И у каждой степени есть столпы. (31)
(29)Мы говорим, что у религии три степени, каждая из которых выше другой. Первая степень из степеней религии – это Ислам, после неё Иман, а после Имана Ихсан. Ислам обширней всего, Иман уже, чем Ислам, а Ихсан уже, чем Иман. Сфера Ислама обширна, так как лицемеры тоже входят в неё. Потому что они внешне подчиняются Исламу и выявляют Ислам, придерживаясь его. Они совершают молитву вместе с мусульманами, выплачивают закят и выполняют другие внешние дела. Они называются мусульманами и на них распространяются положения мусульман в этой жизни, для них полагается то, что полагается для мусульман и против них то, что против мусульман. Однако, в той жизни они будут в самом нижнем слое огня, потому что у них не было внутреннего Имана, а был только внешний Ислам.
(30) Слова автора «аль-Иман» - это вторая степень религии. Верующие отличаются друг от друга, из них приближённые, благочестивые и несправедливые к самим себе. Приближённые являются обладателями наивысшей степени Имана, благочестивые же ниже их степенью, а несправедливые к самим себе – это люди, совершающие большие грехи, кроме Ширка. Такие люди называются грешными верующими или верующими с неполноценным Иманом. Сказал Всевышний: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость»1.
Слова автора «аль-Ихсан» - это третья степень религии. Ихсан заключается в том, чтобы раб улучшал свои отношения с Аллахом в поклонении Ему Всевышнему. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул аль-Ихсан сказав: «Аль-Ихсан – это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, и если даже ты не видишь Его, то воистину, Он видит тебя»2. То есть чтобы у человека была твёрдая убеждённость в том, что Аллах его видит, где бы он ни был.
(31) Слова автора «И у каждой степени есть столпы», столпы множественное число от слова столп. Столп3 – это то, на чём стоит что-либо другое. Столпы4 какой-либо вещи – это её части, на которых она основывается и без них эта вещь не может существовать. Столпы находятся внутри дела, в противоположность условиям5, которые находятся снаружи дела. Наподобие условий молитвы, которые находятся вне молитвы, то есть до неё. А что касается столпов молитвы, то они находятся внутри неё, как «такбир аль-ихрам» и чтение суры «аль-Фатиха». Если нарушится что-либо из столпов, то молитва не засчитывается так же, как, если исчезнут столпы строения, оно не сможет стоять и опираться на них.
Творец 32.
Часть длинного хадиса, который привёл аль-Бухари 50, Муслим 9-10, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Ар-Рукн.
Аль-Аркан.
Аш-Шурут. 76
Столпы Ислама.
Свидетельство о том, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, их смысл и доказательства.
У Ислама пять столпов: Свидетельство о том, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан и паломничество к Запретному Дому Аллаха. (32)
Доказательство на свидетельство слова Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого»1. (33)
(32)Ислам основывается только на этих столпах. Если этих столпов не будет, то Ислама не будет. А что касается всех других дел благочестия, то они дополняют эти столпы. Поэтому Джибриль, мир ему, спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в присутствии сподвижников, он сказал: «Поведай мне об Исламе» - пророк ответил: «Ислам – это, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, совершал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершал хадж к Запретному Дому Аллаха, если сможешь». Разъяснил пророк, мир ему и благословения Аллаха, что Ислам это эти пять столпов. Однако, хадис Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, разъясняет, что эти пять столпов являются основанием Ислама. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ислам основывается на пяти столпах»2. То есть эти пять столпов не являются полностью всем Исламом, но они столпы и основа, на которых он зиждется. А остальные узаконенные Шариатом дела являются дополнением и довершением для этих столпов.
(33) Слова Всевышнего: «Засвидетельствовал», то есть постановил, повелел, объявил, разъяснил и обязал. Свидетельство Аллаха вращается вокруг этих пяти смыслов: постановление, повеление, объявление, разъяснение и обязывание. И смысл слова «засвидетельствовал», то есть Всевышний постановил, объявил, разъяснил и обязал своих рабов этим, а это то, что нет божества кроме Него.
Слова «Нет божества» отрицают всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха, а слова «кроме Него» утверждают поклонение только для одного Аллаха. Смысл слов «что нет божества кроме Него», то есть, нет истинного объекта поклонения кроме Аллаха, Свят Он Всевышний. А что касается того человека, который поклоняется не Аллаху, то его поклонение не действительно, и это основываясь на слова Всевышнего: «Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой»3. Засвидетельствовал Всевышний о Самом Себе, что Он один Единственный, и Он самый правдивый из говорящих. Свидетельство Аллаха Всевышнего является самым правдивым свидетельством, потому что оно исходит от
1 Семейство ‘Имрана 18.