вопрос.
– На территории заброшенного промышленного объекта. Точнее, по официальной информации промышленного, но фактически завод, на территории которого зафиксирован прорыв, являлся в своё время маскировочным прикрытием одного из входов на ОБЪЕКТ-12.
– Человеческие жертвы? Твари до сих пор находятся на территории завода?
– Живых тварей не обнаружено… Судя по всему на территории завода во время прорыва обосновалась какая-то вооружённая банда. Именно доносившиеся со стороны завода выстрелы и привлекли внимание местного патруля. Но когда милиция прибыла на территорию, там были лишь трупы. Людей и монстров. Очевидно, что погибли не все создания, часть из них наверняка ушла вниз и, судя по всему, подобные инциденты будут повторяться и впредь…Будут, если мы не положим конец рассаднику этой заразы.
ЭПИЗОД 3: ИНСТРУКТОР
Темнота.
Выражаясь научным языком, темнота – это всего лишь отсутствие света… Но здесь, глубоко под землёй, всё было иначе… Здесь, вдалеке от шума мегаполиса, который даже ночью озарён светом многочисленных огней, темнота была полноправной хозяйкой территории. Здесь она словно обретала сущность… Становилась осязаемой… Практически живой…И с каждой минутой, проведённой здесь, Полине всё сильнее хотелось оказаться на поверхности и вместо царившей здесь звенящей тишины услышать голоса людей, гул машин, любые звуки города, свидетельствующие о том, что вокруг кипит жизнь… Сейчас же окружающая её тихая тьма давила на девушку тяжким грузом, воскрешая в душе старательно подавляемое чувство страха…
Шагая рядом со своим спутником, Полина украдкой вглядывалась в его лицо, пытаясь понять, испытывает ли он сейчас те же самые страхи, что и она, но лицо её нового знакомого сохраняло на редкость безмятежно отстраненный вид. Казалось, произошедшее недавно нападение жутких монстров, а затем экстремальный спуск в глубокую шахту на грозящем рассыпаться лифте не произвели на него никакого впечатления. Лицо этого странного человека выглядело так, словно он прогуливался по центральной площади мегаполиса тёплым летним вечером, а не искал выход из кишащего страшными тварями подземного лабиринта.
Конечно, с одной стороной подобная уверенность была заразительна, и придавала девушке сил надеяться на лучшее… Но в то же время ей хотелось получить и другие аргументы, свидетельствующие о том, что их положение не безнадёжно.
– Вы хоть приблизительно представляете, где мы? – спросила Полина, когда они вновь остановились.
На этот раз незнакомец извлёк из специального кармана своего разгрузочного жилета небольшое устройство, напоминающее ноутбук, и, раскрыв его, стал что-то печатать на клавиатуре.
– Пока об этом я могу лишь догадываться… – задумчиво произнёс таинственный спутник девушки и после некоторой паузы добавил, не отрывая взгляда от миниатюрного монитора. – Возможно, мы на территории какого-то заброшенного правительственного бункера… В своё время их понастроили довольно много… А завод наверху был лишь фоновым прикрытием.
Полина поёжилась.
– Вы знаете, что это были за твари? – спросила она.
– Нет… – отрицательно качнул головой её новый знакомый.
Полина хотела сказать, что она, возможно, догадывается, откуда они взялись, но подумав, что человеку незнакомому с её историей всё в двух словах не объяснишь, передумала.
– Нам нужно выбраться отсюда как можно скорей… – произнесла она вместо этого.
– Не волнуйтесь, – спокойно произнёс незнакомец. – Такие сооружения, как правило, имеют несколько входов-выходов. Нам нужно найти один из них… К сожалению, в моей базе данных про этот подземный комплекс ничего нет…
Произнеся это, незнакомец закрыл свой мини-ноутбук и убрал его в спец-карман. – Но ничего, выход все равно найдётся.
Подхватив поставленный на землю на период остановки фонарь, незнакомец двинулся вперёд.
– Как вас зовут? – задала Полина вопрос, который только сейчас пришёл ей в голову.
– Меня… – человек обернулся и как-то странно посмотрел на девушку. – Вообще я не люблю называть своего имени… Впрочем… Вы можете звать меня Инструктор.
– Инструктор… – повторила Полина.
– Идёмте.
Человек вновь двинулся по коридору.
– Так значит вы друг Алекса? – задала очередной вопрос девушка после нескольких минут пути.
– Значит.
– А как вы узнали, где я, раньше, чем он?
– Я вообще многое узнал раньше, чем Алекс. В конце концов я намного опытней его.
– А откуда вы узнали Алекса?
– Он мой… Ученик…
– Странно…
– Что именно вам кажется странным?
– Он ничего о вас не рассказывал…
– Ничего удивительного. Последняя наша встреча произошла при печальных обстоятельствах… Я думаю, он считает, что я погиб…
– Даже так?
– Да… Но, как видите, я жив. И теперь, узнав, что мой самый талантливый ученик попал в переделку, решил оказать ему помощь.
– При этом не выдавая себя?
– Ну, начнем с того, что Алекса не так просто обнаружить. Но о планах его врагов я был осведомлён и, как видите, смог оказаться в нужное время в нужном месте.
Фонарик Инструктора мигнул.
Полина кивнула. Человек говорил спокойно и, судя по всему, совершенно ничего не скрывал, однако что-то в его словах её настораживало…
– Вы были хорошими друзьями?
– Почему же были… Хотя да… Если учесть, что Алекс считает, что я погиб.
– Думаю он обрадуется, узнав, что вы живы…
В полумраке лицо незнакомца было видно не очень отчётливо, но Полина увидела, что он улыбнулся.
– Да… Для него это станет сюрпризом…
Глава 23